Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 31 (594) от 28 июля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Президентом России будет криминальный авторитет?

Надежда АЛИСИМЧИК

8 июля, в четверг, Виктор Черепков дал интервью для нашей газеты.

Мы не сомневались в его победе во втором туре и задавали вопросы не как журналисты кандидату, а как горожане своему будущему мэру.

В том интервью Виктор Черепков рассказал, какие должности в мэрии будут конкурсные, на какие будут назначены новые лица, и какие сотрудники останутся на прежних местах. Были затронуты вопросы водоснабжения и очистки вод, финансовые источники для социальных программ и многие другие. Ответы были просты и понятны - необходимо создание рабочих мест для любого желающего и нуждающегося - от инвалида, пенсионера и бомжа до студентов, домохозяек и китайцев. Он пояснил, что нужно сделать для этого, а также подчеркнул важность того, чтобы деньги богатых людей работали в Приморье на благо всем. Но через сутки на Виктора Черепкова было совершено покушение, а спустя еще три дня, его кандидатуру сняли с выборов.

На прошлой неделе журналисты «АВ» вновь навестили Виктора Ивановича, теперь уже в госпитале. Публикуем его интервью нашему корреспонденту Надежде Алисимчик.

МИЛИЦИЯ ЗАМЕТАЕТ СЛЕДЫ ПОКУШЕНИЯ НА ВИКТОРА ЧЕРЕПКОВА
ЧЕРЕПКОВ: - В избирательный период самые сложные отношения были с высшими должностными чинами милиции, которая обеспечивала самые беззаконные действия. И не то, что не ориентировала на выявление нарушений, а прикрывала их и взаимодействовала, я прямо, открыто скажу, - с криминалом. По этой причине я отправил обращение и к министру внутренних дел.

Кроме этого - заявление Генпрокурору о возбуждении уголовного дела по противоправным действиям и злоупотреблению служебным положением, по превышению своих должностных полномочий и по халатности высших должностных лиц милиции Приморского края. В первую очередь Тарабарова и Староверова, ну и начальника УВД Владивостока Гурьева, который был непосредственным исполнителем всего этого.

Была просто слежка за депутатом Госдумы и полное блокирование. И милиция обеспечивала победу Николаева, обеспечивала, когда подвозили автобусами избирателей, и председатели комиссий предоставляли им возможность голосовать под чужими фамилиями. За два дня до взрыва я встретился с Вачаевым в кабинете, рассказал ему об этом и сказал, что обязательно добьюсь, чтобы уголовное дело было возбуждено. Поэтому подозревать можно и оппонентов, и сотрудников милиции.

Когда произошло это, они квалифицировали взрыв как хулиганство. Для чего? Чтобы расследованием занималась не прокуратура, а сама милиция. И чтобы в ходе «следствия» обрубить все концы, а всю следственную базу уничтожить. Расследование взрывов - это дело прокуратуры, и она сразу же прибыла на место и взяла расследование. Там были все следы и вещественные доказательства, и прокуратура обязана была все это собрать, заснять и описать: где ключи были, где замок, как я лежал, как шла взрывная волна. Все это должно быть. Этого ничего нет.

ЧЕРЕПКОВУ- ГРАНАТУ, ЕГО ПОМОЩНИКУ - ВСЮ ОБОЙМУ
- А теперь ко мне приходят из милиции и просят, чтобы я им дал объяснения! Извините, это все было у вас. Поэтому я потребовал, чтобы дело передали в Генпрокуратуру, это ее дело - расследовать покушение на депутата Госдумы. А у приморской милиции - это хулиганство!

Причем разрабатывают версию, что взрыв организовал кто-то из моих помощников, и таскают всех. А когда Максим Шаров вышел с допроса, тут же следом за ним вышел человек из УВД края, догнал его, избил, рассек губу, свернул челюсть, причем бил ногой. А когда Максим упал, пригрозил: «Если где-то пикнешь, завтра вся обойма в тебя будет выпущена». Поэтому сегодня он уже покинул Владивосток. А до этого неделю скрывался по гостиницам.

Вопрос: - А он запомнил этого человека, он откуда?

Черепков: - Он запомнил лицо, это был человека из УВД Приморского края.

После этого я старшему следователю сказал, что при таком ведении дел, когда вы отрабатываете только эту версию, а все остальные запутываете, никаких дел я с вами иметь больше не буду.

Есть и другие основания не доверять милиции. Как только произошел взрыв, тут же, словно за углом стояла, возникла милиция. Стал мой помошник звонить, и даже 02 еще не успел набрать, как они его схватили.

ТРИ МЕСЯЦА БЛОКАДЫ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
- Было много удивительных совпадений до того. Здание, где моя приемная, принадлежит краевой администрации, все специально замазанные окна (чтобы не видно было, кто спускается и поднимается) на лестничных клетках всех этажей были очищены от краски. Зачем? Это такой адский труд. И после этого я стал виден, как в аквариуме.

Кроме этого, в течение последних трех месяцев нас не впускали и не выпускали через главный вход после 10 часов вечера. (Черепков вел здесь прием избирателей, многие приходили после работы, и прием затягивался допоздна - прим. автора).

Я обращался неоднократно к Дарькину по этому поводу. Бесполезно. Поэтому после 10 вечера мы вынуждены были ходить через запасной ход. Примерно месяца три назад исчез свет со стороны этого входа. Там, где самое опасное место, свет убрали даже над дверью и не восстанавливали в течение трех месяцев.

ЖИЗНЬ СПАС СЛУЧАЙ, ЗАМОК ИЛИ БОГ?
Спас меня замок. Замок на двери запасного входа обычный квартирный и открывается поворотом щеколды. Это очень быстро - отодвинул задвижку и сразу выходишь, вставляешь ключ и закрываешь за собой. Расчет был, видимо, на это, хотя гранату можно и позже бросить - там каменный мешок, никуда не денешься. А граната в радиусе двух метров уничтожает все живое полностью.

Я уже три месяца не ночую дома, после того как меня предупредили, что киллер стоит дешевле. А на этот раз мне потребовались документы для суда. Только в 22 часа в пятницу я узнал, что в суд подан иск о моем снятии. Мне потребовались документы из архива, которые жене не отыскать без меня.

Я позвонил ей в 12 часов по мобильному, сказал что приеду сам часа в два. Обычно она присылала мне поесть с водителем. Поскольку служебной машиной на выборах не пользуюсь, позвонил помощнику, чтобы он отвез меня домой. Он подъехал, я взял сумку с посудой и вещами, а портфель отдал помощнику и быстро первым спустился вниз.

Запасным входом пользуюсь только я. Расположенные выше этажом организации отгорожены железной решеткой и выхода на площадку не имеют. Но рано утром, за неделю до взрыва, дверь запасного входа оказалась открытой. Как выяснилось, ею воспользовались расположенные выше соседи, вышли, а ключей, чтобы закрыть ее за собой, у них не было.

Поэтому мы решили повесить с этой стороны для страховки висячий замок. Об этом кроме меня и помощника никто не знал. Вот когда я открыл внутренний замок, то следом открыл замок висячий, но не вышел сразу на улицу. Чтобы висячий замок не носить с собой, я его вешал на вертикальную стойку лестничную и закрывал на ключ, чтобы не сперли. Вот этот момент они не учли.

Вопрос: - Но это секунды!?

Черепков: - Да, секунды. Я открыл дверь, просунул за нее сумку с посудой и они, видимо, считая, что я выхожу, в этот момент уже бросили гранату. Судя по тому, как мне описали, она была сброшена сверху. Мой помощник Женя в этот момент стоял выше на лестнице и ждал, пока я управлюсь с замком и выйду. В какой момент - не знаю, но к стойке я еще не подошел, когда прогремел взрыв. Большого взрыва я не услышал, видимо, я услышал момент, когда запал взорвался. Дальше я уже ничего не помню. Судя по тому, что мне рассказали, видимо, меня ударило боком об стенку взрывной волной.

Вопрос: - Учитывая, что у вас почти туннель со стороны улицы, получилось, как при взрыве в метро - двойная волна?

Черепков: - Да, еще следом шла отраженная от стенки волна. Мне сказали, что я упал затылком на одну ступеньку, шеей на другую, и позвонки грудные все еще болят. Вот такая ситуация.

Вопрос: - Но Вас бы расплющило дверью, открывайся она внутрь?

Черепков: - Пронесло, жив остался.

ВЕШНЯКОВ В ЭТО ВРЕМЯ ДЕЛАЛ ДОКЛАД В ЕВРОПЕ ОБ УСПЕХАХ НАШЕЙ ВЫБОРНОЙ РЕФОРМЫ
Вопрос: - Председатель ЦИК Вешняков выразил недоумение по поводу того, что ваша жалоба по вашей вине долго не поступала в краевой суд, потому что была отправлена по почте. Что вы на это скажете?

Черепков: - Жалоба сейчас в суде, она отправлена туда в субботу, 17 июля.

Вопрос:- Почему не сразу?

Черепков: - Они хотели рассмотреть ее за день или два до дня выборов и поступить следующим образом - удовлетворить в последний момент. И тогда я ничего не успеваю сделать - агитировать нельзя, народ ориентирован на то, что в списках меня нет и голосовать нужно «против всех». У них все по часам просчитано было.

Вопрос.: - Но говорили, что, если вашу жалобу удовлетворят, то выборы должны быть на неделю отсрочены?

Черепков: - Это право комиссии, комиссию вы знаете.

Вопрос: - Вешняков все время занавешивается от нас одной фразой: «Это местное самоуправление, мы не вмешиваемся, как Вы это расцениваете?»

Черепков: - Обидно это: ЦИК не вмешивается, прокуратура не вмешивается... Бандиты вмешиваются.

ПРИМИТЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ: КРИМИНАЛ ПОБЕДИЛ ФСБ
Вопрос.: - Виктор Иванович, если бы вашей кандидатуры не было, милиция бы так открыто и нагло крышевала своего кандидата?

Черепков: - Во-первых, если бы был не я, а кто-то другой, у Николаева не было бы таких расходов. Во-вторых, милиция крышевала, потому что у нее был интерес.

Вопрос: - А как Вы оцениваете роль Марковцева в этом?

Черепков: - Роль Марковцева нехорошая. И единственное, что символично, что криминал победил ФСБ: полковник ФСБ Марковцев проиграл криминалу.

Теперь будет очень красиво, когда милиция торжественным шагом будет проходить и отдавать честь Винни-Пуху. Он будет вызывать их на ковер и давать им задания. Но самое страшное не это, самое страшное в другом, дело не в фигуре Николаева. Все дело в его братве, так вот, он от нее никуда не денется, как никуда не делся Дарькин. Они вместе делят все рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие структуры. Дело в системе неуправляемой.

Вопрос: - Словом, поставят «город раком, как и обещали?»

Черепков: - На первых этапах, во время эйфории, Николаев даже будет держать себя сдержанно. Чтобы не наезжала на него братва, она будет «охранять» его по всем этажам. Более крутые начнут рушить и подминать крупные предприятия перестрелками, поджогами и прочими «мероприятиями». Более мелкие начнут «работать» с магазинчиками. Совсем же пацанва займется киосками, палатками и контейнерами, ну и займутся подъездами. Поэтому там система, которая получила зеленый свет к действию. Все займутся «делом»: подростки, шерстерки, бойцы, бригадиры, кто в законе и кто вне закона. Как в дикой природе.

ВПЕРЕДИ 13 ЛЕТ БАНДИТСКОЙ ВЛАСТИ?
Вопрос: - Бандитская иерархия?

Черепков: Безусловно, и ее нарушать нельзя. Не пошел бы Николаев в мэры, если бы не пошел Дарькин в губернаторы. С точки зрения этой иерархии Николаев был выше, чем Дарькин.

Вопрос.: - Но, Николаев не мог пойти в губернаторы в 2001 году, младше 35 лет на этот пост нельзя выставляться. А вот когда Дарькин досидит этот и потом еще один срок, Николаев как раз дозреет. Не отсюда ли и такие траты на выборы и такая наглость? Получается, они захватили власть в Приморье на 13 лет: Дарькин еще просидит 5 лет, а потом Николаев - 8? Почему так равнодушна федеральная власть?

Черепков: - Нет у нас в Приморье и ДВ округе федеральной власти.

Вопрос: - А Путин?

Черепков (глубокий вздох): - Если бы была хоть какая-то реакция Путина, положительная или отрицательная, я бы приветствовал. Никакой. Нет у нас власти, есть имитация власти, а реальная власть - это бандиты.

Вопрос: - А если на пост Президента на следующих выборах выдвинется бандит, он победит?

Черепков: - Запросто!

Вопрос.: - А если нам, избирателям, напрямую обратиться к европейскому сообществу, это что-то даст?

Черепков: - Европейская общественность, конечно, озабочена, понимая, если к ядерной кнопке реально придут бандиты, весь мир забудет бен Ладена и будет долго-долго помнить эту братву.

ЗОЛОТАЯ КАРУСЕЛЬ
- «Золотая молодежь» не только за Николаева агитировала, но и «карусель» крутила, - рассказал «Известиям» проигравший Николаеву Николай Марковцев.
- Подходит избиратель, ему дают бюллетень с уже проставленной где надо «галочкой», его он и опускает в урну, а полученный у комиссии чистым выносит «карусельщику», который выплачивает вознаграждение. Мы поймали таких «карусельщиков» за руку.
Кроме того, нами установлено, что в голосовании принимали участие люди, привезенные из других городов Приморья. В правоохранительные органы я сообщил.
«Известия», 20.07.2004,
«Винни-Пух победил на выборах»

СЪЕДЕННАЯ ЗАПИСКА
Объявляя в среду официальные результаты голосования, председатель городской избирательной комиссии Татьяна Шклярова заявила, что ни избирком, ни правоохранительные органы не располагают данными о серьезных нарушениях и замечаниях в ходе голосования. Ранее, сразу после второго тура, в городе раздавалось немало голосов, утверждавших обратное.
...на один из участков привезли четыре автобуса с «избирателями» из поселка Хороль, находящегося в 300 километрах от Владивостока.
Бдительные наблюдатели сняли на видеокамеру, как приезжий избиратель при повторной попытке проголосовать передал члену избирательной комиссии записку. Та спрятала ее под одеждой и подала знак председателю комиссии.
Однако при выдаче бюллетеня махинацию остановили наблюдатели. Когда члена комиссии попросили показать записку, член комиссии ее съела.
«BBC», 21.07.2004

ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА ЧЕРЕПКОВА
Вопрос: - Как вы узнали о покушении на Виктора Ивановича?

- Виктор Иванович позвонил, что приедет часа в два. Я жду, его все нет, вдруг слышу, что подъезжает машина. Я открыла дверь, выхожу на площадку и слышу, что машина уже отъезжает.

Кто-то вошел в подъезд, а дальше - тишина. Я стою, жду. Внизу ни разговора, ничего. Но звук такой, как будто кто-то переступает с ноги на ногу. Меня это насторожило, значит, думаю, кто-то не вышел, а внизу стоит. Спустилась на две ступеньки, стою жду. Опять кто-то переступает, как это делает обычно человек, когда долго стоит на одном месте и ноги затекают. Стало как-то не по себе.

Я вернулась, как раз сын зашел. Я говорю: «Папа должен приехать», - и рассказала сыну, что меня насторожило в подъезде. Шел уже третий час ночи.

Я набираю сотовый Виктора Ивановича, никто не отвечает. Звоню по обычному телефону - молчок. Ну, не может такого быть, чтобы одновременно и из помощников рядом никого не было, и телефон отключен. Сын говорит: «Ладно, сейчас пойдем посмотрим», и зашел в другую комнату.

И тут раздается звонок на его сотовый, сын послушал, что говорят, и сказал: «Ладно, сейчас приеду». Я говорю: «Ты куда?» — «По работе». Спрашиваю: «С отцом что-то случилось?» Он сказал «нет» и ушел. Жду. Опять набираю телефон, опять никто не отвечает. Ну а потом позвонили, и я помчалась в больницу.

Вопрос.: - Какое у вас было чувство, когда узнали, что ваш муж вновь в мэры идет?

- Мне лично, как жене и как человеку, просто его жалко. От него все чего-то ждут, все чего-то хотят. Они даже сюда к нему приходят с просьбами. Зачем мне это надо? Кроме горя и болезней я ничего не имею.

Вопрос: - Вы бы хотели другого мужа?

В ответ раздался синхронный смех супругов Черепковых.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100