Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (588) от 17 июня 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Гравюра-искусство рассвета

Надежда Алисимчик

9 июня в галерее «Арка» открылась выставка графики приморского художника Геннадия Кунгурова, она продолжит работу до 25 июня. В это время жителям нашего города предоставляется редкая возможность увидеть уникальные работы лучшего на Дальнем Востоке графика.

Народный художник Иван Васильевич Рыбачук при открытии выставки Геннадия Кунгурова сказал, что очень немнногим художникам удалось стать мастерами графики. «Убери у Рембранта живопись, он все равно Рембрантом останется».

Олейников Владимир Иванович, художник, первый учитель и друг: Геннадий Кунгуров - один из самых разноплановых художников Дальнего Востока: от графики станковой через живопись, включая книжную графику (им выпущено 150 книг) до сценического искусства. Это редкая в наше время увлеченность всеми гранями искусства.

- А это не в ущерб? - спросила я Владимира Ивановича.

- Нет, напротив, она его обогащает, а время приведет его к самому любимому. Если говорить о его ксилографии, то во всех его серебристых листах просматривается появление света и характер материала. Это умение его деликатного обращения с резцом и тонкое понимание цветопластики. Работая двумя цветами, рассказывать о цветности мира - это мало кому подвластно из графиков. Обычно они так и остаются в рамках двуцветности. Я считаю, что графика - самая сильная сторона художника Геннадия Кунгурова. Именно ею он участвовал в крупнейших международных, всесоюзных, всероссийских выставках.

У самого художника я спросила: «Что Вас в век компьтерных технологий заставляет быть преданным такому трудоемкому, ювелирному виду искусства? Оно востребовано нашим суетливым обществом, по-моему, оно доступно восприятию людей глубоко чувствующих?

Геннадий Кунгуров: - Да, этот вид искусства подразумевает интимное восприятие. Оно и было в свое время в дворянских домах альбомным искусством, и перешло в книжную иллюстрацию. Ведь и буква начиналась с гравюры, хотя с тех пор претерпела много технологических трансформаций ее воспроизведения. Поэтому высшим проявлением иллюстрированной книги является гравюра, как изначально выгравированные одним резцом на одной доске еще во времена предшественников Ивана Федорова рядом со словом. Оттого и полное слияние текста, буквы и гравюры до сих пор ощущается при чтении книг. Но на сегодня это мало востребованный вид искусства.

-У вас есть кому передать его?

- Некому, оно мало приносит прибыли. Но у меня есть мечта. Есть вид искусства, который ценят коллекционеры, он называется уникальная книга. Это когда художник делает вручную всю книгу, начиная от вырезки букв и заканчивая переплетом. Будь у меня такая материальная возможность, я бы все отодвинул в сторону и сделал такую книгу.

Но, мало востребованная у нас, графика очень высоко ценится во всем мире, там знают и почитают нашего земляка, Геннадия Кунгурова. Его работы включены в международные каталоги, ему шлют приглашения из многих стран, но он остается в нашем городе и прославляет его для нас. Почему? Потому что Геннадий Кунгуров совершенно счастлив и может многие дни пребывать в неприхотливом бытовом пространстве, дай ему волю только творить. Для этого ему нужна лишь тишина в душе, ведь гравюра создается на затаенном дыхании. В природе сродни гравюре лишь предрассветный час.

Надежда Алисимчик.

На снимке слева направо: Татьяна Прудкогляд - поэт, декан издательского факультета и директор издательства ДВГУ; Геннадий и Светлана Кунгуровы.

Фото Галины Смакота.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100