Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (585) от 27 мая 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Из истории защиты растений

Н. ОСТАПЧУК

В дореволюционной России и в первые годы Советской власти основная роль в борьбе с вредителями растений принадлежала механическому методу.

Широко проводился ручной сбор насекомых на полях и в садах, использовались простейшие приспособления – сачки, гусеницеловки, марлевые волока, ловчие и заградительные канавки.

Важное значение придавалось агротехническим приемам, способам и срокам обработки почвы, срокам сева, подбору предшественников и др. Возможности химического метода были весьма ограничены. В распоряжении специалистов имелись арсенат натрия, парижская зелень, джипсин, хлористый барий, зеленое мыло, керосиново-мыльная и керосиново-известковая эмульсии, карболениум, табачный экстракт и табачная пыль.

Главнейшими вредителями были саранчовые, на зерновых – вредная и маврская черепашки, хлебный жук, озимая совка, хлебная жужелица, гессенская и другие злаковые мухи, хлебный пилильщик, злаковые тли, свекловичный долгоносик, плодожорки и другие вредители сада.

Был уточнен видовой состав, разработаны системы мероприятий по защите главнейших культур. На смену мышьяковым препаратам и хлористому барию пришли препараты второй генерации – ДДТ и гексахлоран. Ассортимент инсектицидов стал непрерывно пополняться. Эффективность химической защиты настолько возросла, что во многих случаях отпала необходимость в каких-либо других мерах борьбы, развивались исследования в области биологического метода. Был создан первый российский микробиологический препарат – энтобактерин.

Начали появляться сигналы об отрицательных последствиях необоснованного применения инсектицидов. Уже были известны случаи гибели птиц, рыбы, накопления комулятивных препаратов в тканях человека. Были начаты исследования и появились первые необходимые законодательные меры ограничения. Исследования и разработки у нас существенно сократились, в других странах они продолжались.

Всеобщее направление получила интегрированная борьба на основе оптимальной технологии земледелия, включающая сроки, сорта и рациональное применение пестицидов с учётом порога вредоносности и наличия естественных врагов.

Завершено было изучение вредоносной фауны, описание фенологии развития главнейших вредителей. Получили дальнейшее развитие теория и практика прогноза численности и потенциальных потерь. Значительно усовершенствован был химический метод, улучшен ассортимент химических средств, сняты были с производства и применения высокотоксичные препараты ДДТ, гексахлоран, хлорофос, появились менее опасные для природы и человека инсектициды, из которых особо следует отметить пиретроиды, не загрязняющие растительные продукты и окружающую среду.

Появилось малообъемное и ультрамалообъемное опрыскивания, способ длительной защиты некоторых культур путем припосевного внесения в рядки гранулированных систем препаратов, в частности фурадана, каунтера, темика. Разработана была тактика химической борьбы, предотвращающая развития резистентности (привыкания и устойчивости).

Осуществлено было гигиеническое нормирование остатков пестицидов в продукции, почве, воде, воздухе и начались определения наличия. Сформулировалась новая отрасль науки – экотоксикология, изучающая поведение и превращение ядовитых веществ в биосфере. Появились синтетические аналоги феромонов насекомых для выявления и количественного учёта вредителей.

Даже этот краткий перечень достижений науки позволяет судить о том, какими разнообразными средствами и способами пополнилась практическая защита растений за прошедшее столетие. К концу столетия сохранились все виды, представляющие опасность для урожая, изменилась лишь география вредоносности. Появились ранее отсутствовавшие или непричинявшие ощутимых потерь урожаю виды (картофельная коровка и колорадский жук).

Миллионы гектар заселяются и теперь многоядными и специфическими для отдельных культур вредителями. Основным фактором наличия вида, его численности и вредоносности остается наличие пищи. Возделывая определенный набор сельхозкультур, утративших защитные вещества, свойственные диким сородичам, человек сам обеспечивает кормовыми ресурсами насекомых вредителей. Они получили возможность интенсивно размножаться, если не ограничивать их численность специальными мерами.

Для примера возьмем модные в последние годы дачные участки – целый массив из кусочков в 6-8 и редко 10 соток с примерно одинаковым набором разнообразных культур. Стоило только кому-то завезти или занести себе на участок малинового жука с посадочным материалом, как он тут же за несколько лет расселился по всему массиву и продолжает расширять ареал своего распространения. Примерно то же можно сказать и про целый ряд других вредителей и болезней растений.

Часто приводят примеры борьбы в других регионах и даже странах без учёта наших условий и специфики. Если бы та же малина на большом массиве одного хозяина располагалась в одном краю участка, то попасть на соседний участок, если малина не рядом, за забором, уже не так просто, как у нас.

Человек и окружающие его виды насекомых нуждаются одновременно в одних и тех же растениях, поэтому борьба между человеком и насекомыми-вредителями, начавшаяся задолго до цивилизации, будет непрерывно продолжаться. Только в последние годы выделяются не определенные единичные приемы, а комплексный подход к вопросам защиты растений.

Резкое снижение потерь урожая началось с конца 50-х, когда резко расширился ассортимент и увеличились поставки препаратов сельхозпроизводителям. Использование современных химических средств на фоне агроприемов, направленных на получение дружных всходов, роста и плодоношения растений, является и теперь основным фактором, обеспечивающим надежную защиту урожая. Любой агроприем только ради защиты урожая требует больших затрат труда, чем химическая обработка и не имеет смысла сейчас заменять одно другим.

Роль природных энтомофагов в регуляции численности вредителей постепенно уменьшается. Это обусловлено сокращением природных резерваций паразитических и хищных насекомых благодаря расширению распахиваемых площадей, уменьшению кормовой базы энтомофагов, благодаря использованию эффективных защитных мероприятий препаратами широкого спектра действия, уничтожаем энтомофагов.

Содружество научных учреждений, товаропроизводителей и специалистов по защите растений помогает не только быстрее проверять результаты экспериментов, но и обогащать науку новыми идеями.

В защите растений от фитопатогенов сформировалось новое направление – максимальная активизация всех природных защитных систем растений. Работу природных регуляторов можно многократно усилить, используя химические иммуностимуляторы (иммуноцитофит) или биогенные (агат-25К, планриз). Возростает значение стимуляторов и адаптогенов иммунной системы растений («Эпин», «Силк», «Циркон», «Бутон»). Наиболее значимый эффект достигается при применении таких препаратов с ранних сроков сезонного развития.

Изучение реакций защитных механизмов растений позволило не только составить каталоги вырабатываемых растениями веществ, но и выявить целый ряд ответственных за это генов. На их основе уже сконструированы сорта с повышенной реакцией на фитофагов. Имеется немалый перечень уже устойчивых сортов.

Для примера хочется привести нематодоустойчивые сорта картофеля. У нас в крае более 90% посадок картофеля находится у населения. Проводимые анализы почв специалистами лаборатории «Примгоскарантина» выявляют ежегодно большое количество новых очагов ЗКЦН (золотистой картофельной цистообразующей нематоды). В Надеждинском районе, например, ею заражены более половины обследованных у населения участков. Нематодоустойчивый сорт картофеля «Сантэ», как утверждают специалисты инспекции, за 2 года посадки значительно снижает численность картофельной нематоды, а через три года полностью очищает от нее участок. Также действуют и другие нематодоустойчивые сорта.

Н. ОСТАПЧУК, агроном


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100