Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (581) от 29 апреля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Брэнд для б/у картриджа

Анна Людковская

Свою первую фирму владелец «Русского картриджа» был вынужден зарегистрировать на брата - самому предпринимателю было тогда всего 17 лет.

За год до этого Алексей Харченко сбежал из родительского дома, так и не окончив среднюю школу. С тех пор Харченко сумел построить бизнес на использованных картриджах - скупает старые картриджи, восстанавливает и продает, и в основном на экспорт.

Алексей Харченко решил сбежать из дома сразу после получения паспорта, дававшего свободу передвижения. В записке, оставленной родителям в своей комнате, Харченко объяснил, что в родном городе Озерске ему делать нечего. Он просто не мог больше оставаться дома: в семье не было денег, учеба в школе давалась с трудом, а работу в закрытом городке в Челябинской области найти не удавалось.

В столице Алексей поселился в общежитии брата, учившегося в одном из московских вузов. Сначала устроился грузчиком, потом подносил сумки дачникам на вокзале. А когда дачный сезон закончился, нашел более чистую работу в фирме приятелей - продавал бумагу. Он обзванивал компании, выяснял у офис-менеджеров, не нужна ли им бумага, закупал нужное количество у оптовиков и доставлял заказчику.

Каждая такая сделка приносила Харченко 130-150 руб. Но уже через месяц у Харченко появилась другая идея. «Клиенты постоянно спрашивали, есть ли у меня картриджи, так что я начал продавать и их», - рассказывает предприниматель. Спрос оказался настолько велик, что через полгода Алексей зарегистрировал собственную «Компанию Тим Сервис» - на брата, потому что Алексей был еще несовершеннолетним.

Харченко снял однокомнатную квартиру в Кузьминках за $300 в месяц. Здесь разместилась его команда: 10 сверстников, большинство совмещали работу в «Тим Сервисе» с учебой. Кроме аренды офиса-квартиры, вложений в бизнес практически не потребовалось: все сотрудники работали за проценты от продаж, бухгалтер - внештатно, на дому.

Харченко нашел две фирмы, специализировавшиеся на восстановлении картриджей. У них закупали восстановленные картриджи и перепродавали. Уже через полгода фирма перестала справляться со спросом. Однако увеличивать свои мощности поставщики не могли. И предприниматель решил восстанавливать картриджи сам. Компания наняла на работу еще 20 человек, переехала в новый офис на улице Радио, закупила необходимые комплектующие и оборудование: фотобарабаны, тонер, чернила и т. п. Сырье Харченко собирал по всей стране: обзванивал крупные компании и покупал у них использованные картриджи.

За полтора года выросла сеть из 12 точек, из которых половина в регионах, по приему использованных картриджей. После восстановления их продавали, теперь уже крупным оптовикам - компьютерным дилерам. «Конечно, клиенты брали такие картриджи неохотно, но у них не было выбора. В России продавалось много принтеров, а оригинальных расходных материалов было недостаточно», - рассказывает Алексей.

Начав в 1997 г. с 20 картриджей в день, к 1999 г. компания восстанавливала и продавала уже в 10 раз больше. Но долго продолжаться это не могло. К началу 2000 г. международные компании - производители офисной техники (Hewlett Packard, Canon, Epson) стали создавать дистрибьюторские сети по продаже расходных материалов, вытесняя с рынка такие компании, как «Тим Сервис». Фирма Харченко стала нести убытки. В конце 1999 г. он уволил до 30% сотрудников.

Но к тому моменту Харченко был уже занят созданием собственного брэнда - «Русский картридж». «Я чувствовал, что рано или поздно нашему бизнесу должен прийти конец, и искал для себя новые ниши», - рассказывает Алексей. Для руководства проектом он пригласил родителей: пост гендиректора заняла мама, а рекламной кампанией взялся управлять отец. Алексей купил родителям квартиру и перевез их в Москву.

Как раз в это время в Западной Европе и США появились новые технологии восстановления использованных картриджей. В отличие от прежних они не укорачивали срок эксплуатации принтеров. Производители расходных материалов тут же столкнулись с проблемой сбора использованных картриджей. Харченко быстро сориентировался - решил экспортировать этот товар. В конце 1999 г. он продал на экспорт 2000 штук. Весь 2000 г. объемы росли в геометрической прогрессии - за год компания продала 60 000 штук, годом позже - уже в два раза больше. Сейчас Харченко продает 18 000 лазерных и 4000 струйных картриджей в месяц. Использованные картриджи он покупает по 100-300 руб. Розничная цена в зависимости от типа картриджа колеблется от 600 руб. до 1080 руб. Харченко не раскрывает точных цифр продаж. Однако, по оценкам Юлии Вильке, менеджера по продажам расходных материалов компании Canon, объем продаж может составить около $390 000 в месяц.

В 2000 г. штат расширился до 120 человек, компания вновь сменила офис, заняв уже целое здание на улице Народного Ополчения. Харченко попробовал экспортировать картриджи уже под своим брэндом. Правда, марка «Русский картридж» не понравилась в Восточной Европе и странах СНГ. «Люди не готовы покупать российские картриджи - они не вызывают доверия», - говорит Харченко. Однако по пробным поставкам стало понятно, что спрос есть. Специально для экспорта Алексей зарегистрировал новую марку Block Black.

Сейчас компания продает партнерам под собственными брэндами 500 лазерных и 500 струйных картриджей в месяц, причем 85% продаж приходится на экспорт. Харченко видит свою компанию, выпускающей под собственной маркой уже другие расходные материалы - например, чернила и тонер. Но это - года через три, сейчас у него другие задачи: «Мы постараемся раз в десять увеличить прием б/у картриджей».

Средний возраст сотрудников в «Блок Блэк» 23 года. Самому Алексею в этом году исполнится 22. Алексея не смущает, что ему не хватает знаний для управления своей компанией. «У меня работают настоящие профессионалы», - рассказывает он. Для получения образования нет времени. К тому же он во всем полагается на чутье. «Мне нравится рисковать, нравится наблюдать, как живет и развивается бизнес, - рассказывает он. - И если бизнес умрет, мне будет интересно смотреть, как меня подвинут конкуренты. Тогда я начну все сначала».

Анна Людковская, газета «Ведомости».


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100