Экономика
Гибель губернатора ведет к монополии для авиакомпаний?
Анастасия ЗАГОРУЙКО
О падении вертолета МИ-8 20 августа этого года с сахалинским губернатором Игорем Фархутдиновым и сотрудниками администрации на борту говорилось много.
Все ждали конца расследования Госкомиссией причин падения вертолета «Халактырской авиакомпании». Многие хотели знать, по чьей вине погибли люди - неважно, губернатор это или просто сотрудник пресс-службы. В своей публикации в номере 35 мы позволили себе предположить, что авиакомпания станет тем самым «козлом отпущения»...
На Камчатке аннулированы сертификаты трех авиакомпаний...
По сообщению, полученному корреспондентом «АВ» от Камчатской службы МЧС, в результате внеплановой проверки малой авиации Камчатки (а именно там упал МИ-8), Минтрансом РФ были аннулированы сертификаты 3-х авиакомпаний: «Кречета», «Ксудача» и той самой «Халактырки».
На сегодня на Камчатке осталось только одна действующая авиакомпания - «Камчатские авиалинии». Данный факт сказался и на ценах авиабилетов. Стоимость летного времени возросла с 31 тысячи 674 рублей до 33 тысяч 176 рублей.
Как заявил министр ЧС РФ Сергей Шойгу, заказчиком того злополучного полета являлся один из владельцев компании, которая в этот день обслуживала представителей администрации Сахалинской области. И будто именно по просьбе заказчика рейса был изменен маршрут без оповещения диспетчера. «Этот человек зарабатывал баллы, чтобы губернатор области пользовался услугами его компании», - добавил Сергей Шойгу.
Экипаж нарушил правила полета?
Министерство по ЧС причиной катастрофы назвало нарушение экипажем правил полета в горной местности. То есть экипаж производил полет на недопустимо малой высоте, что и привело к столкновению с землей. По результатам судмедэкспертизы, этиловый спирт в крови у членов экипажа и пассажиров не обнаружен, не обнаружены и неисправности в машине.
В актах проверки авиакомпаний также не обнаружено неполадок, от которых зависит безопасность полета. Те нарушения, которые были выявлены, относились к оформлению документации.
Поэтому для многих стало неожиданностью решение сертификационных органов. Обычно при выявлении таких нарушений орган сертификации дает время на исправление выявленных «недочетов». Но в этом случае ответ был один - лишить сертификатов. Что это, если не политический шаг? Не подобострастное исполнение приказа «найти и наказать»?
Как сообщил корреспонденту «АВ» источник на Камчатке, после такого шага «прекратилось сообщение между Камчаткой, Сахалином и Корякским АО. Жители отдаленных населенных пунктов лишились возможности попасть в областной центр». Более 500 человек персонала трех авиакомпаний остались без работы.
Руководство авиакомпаний готовится подавать протест в апелляционный комитет органа по сертификации и попытается опротестовать решение «сертификаторов».
Будет ли на Камчатке авиамонополист?
Выходов из сложившийся ситуации несколько. Первый - приобретение имущества авиакомпаний каким-нибудь местным олигархом. Логичнее было бы, если бы единственные ныне действующие «Камчатские авиалинии» в лице своего гендиректора Николая Батищева «выкупили» конкурентов и стали монополистом. Но этот выход вызывает сомнения.
Второй выход - это выход компаний-однодневок. Под новой маркой продавать старый товар. Возможно и объединение 3-х мелких компаний, что составит реальную конкуренцию компании Батищева. Но это уже после того, как фирмы разберутся со своими сертификатами.
Важен в этой ситуации и тот факт, что по новой концепции развития авиации Правительства РФ намечается сокращение количества авиаперевозчиков в России. Вероятно уменьшение крупных предприятий до 10. А пока ужесточаются правила по контролю за коммерческой авиацией.
Но как ляжет карта для «Кречета», «Ксудача» и «Халактырки», мы узнаем только через некоторое время...
Анастасия ЗАГОРУЙКО.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: