Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 16 (527) от 17 апреля 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Письмо номера: «Воздушные замки» отцов города

Ю. КАРПИНСКИЙ

В конце трудовой недели на центральной площади стояло плотное каре милицейских работников. В воздухе звучал знакомый голос градоначальника и кандидата экономических наук Юрия Копылова.

Он призывал стражей порядка повести непримиримую борьбу с главарями криминальных группировок, которых он знает не только пофамильно, но и по их «кликухам». Причем правоохранительным органам, как заявил Юрий Михайлович, эти господа тоже известны. Однако в выступлении мэра не содержался ответ на естественный вопрос: почему «крестные отцы» владивостокской мафии до сих пор не «парятся» на нарах?

Под необходимость искоренения криминала кандидат наук и глава администрации подвел экономическую базу в виде 250 млн. полновесных долларов США, обещанных нам японцами на постройку моста над бухтой Золотой Рог. В случае неуспеха в сокрушении оргпреступности принципиальные японцы, как намекнул Юрий Михайлович, откажут нам в удовольствии строительства моста. Однако и в этой части выступления не содержалось ответа на другой естественный вопрос: а как насчет канатной дороги, неужели от этой идеи отказались?

Вследствие некоторого недоумения, испытанного по поводу выступления мэра перед стражами порядка, пришлось обратиться к гносеологии застарелых градостроительных тем нашего города. Это побудило вспомнить тоже кандидата, но технических наук, старшего научного сотрудника Дальневосточного НИИ морского флота Соломона Зельманова, который ныне живет на берегу реки Гудзон.

С.В. Зельманов является отцом некоторых идей, которые особо поразили воображение наших градоправителей и нашли, пусть частичное, воплощение за счет налогоплательщиков. А те, которые не воплощены, ждут своего спонсора.

Надо отметить, что кандидат технических наук обладал буйным творческим потенциалом, который не давал дремать научно-технической общественности. К глобальным идеям С.В. Зельманова, до сих пор ожидающим инвесторов, следует отнести, по меньшей мере, три. Одна из них связана с транспортировкой вертолетами контейнеров с судов, находящихся в заливе Петра Великого. Эти контейнеры прямо с воздуха должны были грузиться сразу на железнодорожные платформы. Второй проект заключался в метании с тех же летательных аппаратов оперенных и заостренных свай в вечномерзлые грунты Крайнего Севера, чтобы затем на них строить заводы и объекты жилкомхоза. И, наконец, третья идея состояла в использовании, но уже дирижаблей, для транспортировки деловой древесины из дебрей Уссурийской тайги на многочисленные морские лесовозы.

Надо отметить, что идеи С.В. Зельманова широко публиковались на страницах местной печати. Любопытствующие могут покопаться в подшивках газет «Красное Знамя» и «Дальневосточный моряк» (80-е годы прошлого века).

Но кроме глобалистских устремлений у Зельманова были конкретные предложения по улучшению быта жителей Владивостока. Предвидя, что постройка моста над бухтой Золотой Рог в XX веке не состоится, Соломон Вульфович предложил соорудить понтонный мост. Мало того. Будучи последовательным борцом за сохранение окружающей среды, ученый муж настоятельно рекомендовал расположить в понтонах не магазины и забегаловки, а очистные устройства, способные до прозрачной синевы оздоровить родную бухту.

Вот эта идея С.В. Зельманова упала на благодатную почву. Некоторое время спустя, когда сотрудник НИИ находился уже по ту сторону океана, в одной газете (название забылось) появилась статья под скромной подписью «Инженер К.Б. Толстошеин». В ней уверялось, что мы не хуже жителей Стамбула. Именно там существует понтонный мост, который спасает город от повышенной загазованности путем ликвидации автомобильных пробок. Поэтому в условиях недозагрузки производственных мощностей Дальзавода запросто можно освоить поточное строительство понтонов. Прогнозировалось, что в ближайшее время (вот-вот!) плавучая транспортная магистраль соединит разъединенных жителей «нашенского» Владивостока и поднимет их экономическое благосостояние.

Некоторые языки утверждают, что краеугольным кирпичом разумеется успешно защищенной кандидатской диссертации К.Б. Толстошеина был понтонный мост. И хотя сам мост не стал «в натуре», то ученая степень еще принесет носителю свои дивиденды.

В связи с «мостовой проблемой», перманентно волнующей городских руководителей, вспомнилось одно простое и совершенно разумное предложение. Высказал его специалист, не обремененный степенями и званиями, но, очевидно вследствие этого, не утративший способности к адекватному мышлению.

Дело, как говорится, «в следующем». Владивостоку нужны земельные площади, причем желательно в центре города. Однако кроме неприлично пахнущей водной поверхности бухты Золотой Рог, где ржавеют корабли, а на берегах хиреют бывшие гиганты ВПК, ничего-то и нет! Засыпав хотя бы половину бухты, город получит землю и возможность строительства того, что необходимо для будущего. Вот только моста не будет и канатной дороги - тоже. Зато в ныне запустелых сухих доках можно устроить аквапарки не хуже, чем в китайском Харбине, корейском Сеуле или в холодном финском городе Иматра.

Предложение было «озвучено». Оно вызвало гневливое неудовольствие морских специалистов в лице выпускника горного факультета бывшего ДВПИ им. В.В. Куйбышева инженера К.Б. Толстошеина. Очевидно, в ту пору Константин Борисович напряженно трудился над воплощением идеи понтонного моста, и засыпка части бухты не вписывалась в его концепцию.

Возвращаясь к С.В. Зельманову как идейному вдохновителю творческих устремлений наших глав, нельзя не вспомнить его мечту о запуске электричек по всем железнодорожным путям города. И этой идее уже другой руководитель, Ю. М. Копылов, не дал «засохнуть». Почти полгода мотается электричка между вокзалом и Чуркиным. Правда, редко и пустая.

Какая очередная гигантская идея осенит мэра нуждающегося в элементарном порядке и чистоте Владивостока, города, где десятки тысяч жителей находятся за чертой бедности?

Ю. КАРПИНСКИЙ, кандидат технических наук.

Рисунок Сергея Тюнина


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100