Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 59 (459) от 27 декабря 2001  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Так реформы не делают!

Пётр БЫЛЕЦКИЙ

Всем известно, что любые действия правительства, невостребованные или не поддержанные народом, обречены на провал.
Нет сомнения, например, в том, что нам нужна жилищно-коммунальная реформа, но не такими же методами и конечными целями.

Думаю, что основное назначение должно быть направлено на благо жильцов, это в первую очередь - создание им комфортных условий и решение жилищной проблемы. У предлагаемой же, на фоне повсеместных неплатежей, отсутствия у большинства населения необходимых средств для нормального существования, цинично ставится задача переноса основной доли коммунальных платежей на плечи жильцов. Для многих это перспектива, потери тех жилищных условий, которые они имеют сегодня. Прежде чем начинать такую реформу, на мой взгляд, необходимо в начале осуществить программу повышения платежеспособности каждой семьи, которая смогла бы обеспечить такие доходы, чтобы одной четвертой их части хватило на оплату коммунальных услуг. Кстати, наше правительство все время берет пример с цивилизованных стран: США, Франции, Германии, где цены за коммунальные услуги гораздо выше в пересчете на наши рубли. Они забывают при этом про разницу в жизненном уровне, качестве и подобающем учете жилищно-коммунальных услуг.

Учитывая сложившуюся ситуацию, лучше применить опыт восстановления экономики в послевоенное время таких стран как Япония, Германия, или преобразования, которые проводятся во Вьетнаме. Там все это осуществляется несколько иначе, чем у нас (развитие Китая мы во внимание не берем - там строят социализм).

Говорить о каком-то особом пути России - ошибка, которая нам всем дорого стоит. В настоящее время, к сожалению, мы учимся на своих ошибках, а не на чужих.

Сегодня у государства непомерно разросся чиновничий аппарат (за последние 7 лет он увеличился примерно в пять раз). Для обеспечения своего “безбедного” существования ими создан фискальный принцип: все налоги, пошлины, штрафы, платежи имеют единственную цель - изъять у организации, предприятия, предпринимателя, работающего честно, все, что можно. Налоговая политика по заработной плате ведется так, что производитель просто не в состоянии выплатить заработную плату, т.к. после уплаты налогов, берущихся с нее, средств просто не остается.

Почему сегодня работающие предприятия, такие, как рыбодобывающие или транспортные, например, не могут своевременно выплатить зарплату? Главная причина - непомерные налоги, умопомрачительные штрафы (за несвоевременную оплату НДС берется 0,3% за каждый день просрочки).

Такая фискальная политика приводит к снижению платежеспособности населения. Предприятие становится банкротом, а предприниматель - нарушителем налогового законодательства.

Сегодня по самым скромным подсчетам более 70 % средств вытеснены налоговым гнетом в теневую экономику. Принятый правительством налоговый кодекс практически ничего не меняет, те поправки и дополнения, которые внесла Госдума, тоже “погоды не вделают”. Нужен совершенно иной принцип. Установление одного понятного для любого гражданина налога, который бы после распределялся по всем статьям бюджета. Как, в каких долях, где - в Москве или в регионе - это уже дело профессионалов. Кому это интересно, могут узнать по отчетам правительства за квартал, год. Необходимо учесть, что в “странах рыночной экономики” до 80 процентов прибавочной стоимости остается на предприятии, и соответственно это создает возможность развиваться и выплачивать достойную заработную плату работникам. Во Франции, например, простая машинистка может себе позволить провести, не в ущерб семье, отпуск на Багамах.

Средняя зарплата квалифицированного рабочего колеблется от 3 до 5 тысяч долларов США. Необходимо также учесть, xnj существует развитая система потребительских кредитов, которые используются практически во всех видах, особенно в приобретении жилья, автомашины и т.д.

Почему же мы не можем так сделать у себя? Основная причина - существующая политика “латания дыр” у правительства. Это и “секвестирование” бюджета, которым ставится крест на науке, на новых технологиях, на образовании. Всё это скажется на нашем будущем подрастающем поколении, а по здравоохранению - мы испытываем это уже на себе. Для взимания налогов - а их сегодня с учетом местных более 30, и каждый имеет свою методику расчета - правительство из года в год увеличивает армию сборщиков, создает контрольные службы над самим сборщиком и т.д. Такая же ситуация и с таможенной службой и с целым рядом других. Это как в здравоохранении, вместо профилактической работы - идет борьба с болезнями.

Сейчас стало выгодным работать в бюджетных организациях. Многие из тех, кого я знаю, в связи с данной ситуацией поняли, что сегодня заниматься производством только себе в убыток, и подались на бюджетные “хлеба”. Пусть не так много, но зато постоянно и стабильно.

Такого положения быть не должно. Основным фактором, повышающим реально платежеспособность населения, должны стать поддержка и стимулирование отечественного производителя. Например, отмена НДС, выполнившего свою роль защиты бюджета в период повышенной инфляции. Сегодня этот налог - основная причина разорения большинства производителей. В сельском хозяйстве и строительстве целесообразно было бы оставить только один налог - налог на прибыль, в разумных пределах до 25%.

Такой шаг снизит стоимость продуктов питания, жилья, приведёт к социальной стабильности, росту населения, уверенности каждого в завтрашнем дне.

Пётр БЫЛЕЦКИЙ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100