Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (1015) от 28 августа 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Иван Шкирко: «Альтернатива есть в решении жилищно-коммунальных проблем...»

Наталья ФОНИНА.

Кто, если не собственники жилья, может создать комфортные условия проживания в многоквартирном доме? Одним из первых, кто взял ответственность за регистрацию ТСЖ и управление им во Владивостоке, стал Иван Николаевич Шкирко.

ТСЖ создавали в 2007 году, когда его регистрация стоила огромных усилий, а само ТСЖ, как форма управления многоквартирным домом, только появилось. Подвалы, где трубопроводная система многие годы не ремонтировалась, гниют от сырости. Подъезды впечатляют своей мрачностью и неухоженностью. В таком состоянии несколько лет назад был дом № 1/4 по улице Полярной.

Из мрачного убогого дома, каких во Владивостоке немало, дом преобразился в аккуратное снаружи и изнутри здание, где все системы работают отлажено. В подъезде сидит консьерж, чисто, почти по-домашнему уютно. Жильцы соседних домов порою приходят в Ивану Николаевичу, интересуются причинами таких изменений в их доме.

Расспросили его и мы о столь разительных переменах.

– Иван Николаевич, кто был инициатором ТСЖ, с какими сложностями пришлось встретиться?

– Наш дом постройки 1981 года. В доме со дня его постройки не делали ремонтов. В подвале стояла вода, потому что полусгнившие трубы протекали. Входной двери в подъезд вовсе не было, как и некоторых оконных рам. От мрачных стен в подъезде становилось тоскливо и уныло.

В то время много говорили о перспективах ТСЖ. Взвесив все «за» и «против», я подумал, что единственный шанс навести порядок в доме – создать ТСЖ. Ни одна структура ЖЭУ в нашем доме этого не сделала. Платежи, которые вносили жильцы за содержание жилья и текущий ремонт, уходили бесконтрольно куда-то не по назнаначению. Никаких работ в нашем доме не проводили.

И я начал с информационных собраний, на которых разъяснял, что выход один – не надеяться на успешное управление домом какой-либо структурой со стороны, а начать действовать, взяв инициативу правления в свои руки, – создать ТСЖ.

В результате многих информационных встреч с жильцами моего дома, люди соглашались, что только ТСЖ может исправить положение. Но возникал главный вопрос: на чьи плечи лягут капитальный и текущий ремонты дома? Я понимал, что принимать в управление дом в таком состоянии – просто безумие. На его ремонт необходимо затратить огромные средства. И жильцам это не по карману.

Поэтому, прежде чем взять дом на баланс, необходимо потребоватьт ремонта от администрации. Именно так мы и поступили. На законных основаниях, согласно ст. 16 Жилищного кодекса, подали в суд исковые заявления по поводу ремонтов. Первое заявление – о ремонте фасада дома. Судебные тяжбы по этому поводу тянулись полтора года. А после того, как наш иск о ремонте фасада удовлетворили, нам пришлось приложить максимум усилий, чтобы добиться исполнения решения суда.

Управление жилищным фондом медлило. По решениям судов в доме провели капитальные ремонты систем холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения в местах общего пользования, мусоропровода. Таким же образом, через суд, установили современную систему пожаротушения. Для этого вызвали представителей Роспотребнадзора, чтобы они составили предписание о том, что электрощиты в нашем доме находятся в отвратительном состояни. В настоящее время в доме работают вентиляция и система дымоудаления – верно и отлажено. В случае, если в доме сильно задымлено, автоматически включается сигнализация. По другому решению суда сделали текущий ремонт подъезда – побелили, покрасили, застеклили окна.

– Иван Николаевич, контроль за качеством услуг в правлении ТСЖ – это демократия? Каким образом строятся отношения?

– По сути своей, ТСЖ – чистая демократия. Выборное, из числа собственников, правление. Каждый член правления представляет и отстаивает интересы своего дома. Насколько порядочны, квалифицированы, инициативны и способны представители, настолько успешным будет товарищество в своей деятельности. Всё по-взрослому, как видите. Конечно, не всегда это так, но ведь здесь всё зависит уже от собственников.

Не обязательно рассматривать ТСЖ как альтернативу управляющей компании. Не любое товарищество берет на себя обязанности управления жилищным фондом самостоятельно. Мы, например, выступаем в роли заказчика услуг. Исполнителем может выступить управляющая компания – за соответствующее вознаграждение.

Отдельный жилец, обивающий пороги коммунальной конторы, может решить какой-то свой, частный вопрос. А ТСЖ способно выстроить справедливые отношения между жильцами и управляющей компанией в общем и целом.

Я, как председатель правления ТСЖ, контролирую, как расходуются платежи жильцов по строке «Текущий ремонт жилья».

Мы заключили договор с обслуживающей организацией и переводим деньги на их счета. Жильцы прекрасно видят, как убирают мусор, плохо или хорошо работают дворники. В случае неудовлетворительной работы можем сказать о своих претензиях УК.

А вот статья, которая также имеется в наших квитанциях – «Текущий ремонт» – отчетная. И мы вправе спросить с обслуживающей организации, на какой текущий ремонт и сколько денег из платежей по этой статье было потрачено. Мы вправе спросить о стоимости материала, приобретенного на текущий ремонт в нашем доме. В обязательном порядке составляется смета выполненных работ, и с нею знакомят председателя правления ТСЖ.

– Возникали ли проблемы с тем, что смета была составлена неверно или обслуживающая организация пыталась обмануть в стоимости строительных материалов?

– Такое случалось. Поскольку я в курсе стоимости материалов и строительных работ, то меня сложно провести. Иногда я видел, что стоимость материалов, потраченных на текущий ремонт, была откровенно завышена. Я говорил обслуживающей организации о всех погрешностях. И мы исправляли ситуацию.

Все делали мирным путем – без судебных разбирательств. Я думаю, обслуживающие организации часто обманывают жильцов многоквартирных домов, воспользовавшись их некомпетентностью и отсутствием контроля с их стороны.

– Какие ещё проблемы случались у вас за время руководства правлением ТСЖ?

– Конечно, есть такая проблема, как неплательщики. Их не так много, но они есть. Иногда люди просто забывают о необходимости оплатить коммунальные услуги либо им не хватает времени. Мы стараемся напоминать. Без взаимного доверия, уважения и взаимной ответственности комфортной жизни в доме не обеспечишь. По-другому не получится. Как же расплачиваться с поставщиками коммунальных услуг?!

Управление одним домом – это не очень рационально. Можно укрупнить ТСЖ, объединившись с соседним товариществом. Если же дом старый и требует больших затрат, то его содержание становится тем более проблемным в плане экономики.

Ещё одна сложность – это взаимоотношения с обслуживающими организациями. Любой председатель правления ТСЖ может заключить прямой договор на поставку услуг или проведение ремонта.

– А поддержка со стороны власти оказывается?

В ТСЖ городские власти контроля качества услуг не осуществляют. Это функция правления ТСЖ. В муниципальных управлениях качество контролируется, не знаю, уж насколько эффективно.

Управление, менеджмент стоит на четырех китах: планирование, организация, мотивация, контроль. Если выбросить одну из составляющих или нарушить их последовательность, организация будет работать неэффективно, или не будет работать вообще. Многие наши так называемые руководители легко избавляются от трех составляющих, делая основной упор на одном. Потом удивляются, почему все рушится, предприятие не развивается, качество услуг падает?

Одна из причин, подхлестнувшая инициативных людей объединиться в ТСЖ, – возможность получить инвестиции из Фонда содействия реформам ЖКХ на капитальный ремонт жилья. В городских округах набралось немало желающих воспользоваться счастливым шансом. Ну и молодцы! А как иначе?

Для эффективного хозяйствования условий и так никаких: дома старые – постройки 50-60-х годов, полуразрушенные, платежеспособность населения низкая. Но лед все равно тронется: как только будут перечислены позарез необходимые средства, закипит работа по переустройству обветшалого жилья.

– Если говорить не об отдельном чиновнике, а о муниципальной власти в целом, как бы Вы обозначили её роль в реабилитации ЖКХ?

– Мне понятно, что сегодня в местных бюджетах нет средств, чтобы компенсировать высокие расходы населения на содержание жилья. В этой ситуации рычаги власти должны использоваться для защиты прав потребителей. Спасать от «бедности» газовиков и энергетиков есть кому и за чей счет. А как насчет того, чтобы поддержать инициативы, направленные на экономию средств населения? В частности, я считаю, население платит огромные деньги за месяц за теплоснабжение и прочие платежи. Особенно в зимнее время.

Мы пришли к тому, что поставщики тепла выставляют потребителям непомерные счета. Граждане порою доказывают ошибки «Примтеплоэнерго» и ДЭК в судах. Почему их аргументы, как правило, не принимаются во внимание?

Правда ударит бумерангом, прежде всего, по местной власти. Ведь фактически население переплачивает, в том числе, за неэкономичность наших котельных и потери во внешних сетях. Если управляющие компании начнут рассчитываться за реальные объёмы поставки, то дырявые трубы теплотрасс, плохая теплоизоляция, невыполнение регламентов – всё это станет головной болью муниципалитета.

Вообще, в городе недостает хозяина. Городские власти вместо политики в первую очередь должны бы заняться насущными проблемами: качественным ремонтом дорог, транспортом, обеспечить качественное медицинское обслуживание.

P.S:

Иван Николаевич Шкирко является председателем правления ТСЖ на добровольных началах. Он не получает за свою работу ничего. Все делает по собственной инициативе. Жители микрорайона уважают его за мудрость в разрешении жилищно-коммунальных вопросов. Уютный дворик привлекает внимание своей ухоженностью.

Кто-то скажет: неужели правление ТСЖ – панацея от развала жилого фонда? Панацея или нет – не знаю. Все зависит от людей, которые берут управление домом в свои руки. Они должны быть прежде всего компентентны, грамотны в решении хозяйственных вопросов. И радеть о жильцах, а не о себе!

Наталья ФОНИНА.

От редакции «АВ»:

Мы давно уже сотрудничаем с Иваном Николаевичем – он развозит тираж газеты из типографии по точкам распространения. И не только. В любой проблеме, которых немало возникает перед редакцией, он самый верный помощник: разруливает многие ситуации.

Так что повезло не только тому ТСЖ, которым он руководит, не только партии «Свобода и народо-властие» (партия Виктора Черепкова), в региональном руководстве которой он состоит, но и редакции «АВ» тоже.

Без ложной скромности заметим: создается впечатление, что лучшие люди Владивостока работают в «Арсеньевских вестях».


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100