Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (982) от 10 января 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Сапоги всмятку

Беседовала Ольга КУПЧИНСКАЯ

Такое несъедобное блюдо сотворили законодатели из местного самоуправления

Очень точно сказал Сурен Авакьян, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ: «Нет в России отлаженных механизмов институтов непосредственной демократии, в целом народовластия!»

С мнением мэтра местного самоуправления солидарен и член Спасской организации ОДПК «Хранители закона» Александр ГРИГОРЬЕВ – гость нашей страницы.

– Александр Сергеевич, сейчас Вы оспариваете в суде законность сентябрьского решения Думы Спасска 2004 года № 187, которое позволило так кардинально «перекроить» Устав города, что депутаты отняли у народа право избирать руководителя города. По существу, произошла «приватизация» власти депутатами, которые являются всего-навсего выборщиками.

– На мой взгляд, это решение Думы противоречит пункту 2 ст. 32 Конституции РФ и статье 4 ФЗ № 67 от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Из-за этого в Уставе Спасска перестало существовать понятие «выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования». Вместо этого нам явлен двухголовый змей. Глава города избирается городской думой на срок полномочий из числа депутатов думы путем тайного голосования большинством голосов депутатов. Глава же администрации назначается на должность по результатам конкурса по контракту на срок полномочий Думы (порядок проведение конкурса устанавливается Думой).

Федеральным Законом № 131 предусмотрено два способа замещения должности главы муниципального образования: избрание непосредственно населением на выборах или избрание депутатами из своего состава. В Приморском крае в 174 муниципальных образованиях главы избираются всенародно, а в 7 – представительным органом: это городские округа Дальнереченский, Лесозаводский, Спасск-Дальний, ЗАТО г. Фокино, ЗАТО Большой Камень, Красноармейский и Спасский муниципальные районы.

– А Вам, пенсионеру, какое дело?

– Неужели не понимаете? Конституция предоставляет гражданам РФ право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе выборным должностным лицом местного самоуправления, которого в народе именуют мэром. А местная Дума принимает решение, лишающее народ, в том числе и меня, такого права! В Спасске пошли еще дальше. Первыми в крае придумали выбирать депутатов не штучно, а по партийным спискам. Если ты не член парламентской партии, то в Думу не попадешь.

– Кто же мешает Вам, допустим, вступить в какую-либо партию?

– Не забывайте о свободе совести, гарантированной нам опять же Конституцией. Сошлюсь на статью 30: «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Получается, меня ставят перед выбором, как путника на перекрестке двух дорог: хочешь участвовать в выборах – иди в партию? Партия, в переводе с латыни, – часть целого. Часть народа. А отнюдь не весь народ! Численность партий на местах невелика. Допустим, 40 членов КПРФ выдвигают список и получают три мандата, а предприятие, где трудится в десять раз больше человек, остается на обочине?

– Некоторые видят в партийных списках благо. Например, лидер местного «ЕдРа» А.М. Бехтер. Партия, будто бы, может отозвать плохого депутата и поставить на его место другого.

– Хорошо бы, еще примерами подкрепил. Спасск уж сколько раз оскандалился на всё Приморье – начиная от изобличения в неблаговидных делах бывшего главного врача городской больницы Ольги Сатинаевой до беглого, подозреваемого в убийстве человека, Алексеем Кулибабой. Оба, кстати, единоросы. И что? Партия – молчок. Никаких громких оргвыводов!

– Партийные списки – как шапка-обманка. «Паровозы» тихо съезжают после выборов, «вагончики» перетрясаются, и в итоге мы, избиратели, получаем кота в мешке.

– Точнее, людей, деловые и моральные качества которых не знаем, не имели возможности обсудить. За последние несколько лет в городе сменились три главы администрации: Наталья Войновская, Константин Лобода, теперь вот Артем Бабий. Где фонтан на центральной площади, обещанный Натальей Асхарбековной? Где исполнение десятков обещаний, розданных ее преемником? Когда Спасск ломал руки и ноги на жутком гололеде, Константин Анатольевич закупал в далекой жаркой стране ананасы и бананы для Владивостока. И что? – А ничего! Пошел на повышение в край.

– У всех них была отговорка – отсутствие в бюджете денег на капитальный ремонт тех же крыш, дорог и ветхих домов.

– У местного самоуправления действительно, по большому счету, нет своих финансов, своего хозяйства, своего влияния на ведомственные структуры. Наплодили бюрократию, распылили ответственность. В Спасском районе, например, на содержание администрации тратится 15 477 тысячи рублей, плюс почти 3 млн. рублей – на Думу и ее аппарат. А на ЖКХ – 633 тысячи. В 30 раз меньше! В городе – ситуация один к одному.

– Однако желающих идти во власть – тьма…

– В чем я вижу пока силу местного самоуправления? В том, что оно владеет большими ресурсами земли и еще какой-то долей общественного имущества. Поэтому и идут битвы за муниципальные должности. Чтобы сидел на посту свой руководитель, помогал в отводе участков под застройку, в приватизации земель и строений. Вспомним, как из муниципальной собственности «уплыла» наша «Аврора». Пробовала, было, прокуратура найти зацепку, чтобы вернуть имущество городу. Не вышло: всё сделано так, что комар носа не подточит. Из той же серии – здания Дома быта, городской бани. Когда всё поделят, чахлое местное самоуправление совсем сникнет.

– Как же народ?

– Народу отведена роль статиста. Подразумевается, что у него есть два рычага воздействия на местную власть – выборы и референдум. Насчет выборов говорить не будем, акции протеста, идущие по стране, против их фальсификаций весьма красноречивы. Процедура же референдума так обставлена, что организовать его практически по силам только тем, у кого в руках административный ресурс, т.е. опять же администрации вкупе с Думой. Хотя статья 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», на деле этот «источник» давно затоптан.

– На Руси были примеры подлинного местного самоуправления: Новгородское народное вече, сельские сходы, даже Советы, куда депутаты избирались по округам.

– Нынешняя система выборщиков не может расцениваться иначе, чем узурпация власти народа группой людей, за которыми, как правило, стоят либо представители властных структур, либо крупные бизнесмены. Их ставленники «перекраивают» Уставы под себя. Что мы и видим на примере Спасска и Спасского района.

Крупный бизнес желает поменьше платить налогов в разные уровни бюджета, иметь преференции при получении земельных участков для коммерческих надобностей не только завода, но и для своих приближенных. Разве не странно, что на конкурсах на должность сити-менеджера всегда «побеждает» тот, кого заранее наметили? Чужака во власть не пустят. Слишком частая ячея.

– Хотя 131-й Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» должен был дать почувствовать людям, что их реальная власть – рядом. Они могут сами выбрать или переизбрать глав самоуправления, если те их не устраивают.

– Многие аналитики считают, что в России предпочли абсолютно нереальную модель местного самоуправления. Все формы организации местной власти можно свести к трем вариантам:

Местное самоуправление существует отдельно от государственной власти, государственного управления.

Местное самоуправление является частью, продолжением государственной власти, государственного управления на своем уровне, предполагая передачу в его ведение многих дел от государственных органов.

Вариант соединения общественного и государственного начал в местном самоуправлении. В этом случае существует модель «местные Советы есть органы государственной власти и народного самоуправления».

В России выбрали первый вариант. С момента принятия Закона № 131 в 2003 году до введения в 2009 году внесено уже свыше 200 изменений и дополнений! Партия власти целенаправленно подгоняет его под себя.

– Общество развивается. У него возникают или исчезают какие-то потребности. Приходится облекать их в законодательную форму.

– Согласен. Какие-то новации могут появляться. Но как относиться к Закону, в который внесено столько поправок? Это – свидетельство брака в работе наших законодателей.

– Общество не успевает приноравливаться к новым правилам игры.

– И это еще полбеды. Беда в том, что каждая новация почему-то отбирает у народа его конституционные права, наступает на его законные интересы. А народ, чаще всего, безмолвствует. Вот почему я решил привлечь внимание к проблеме, отстаивать свою точку зрения в суде. Если этого не делать, в один далеко не прекрасный момент мы проснемся в рабовладельческом строе…

Беседовала Ольга КУПЧИНСКАЯ, Спасск-Дальний – Приморский край.

Беседовала Ольга КУПЧИНСКАЯ


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100