Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (963) от 28 августа 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Полет над временем Юрия Григоровича

Надежда Алисимчик

ГЕНИАЛЬНЫЙ БАЛЕТМЕЙСТЕР ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ, ДОЛГОЖДАННЫЙ ГОСТЬ ВЛАДИВОСТОКА, ПРИБЫВАЕТ В НАШ ГОРОД

Официальная биография

Родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай). Окончил Ленинградское хореографическое училище, занимался у Б. В. Шаврова и А.А. Писарева. Сочинять танцы начал ещё в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А.М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драматических театрах. После окончания училища в 1946 году был принят солистом в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Осуществил здесь свою первую большую постановку танцев в опере «Садко». В 1961 году перешёл на должность балетмейстера.

В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. Bolshoi Ballet совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета.

Юрием Григоровичем осуществлены постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Еревана, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.

1991—1994 — руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича».

1993—1995 — сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. В Краснодаре Ю. Григорович поставил свои балеты «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный», «Золотой век», «Каменный цветок», «Щелкунчик», «Легенда о любви», а также свои редакции классических балетов «Лебединое озеро», «Жизель», «Раймонда», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица». C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

Супруга — Наталья Бессмертнова (1941—2008), выдающаяся русская балерина (Википедия).

МАСТЕРА ИСКУССТВА О ЮРИИ ГРИГОРОВИЧЕ

Галина Уланова:

– Когда в 1944 г. я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович еще не окончил хореографическое училище… Спустя время ленинградцы — Театр имени Кирова — приехали на гастроли в Москву, и я увидела его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением «Легенды», жалела, что уже не танцую...

Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко – жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей. Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу.

Созданное Юрием Николаевичем Григоровичем – это наше национальное достояние. Вместе с тем это этап в развитии не только отечественного, но и мирового балетного театра. И несмотря на то, что мастером уже так много сделано, мы вправе ждать от него новых творческих свершений.

Майя Плисецкая:

– Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», мне нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить, не допуская никакой отсебятины. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович:

– В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии – в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком – образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра.

ХРАНИТЕЛЬ ДУШИ РУССКОГО БАЛЕТА

Длительное время Юрий Григорович возглавляет Жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине. Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. Он президент фонда «Русский балет», многие годы являлся президентом Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент. Неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии. Не говоря уж о различных близлежащих жюри, где он до сих пор является бессменным руководителем.

C 1992 года является президентом программы Benois de la danse под патронатом ЮНЕСКО (от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз Benois de la danse за выдающиеся достижения в искусстве балета).

Награды: Герой Социалистического Труда, Орден Ленина, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, Орден Октябрьской революции, Орден Франциска Скорины, Орден Почёта (Армения), Орден «За заслуги» (Украина), Орден Кирилла и Мефодия...

Лауреат премии Сергея Дягилева Парижской академии танца, Ленинская премия, Государственная премия Узбекской ССР, Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»...

С перечнем его наград, званий и премий можно издать отдельную книгу, их великое множество, как и осуществленных мастером постановок. Впрочем, практически каждая из этих постановок заслуживает своей отдельной награды.

Но главная награда, разумеется – это чарующая атмосфера танца, в которую всякий раз погружается зритель, затаив дыхание, ощущая великую школу русского балета, которую Юрий Григорович и обогатил своим неповторимым творческим темпераментом и не дал погибнуть до сего дня.

Но Мастеру воистину не хватает еще одного звания — Народного Хранителя русского балета. Будь моя воля, я бы ему его тотчас же присудила. Для меня балет всегда ассоциировался с глубинным аккордами русской души, способной выразить всю себя полнее всего в танце, пляске, хороводе... В русском балете слилось воедино столько пластов национального темперамента, начиная с языческих обрядовых празднеств с их полетами над костром до парения русского балета на мировой сцене на недосягаемой высоте. Вот эту высоту все еще и держат постановки Юрия Григоровича. Каково это в наше время, знает только сам Мастер — хранитель души русского балета.

Владивосток с нетерпением ждет дорого гостя, добро пожаловать во Владивосток, глубоко-уважаемый Юрий Николаевич!

Надежда Алисимчик

Министерство культуры Российской Федерации по заданию Правительства Российской Федерации в 2011-2012 годах проводит культурную программу «Навстречу саммиту глав государств-членов АТЭС» в Приморском крае.

По предложению Министерства культуры России 7 и 8 сентября 2011 года в

г. Владивостоке Международной федерацией балетных конкурсов (президент – выдающийся хореограф Большого театра России, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, народный артист СССР, академик Юрий Николаевич Григорович) будут даны 2 международных гала-концерта на сцене Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького, в котором примут участие молодые звёзды балетного искусства России, США, КНР, Кореи и Японии – победители престижных Международных конкурсов балета, солистов национальных балетных театров своих стран.

В концерте принимают участие: Дарья Бочкова, Михаил Крючков – лауреаты Международного конкурса «Молодой балет мира» г. Сочи (1-я премия);

Клим Ефимов – лауреат Международного конкурса «Молодой балет мира» (1-я премия), обладатель 1-ой премии «Primo Roma» на конкурсе в Италии;

Нина Гольская – лауреат Международного конкурса «Молодой балет мира» (2-я премия) и лауреат московского Международного конкурса артистов балета и хореографов (1-ая премия).

Все четверо представляют Большой театр России.

Японская пара: Такуда Саяка и Окава Койя – лауреаты Международного конкурса балета в Нагоя (Япония) и Международного конкурса «Молодой балет мира» в г.Сочи.

Корейская пара: Хюн Хи Си и Сэ Юн Пак – солисты Национального балета Кореи (Сеул), лауреаты Международного конкурса балета в Варне (Болгария).

Китайская пара: Гуан Вентинь и Синь Лянь – солисты Национального балета КНР (Пекин), лауреаты Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве.

Пара из США: Кристина Шевченко, лауреат Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (1-я премия) и премьер балета США Кори Стёрнс (Американский театр балета).

Режиссёр-постановщик гала-концерта – заслуженный артист России, режиссёр Большого театра России Андрей Меланьин.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100