Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (946) от 3 мая 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Эксперты: «Нам радиация не страшна. Нас может смести землетрясением»

Записала Анастасия Попова

...Я не о радиации. Понятно, что нас это интересует прежде всего. Но мы наблюдали в Японии куда более страшные вещи. Угроза радиации несколько виртуальна. А то, что сотни тысяч людей остались без крова — это реальность, то что города разрушились в несколько секунд — это реальность. В префектуре Мияги погибло из 20 тысяч человек ровно половина! - заявил Андрей Островский, редактор «Новой газеты», побывавший в Японии спустя неделю после трагических событий, на Дне открытых дверей библиотеки им. Горького «Горьковка в режиме non stop».

26 апреля Горьковская библиотека подготовила ряд мероприятий, самым интересным, на наш взгляд, была встреча посетителей библиотеки с приморскими экспертами, которые дали свою оценку событиям на Фукусиме «Япония близко». На встрече присутствовали Валерий Абрамов, заведующий лаборатории региональной биологии ДВ РАН, Борис Кубай, начальник Приморского управления гидро-метеорологии, Тагир Хузиятов, заведующий кафедры мировой экономики ДВФУ, Александр Максимов, контр-адмирал, генеральный директор ДВ «Нуклид», Юрий Рыбалкин, гендиректор морской инженерной компании, Иван Скобрев, генеральный директор ООО «Технополис», Вячеслав Колоколов заместитель начальника главного управления МЧС по ПК, Андрей Островский, практически очевидец.

Первый вопрос был задан контр-адмиралу Александру Максимову, хорошо знакомому с тонкостями атомной энергетики.

- Япония недавно повысила оценку опасности до 7 уровня. Наши эксперты считают, что можно спокойно присваивать 4 уровень. На ваш взгляд, японцы завысили уровень опасности? завышена?

- (Максимов) Моя точка зрения, что правильно поставили 7 уровень. С этим согласны специалисты, которые принимали участие в ликвидации последствий Чернобыля.

- И что, необходимы будут большие средства, чтобы восстановить ситуацию?

- Безусловно. По оценкам японцев, сейчас радиоактивной воды скопилось на 11,2 тыс. кубометров. Но куда девать эту воду?

- В океан.

- Океан может много выдержать, но не до бесконечности...

Все эксперты согласились с оценкой адмирала.

- (Кубаю) Вы утверждали, что занос радиации в Приморье по науке невозможен...

- (Кубай) С февраля по июль и с сентября по январь точно невозможен - ветер дует в сторону Америки. Есть два месяца в году, когда некая вероятность существует, причём это очень редкое явление, случается один раз в 20 лет. Мы говорим, что Япония близко. Но она далеко. Москва и Киев от Чернобыля были гораздо ближе, чем Владивосток от Фукусимы. В два раза ближе. Чернобыльцы, которые все последние годы посвятили изучению радиационной опасности, вывели формулу, r=200 км. Если мы находимся дальше 200 км, ничего серьёзного у нас не произойдёт.

- (Максимов) Согласен с оценкой Кубая. Я не открою военной тайны, если скажу, что в СССР делали расчёты, какой будет вред землям нашей страны, если осуществить ядерный удар по Фукусиме с выбросом всего содержимого. Расчёт таков - до Приморья радиация не дойдёт. Скажем, у нас получилось не 200 км радиус, а 600, но населению края волноваться не о чем.

- Мы все знаем, что сейчас в Приморье ввозятся иномарки с повышенным фоном... Как справится с этой проблемой.

- (Скобрев) Действительно, на транспортных средствах и грузах из Японии таможня и специалисты нашей лаборатории находят поверхностное радиоактивное загрязнение, но говорить о повышенном фоне неправильно. На самолёте уровень радиационного фона 300 микроренген в час, с точки зрения вреда здоровью это не много. Уровень того, что пребывает на машинах из Японии в пределах 20 микроренген. Находиться в расстоянии метра от этих машин для специалистов безопасно. Радиоактивное загрязнение снимаемо. Принято решение о проведении дезинфекционных работ. Но их проводить не позволяют законодательные основы. Нет нормативных документов, поэтому эти работы не проводятся. Любое должностное лицо находится под дамокловым мечом прокуратуры, взять на себя ответственность в этой ситуации чревато.

- А с экономической точки зрения, как можно оценить ситуацию?

- (Рыбалкин) То, что произошло месяц назад на Фукусиме — это урок для человечества. Мировое энергопотребление увеличилось в 200 раз. Ресурсы энергетические земли не безграничны. А потребности человека безграничны. Япония была лишена энергоресурсов — ни рек, ни угля, ни нефте-газа. Желая причислить себя к мировой экономической элите, она пошла на риски. Создание ядерной энергетики — риск во имя спросов собственного населения и мировых монополистов. Фактически та энергетика, которая существует в Японии, американского производства. Американские компании, производя ядерную энергетику вдали от себя, ничем не рисковали, но извлекли колоссальную финансовую прибыль. У нас в 90-х муссировался вопрос строительства АЭС на территории края. Разрабатывались даже варианты размещения. Рассматривался вопрос плавучей АЭС. И это при том, что установленных энергетических мощностей в крае не то, чтобы хватает. Они сейчас задействованы на 70%. Для чего нам АЭС? Чтобы производить и экспортировать энергию в близлежащие страны. Весь экологический вред будет на нашей территории, а дельцы будут получать барыши. Приморский край — сейсмоопасная зона, может, на балл-два ниже, чем Япония. Но Япония рисковала вынужденно! Нужно соизмерять риски.

- А какие экономические последствия?

- (Хузиятов). Японская экономика интегрирована в мировую. Все районы, которые пострадали (северо-восток Японии) были рыболовной и сельскохозяйственной направленности. Однако пострадала и центральная часть (район Факусимы). Там находятся предприятия, которые изготавливают компоненты бытовой электроники, автопрома. Это отрасли, которые в нашей жизни друг с другом связаны. Они оказывают влияние на десятки тысяч предприятий земного шара. С моей точки зрения, ничего принципиально не повредилось, кроме рынка подержанных автомобилей и комплектующих к ним. Этот рынок сейчас в кризисе.

- А как насчёт сейсмической ситуации?

- (Абрамов) На все прогнозы мы реагируем по-разному. Зачастую не доверяем, считая, что разбираемся лучше экспертов. Но надо считаться с геологическими факторами, а они говорят, что природный процесс развивается в негативном аспекте. Это видно по количеству увеличивающихся землетрясений, цунами, извержений... И эти процессы будут развиваться.

На земле наступил период возрождения катастрофических явлений. Он идёт на смену спокойному периоду. Нам с коллегами удалось спрогнозировать ситуацию в Японии. В 2006 году я встречался со специалистами из Японии. 3 мая 2006 года произошло землетрясение, которое мы оценили как форшок будущего сейсмического удара 2011 года. Все эти материалы поступили в экспертные центры. Кто-то сказал: «Да, может произойти».

Но преобладала точка зрения, что пронесёт. Мы выражали обеспокоенность угрозой АЭС. Рекомендовали приглушить и уменьшить мощность. Объекты повышенной опасности уже построены на территории страны. По моим оценкам, Ростовская АЭС в сейсмоопасной зоне, реакторы Предуралья — в сейсмоопасной зоне. Приморский край (почти вся территория ДВ и азиатских стран) — сейсмоопасная зона. Уровень сейсмоопасности у нас на две единицы ниже, чем в Японии. Но уровень высокий! Если бы у нас произошло явление афтешока уровня 60 миль, как сейчас трясёт Японию, нас бы ожидали печальные события.

- А для нас такое землетрясение реально?

- Да. Есть прогнозы годов цикла сейсмической разрядки. Час икс нас ожидает.

- Когда?

Такой информации я не могу озвучить. Завтра подобного толчка не ожидается.

- А реально ли Приморскому краю уйти под воду?

- На территории ПК зафиксирован треугольник повышенной сейсмической опасности (юг ПК), идут активные деструктивные процессы. В Амурском и Уссурийском заливах идёт погружение территории под воду. Русский остров погружается — 3 см. в год, район Седанки — на 1,5 мм. Нас может спасти сейсмостойкое строительство, а Владивосток построен в несейсмостойком варианте.

Белый дом по 12-балльной шкале выдержит 7 баллов, дом, который на Чуркине — 7-8 баллов, два дома в районе Некрасовской — 7,5 баллов. Остальные здания построены в не сейсмостойком варианте.

А теперь скажу с точки зрения своей военной специальности. Проблемы Фукусимы поставили вопрос ребром. Это атомный дефолт в мировом масштабе.

Удивительна позиция нашей страны. Мы, практически, адвокаты атомной энергетики. В Токио проходят демонстрации против атомной энергетики. Народ за закрытие всех АЭС в Японии. Вы спрашивали, почему уровень опасности повысили до 7? В потенции опасность не миновала - идёт сейсмический разряд недр. В этом году ещё будут пики активизации, повреждены реакторы на 4-х АЭС.

О состоянии всех реакторов никто не говорит — информация закрыта. Фукусиму не спрячешь. Она на берегу океана, её видно со спутников. Японской стороне приходится давать информацию. Мы оцениваем катастрофу в плане ветра, но есть струйные течения на высоте 11-15 километров. Это очень сильный ветер в одностороннем порядке, который подхватывает всё и прокручивает вокруг Земного шара 7-10 раз, он сеет радионуклиды, мало их или много.

Учёные оценили степень влияния больших и средних доз радиации, а влияние малых доз на организм человека не изучено — идут дискуссии. У нас есть органы, которые накапливают радионуклеиды. Это приводит к генетическим мутациям. В Москве 30% мужчин и 35% женщин бесплодны. В Брянске 95% детей рождаются с отклонениями, средний возраст Брянска — 46 лет. У нас уровень радоновой опасности повышен. По раковым заболеваниям Приморье на 3 месте в России. Придёт или не придёт в край радиация, последствия будут. Я бы прикрыл доставку любых товаров из Японии хотя бы на год.

Если мы готовы принимать заражённые автомобили сегодня, завтра могут прийти миллионы тонн радиоактивных отходов.

- Если произойдёт землетрясение или взорвётся атомная подлодка, что делать?

- (Колоколов) Вдруг ничего не случится. Существует мониторинг Примгидромета. У нас существует три способа защиты — коллективная, индивидуальная и общая эвакуация. Общая эвакуация использовалась при аварии на Чернобыле и во время Второй мировой. Резко ничего не происходит. Возможна эвакуация личным транспортом (в Японии категорически запрещена для избежания пробок). Остальные будут эвакуироваться при помощи — ж/д, автобусами и авиационным транспортом.

После экспертов выступила женщина, родственник которой остался инвалидом второй группы после ликвидации Чернобыльской аварии. Она выразила негативное отношение к строительству АЭС. В заключение из зала выступил историк. Вот, что он сказал:

- Люди живут на территории края 20 000 лет. Ни у нас, ни в Китае, ни в Корее не сохранились следы сильных катастрофических землетрясений. Предлагаю считать, что ещё 20 000 лет их не будет. Убежища города рассчитаны на 200 000 человек. Все вопли о радиации мне, как руководителю экскурсионного бюро, стоили 90% падения выручки. Машины привозят с фоном 20 микрорентген. У нас норма - 35. Естественный — 12. Дальше — это экономика в стиле «Лада Калина». Я живу возле карьера, там радиация подскакивает в три раза, через несколько часов — нормально. За историю человечества с нами много что произошло, но нас становится больше и выглядим мы всё лучше.

Записала Анастасия Попова


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100