Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (937) от 1 марта 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Петр и Феврония – святость через любовь

В изложении Надежды Алисимчик

Широко гуляется День святого Валентина – покровителя влюбленных. Но год от года становится он все более и более похож не то на разрекламированное шоу, не то на международный день секса.

А между тем, неназойливо и тихо течет в древний город Муром ручеек россиян, чтобы поклониться и испросить благословения на счастливую семейную жизнь у Петра и Февронии – святых покровителей влюбленных земли русской. Вот и царица наша теперешняя, сказывают, недавно там побывала.

Восстанавливается потихоньку память народная о героях земли нашей. Ведь не грех это, а отрада для души – сладкую слезу пролить над сказом о добрых молодцах. Да помечтать об Иванушке-дурачке, которому одному под силу и Царь-девицу освободить, и Змея Горыныча с Бабой-Ягой вокруг пальца обвести. Ох, как нам сейчас его не хватает! Послали бы мы Иванушку-дурачка за моря-горы вернуть сокровища наши, что окаянные басурмане-олигархи там попрятали.

Много разных сказов на Руси сложено. Вот и о любви князя Петра и крестьянки Февронии сложился в старину свой сказ.

СКАЗ О ЗМЕЕ

«Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром. В нем же бе самодръжствуяи благоверный князь, яко же поведаху, именем Павел. Искони же ненавидяи добра роду человечю, диавол всели неприазненнаго летящаго змиа к жене князя того на блуд. И являшеся еи своими мечты 1 яко же бяше и естеством, приходящим же людем являшеся, яко же князь сам седяше з женою своею. Теми же мечты многа времена преидоша. Жена же сего не таяше, но поведаше князю мужеви своему вся ключьшаяся ей. Змии же неприазнивыи осиле над нею», – так начинается сказ о событиях в далеком тринадцатом веке.

Трудно было молодой княгине справиться с наваждением – змей принял полное обличье ее мужа. Лишь его глаза холодили сердце, да кривая усмешка.

Пригорюнился князь Павел, да не знал, как от терема своего беду отвести. Пришлось самой княгине пойти на хитрость. Прикинулась она любезной женой, сделала вид, что принимает оборотня-змея за мужа. Разнежила змея, напоила его сладкими винами, ублажила разными яствами. После чего змей, как какой разведчик заморский шпионке Анне Чапман, взял и брякнул княгине свой главный секрет: «Смерть мне будет от Петрова плеча, от Агрикова меча. А где тот меч искать – умолчу».

ЗМЕЕБОРЕЦ

Был у князя Павла младший брат Петр. В честь достохвальных апостолов Петра и Павла названы были братья, чтобы заронить в них частицу искры Божией через святые имена. Сам князь Павел был временами вспыльчив, но всегда непреклонно честен и справедлив. Муромчане его любили.

А вот брат его Петр был, скорее, робок и застенчив, чем смел. Ратному делу никогда не учился. Он предпочитал уединение или паломничество в отдаленные монастыри. Узнав о беде в тереме брата, решил Петр отправиться на богомолье: «Вдруг Бог внемлет моей молитве и отведет нечисть от нашего дома».

Через три дня дошел он до монастыря, в котором замыслил испросить помощи у Бога. А там уже ждал его посланник Божий, в образе простого послушника, разумеется. Это уж потом смикитил Петр, что то был ангел. Хоронился в том монастыре много лет Агриков меч, вот его и вручил Петру ангел для борьбы со змеем.

Известно, что для Бога на первом месте чистота сердца да светлость помыслов, а не физическая сноровка и стать. Как взял Петр меч в руки, так и полилась в его слабое тело богатырская сила. И пошел он постоять за честь семьи брата насмерть.

Брат Павел и обрадовался, и опечалился несказанно, и предупредил Петра: «Змей предстанет в моем обличье, но ты бей, не страшись». Да каково это на деле? Сходство полное, да еще сатана рядом зудит: «А вдруг не змей, а брат?». А битва-то в светелке у княгини, куда брату Павлу вход не заказан! Поди разберись!

Но лишь коснулся оборотня-брата Агриков меч, как превратился тот в самого себя – поганого змея. Тут уж Петр бил без пощады. Но случилось несчастье, в последней судороге забрызгал змей Петра нечистой кровью. И вместо награды получил наш герой нечеловеческую боль, язвы и струпья по всему телу. Отчего такая несправедливость: мало того, что хворь, так еще язвы напоказ перед всеми, чтобы пальцами тыкали?!

Думается, дарует такое испытание Господь-сердцеведец для шлифовки совершенства сердца, чтобы похвалы да ласки окружающих не превратили героя в гордеца, самохвала или пьяницу.

Впрочем, дело не в одних героях, надо полагать, что и насчет каждого сердца есть свой Божий Промысел, да слепы мы часто сердцем, чтобы уразуметь его. Больше попам да всяким «продвинутым» и информированным доверяем, чем собственной совести. Да что мы, ведь и сам наш герой, Петр Муромский, победивший змея, попал на эту удочку – поступил не по совести!

А дело было так.

ГЕРОЙ КНЯЗЬ И ЧЕРНАВКА

Никто не мог исцелить князя от язв. Даже облегчить мук никто не мог, так сильна дьявольская кровь поганая! В поисках исцеления объехал Петр много земель, обессилел так, что в повозке лежал, как мешок. Вот в таком виде прибыл он и в Ростовское княжество. Здесь, как обычно, слуги оставили князя в избе зажиточного крестьянина, и пошли по деревням искать лекаря.

В деревне Ласково увидел один слуга через открытую дверь девицу, которая что-то ткала, напевая, а перед ней выделывал коленца заяц. Стал слуга выспрашивать деву насчет лекаря. Девица таиться не стала и сказала, что зовут ее Февронией и сама она и есть целительница.

Вскоре доставили к ней Петра. Феврония осмотрела князя, но слушать его долго не стала – заранее уже была наслышана о его битве со змеем, и причину болезни знала. Но, прежде чем излечить, поставила одно условие: «Ты должен жениться на мне. Придет время, и ты станешь князем Муромским, но прежде ты должен избавиться от всех недугов, как телесных, так и физических».

Каково это князю жениться на простолюдинке из деревни? Хоть девка и хороша и мудра, да как ее князьям да боярам показать? Изнасмешничают!

Усмехнулась Феврония, прочитав его мысли, и молвила: «Ну, так век тебе исцеленья не видать!»

Но не знатности и богатства искала крестьянская девушка, не хитрила она с князем, а исполняла волю Божию, помогая Петру преодолеть гордыню сословную. Известно, что гордыня сословная хуже ржавчины разъедает и душу человека, и государство, будь то княжество или республика. Киньте оком на нынешнее сословие богатое, разве иначе?

Куда проще Петру было убить змея в светлице у княгини, чем того, что к его собственному сердцу присосался. Ох уж эта борьба с самим собой, часто ли мы выходим из нее победителями?

Но, к счастью, притупила боль спесь княжескую, и согласился Петр на условия Февронии, пообещал после исцеления вернуться и жениться на ней. А как вылечился, так и ускакал втихаря. Спасовала, значит, совесть князя, эта советница Божия, пред пересудами сословными, устыдился князь Февронии. Ох уж эти стыд да страх чужой молвы – вечные враги нашей совести!

Но недалеко ускакал князь: помывшись в бане на пути в Муром, вновь покрылся язвами. Такова природа зла – возвращаться при малейшей нашей оплошности. Стыдно было возвращаться к Февронии, а деваться некуда. Понял князь, что сословные преграды – путы на пути к исцелению, что нравственному, что телесному. Вновь исцелился князь с помощью Февронии, но теперь еще освободился навсегда и от причины болезни – гордыни сословной.

Свадьбу сыграли тихо.

ПОДВИГ ЛЮБВИ

Так совершил князь Петр первых два подвига – победил змея и собственную гордыню. Третий подвиг был не легче двух первых. Отошел к праотцам его брат Павел, у которого не было сыновей. И настал черед княжить в Муроме Петру.

А времена и нравы были другие. Это сейчас у нас демократия, и мы запросто смотрим в рот, например, какой-нибудь княгине-губернаторше, будь она даже бывшей женой какого-нибудь убитого бандита.

А в те времена боярыни и княгини были спесивы, своими родословными кичились шибче, чем расшитыми кокошниками. Чего только они не стали болтать про Февронию: что и грязнуля она, и куски со стола ворует и уносит их к себе в опочивальню по крестьянской привычке. Словом, кланяться крестьянке им было не с руки и присмотрели они для князя ровню.

Довели знатные бабы своими сплетнями и пересудами Петра до белого каления так, что он не выдержал и обыскал Февронию. Проверить решил, правда ли, что княгиня куски ворует со стола? Заставил раскрыть после трапезы ладони, вспыхнула княгиня, поднесла к лицу мужа пустые руки, а от них заструился благовонный фимиам. Очнулся князь, стыдно стало, что на бабские сплетни повелся.

Но бояре, науськиваемые женами, все наседали и наседали – удали простолюдинку! Покоя не было ни минуты. Наконец, князь не выдержал и отослал их к самой Февронии – как она решит, так пусть и будет.

Феврония согласилась покинуть Муром, но при условии, что бояре отдадут ей всего одну, но самую дорогую для нее вещь. Бояре с радостью согласились, но каково же было их изумление, когда они узнали, что Феврония имела ввиду своего супруга Петра. Впрочем, княгиня ультиматум не ставила, князь волен был сам выбирать: покинуть Муром вместе с ней или остаться.

Петр не раздумывал ни минуты, княжение не предпочел своей совести. Так совершил он свой третий подвиг. Первый раз жену брата от бесчестья спас, во второй – свою совесть от нарушенной клятвы, в третий раз – любовь предпочел власти – И за всеми тремя подвигами стоят женщины! И то верно, ведь мужское сердце без света женского – сплошные потемки!

Сели в лодку Петр с Февронией да несколько самых преданных слуг с ними и поплыли по Оке. Но недалеко уплыли, как явились к ним гонцы из Мурома с просьбой вернуться на княжение. Там такой тарарам начался у бояр, что решили муромчане срочно вернуть Петра. И к Февронии больше претензий не имели.

Мирно жил Муром и оставил в веках память о днях, когда княжили там Петр и Феврония.

Состарившись, супруги разошлись по монастырям, но перед разлукой дали друг другу слово умереть в один день. Так и случилось. Пришел от Петра посланник к Февронии и сообщил, что князь готов преставиться. Воткнула княгиня иголку в недошитое вышивание и отошла с миром.

И вот тут-то боярские жены решили отыграться: воспротивились бояре погребению супругов в заранее приготовленном двойном гробу. Вспомнили опять, что Феврония простолюдинка, и ей не по чину лежать рядом с князем. И растащили тела супругов по разным храмам. Гроб Петра поставили в церкви в самом Муроме, а Февронии – в женском монастыре за городской стеной.

Только ненадолго разлучили супругов, к утру они оказались вместе в том самом двойном гробу, что изготовлен был еще при их жизни. Не все бояре были за двойное погребение. Но народ настоял на своем, узрев знак Господень в том, что коль Петр и Феврония вновь оказались вместе, разлучать их – грех. Вскоре после погребения начались в Муроме чудеса, рассказы о которых стали передаваться из уст в уста. Позже они были записаны. Так появилось одна из славнейших историй досточтимой земли русской.

Канонизация Петра и Февронии совершена на церковном соборе 1547 г. А 8 июля (по новому стилю) – день памяти святых Петра и Февронии, покровителей влюбленных и надежнейших хранителей семейных уз на земле русской.

Петр и Феврония действительно правили в Муроме и умерли в 1228 году на Светлую Седмицу. Мощи святых были перенесены 25 июня (8 июля) из Борисоглебского кафедрального собора в новый собор Рождества Богородицы, который был снесен в 1930-х.

В последнее время началось новое прославление святых, но об этом каждый может узнать лично, побывав в древнерусском городе Муроме, как и прочитать оригинал повести о благоверных Петре и Февронии. Святое это дело – вернуть память о своих народных героях! Не думаю, что святой Валентин будет против.

В изложении Надежды Алисимчик


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100