Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (937) от 1 марта 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Герой войны не в той обойме

Светлана АЛФЕРОВА

Передо мной щемящие строки из газеты поствоенного времени «Суворовский натиск»:
«Весной 1945 года война неудержимой волной покатилась к столице фашистского логова – Берлину.

317 гвардейский воздушно-десантный полк после освобождения Вены взял курс на Мюнхен. До этого крупного города воины-десантники не дошли. Недалеко от него разгорелось ожесточенное сражение. Наши, заняв небольшую деревеньку, попали в окружение. Двое суток бойцы противостояли превосходящим силам врага.

К исходу дня, когда огонь врага достиг наивысшего напряжения, командир полка вызвал рядового Владимира Мазоху и приказал:

– Знамя не должно попасть врагу…

Сняв гимнастерку, боец намотал алое полотнище, и вновь бросился на помощь товарищам. Его противотанковое ружьё, установленное на веранде дома, било метко. Воин подбил четыре танка. Заметив меткого стрелка, немцы открыли по нему прицельный огонь…

Владимира Мазоху нашли прорвавшие окружение бойцы соседней части в разбитой веранде. Он был завален досками и кирпичами, по лицу сочилась кровь. Сквозь разодранную гимнастерку алело знамя.

Это был последний бой, в котором участвовал Владимир Мазоха. Через несколько дней весь мир облетела весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Боевой путь для Владимира Степановича Мазохи начался в 1942 году.

Первое крещение он принял при форсировании Днепра. Потом дороги войны привели его в Польшу, Румынию, Югославию и Венгрию.

Под Будапештом получил тяжелое ранение в голову. С поля боя советского бойца вынесла пожилая женщина.

Несколько дней жизнь советского солдата была в опасности, но венгерка приложила все усилия, чтобы спасти своего освободителя.

Родина высоко оценила мужество и стойкость отважного солдата. Его грудь украшают свыше десяти правительственных наград. Одиннадцать раз рядовой Мазоха поощрялся Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным».

Вот он, Владимир Степанович, слева. А справа его брат – герой Великой Отечественной войны.

Как мало сейчас осталось настоящих бойцов той Великой войны! Кто-то успел зацепить слегка японскую войну, кто-то проявил чудеса на трудовом фронте, а тут настоящий воин, проявлявший чудеса храбрости в течение долгих и тяжких лет, неоднократно проливший кровь за своё отечество.

Все эти годы Владимира Степановича приглашали на все официальные мероприятия, чествовали на самом высоком уровне. Он часто выступал в школах перед ребятами. Щедро делился воспоминаниями о тех славных и страшных годах, когда грудью заслонили Родину от врага.

Но теперь Владимира Степановича никуда не приглашают. Впрочем, дадим ему слово:

«Я, Мазоха Владимир Степанович, ветеран двух войн. После окончания войны был направлен на Дальний Восток, где прослужил более 35 лет. Во время войны был ранен, контужен, в настоящее время – инвалид с ограничением.

Ноги очень больные, однако автомобиль мне не дали по вине медиков. Они выдали мне справку только в 2008 году, когда моя вторая жена стала выяснять, на каком основании не дали справку. Оказалось, что были уничтожены и справки, и записи в лечебной карте.

С квартирой тоже получилось так, будто я и не ветеран вовсе, а так, пришёл не по назначению к бюрократическим властям. И эти власти решили подшутить надо мной, несмотря на мои подвиги, мои награды и мои 86 лет.

Пушкарев пригласил меня на телевидение и в присутствии корреспондентов НТВ и ОТВ, на глазах многочисленных зрителей вручил мне двухкомнатную квартиру и пообещал дать хотя бы старенький автомобиль. Вечером и утром несколько раз это всё показали по телевидению. Стали нам звонить друзья и знакомые, поздравлять нас.

Но увы, это была всего лишь шутка, которой наградили меня за мою пролитую на войне кровь, за молодость, утраченную при спасении Родины. Это беспредел, издевательство надо мной, участником ВОВ.

Нам велели обратиться в край, и пошло гонение, иначе не назовешь. Чиновники настаивали, чтобы я вместо квартиры получил 1240 тысяч рублей. Стали приходить домой и стращать меня, что если я не соглашусь, меня лишат и этих денег.

Я пришел на прием к начальнику департамента социальной защиты Лилии Федоровне Лаврентьевой, и она уговорила меня подписать согласие на эти 1240 тысяч рублей.

(А на следующий день депутаты приняли Закон об увеличении этой суммы). Лилия Федоровна была очень ласковой, пообещала подойти к Дарькину с просьбой, чтобы нам дали автотранспорт и курорт, который положен ветерану-инвалиду.

Мы поехали с работниками департамента Первомайского района, которые показали нам в Артеме (!) квартиры. Квартиры остались только на первом и на пятом этажах. На первом этаже моя жена-астматик не выдержит, а на пятый я не доползу. Тогда нам предложили квартиру в строящемся доме на 3 этаже. Она дороже предложенной нам суммы на 132 тысячи рублей. Так как денег у нас не было, мы стали отказываться. Но представители департамента Первомайского района позвонили в администрацию и пообещали что-нибудь придумать. Сказали: «Подписывайте!»

В городе нас повезли в ОАО «Россельхозбанк». Банк был закрыт, но после звонка представителей департамента в край, банк тут же открыли. Немедленно оформили документы и подсунули нам на подпись. Мы были очень расстроены и даже не соображали, что подписываем. В результате тот долг в 132 тысячи рублей, который нам пообещали помочь покрыть, теперь висит на нас.

Мы говорим: у нас нет ни копейки! А нам нагло и грубо теперь отвечают: сдавайте эту квартиру и оформляйте меньше по площади. Сейчас нас даже не записывают на прием, называют всякие причины.

Я терплю унижения от бюрократов, которым завоевал свободу, дал им жизнь, власть, землю, которой они скупили и захапали уже половину Приморья, денег, которых им уже некуда девать.

Им все положено: квартиры самые лучшие, автомобили. А мне не положено ничего. Ещё и долг 131 тысячу рублей хотят повесить на меня. А на словах просто осыпали меня милостями.

Игорь Сергеевич, Сергей Михайлович, вы издеваетесь надо мной? Меня уже перестали приглашать на мероприятия города и края! Что, боитесь посмотреть мне в глаза?

Владимир МАЗОХА».

Это ли заслужил ветеран войны, не щадя ни жизни, ни здоровья на поле брани, отдавая себя без остатка на алтарь победы над врагом? Но для чиновников он никто! Потому что Владимир Степанович Мазоха не из их обоймы. Он не обладает ни деньгами, ни властью. С какой стати ему что-то давать?

Светлана АЛФЕРОВА


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100