Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (808) от 10 сентября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

“Не хотел бы я жить во время перемен…”

Анастасия Загоруйко

С Хасаном мы познакомились совершенно случайно через интернет. Хасан - молодой человек, живет и работает в Анталии врачом. Учился в российской средней школе, и закончил Харьковский мединститут, специализировался в Белгороде.

Мы говорили много – о людях и нравах, о психологии мужчин и женщин, но как-то речь зашла о Грузии. Там война сейчас, но мы говорили не об этой войне, а о том времени, когда… Но лучше если об этом расскажет сам Хасан.

История страны в истории семьи

“Так называемая Месхетия (на самом деле правильное название местности Ахыска) находится в Грузии на самой границе с Турцией. Это приграничная зона раньше принадлежала османским туркам, потомком которых я и являюсь. Так вот когда после революции начали образовываться окончательные линии границ, Месхетия оказалась за пределами границ Турции. А это просто горная местность со множеством деревень в то время. После установления границы турецкий народ остался жить там, где жил, но уже как граждане Грузии. Грузины тогда еще притесняли моих предков, пытались ассимилировать. Меняли фамилии на грузинские, пытались отречь от веры и тому подобное.

В 1945 году турки-месхетинцы сражались на войне с немцами как и мой дед, но Сталин всех репрессировал. За одну ночь собрали все население турков, а тогда это было несколько десятков тысяч, и на грузовых поездах выселили всех до единого в Среднюю Азию. Люди потеряли родину, имущество и по дороге от голода и холода умерло, точно не знаю, но, говорят, около 16000 человек.

Так мои родители попали в Узбекистан, где я и родился, в Фергане. Постепенно восполняли то, что было утеряно, все только своим трудом, потому что никому ничто не было возмещено. Для моих родителей на это потребовалось примерно 44 года, только тогда стали жить, как нормальные люди.

Жестокий ветер перемен…

И как сказал один известный писатель - “не хотел бы я жить во время перемен”. В такое время мы и угодили. В 1989 году, когда все бывшие республики начали отделяться от СНГ, Узбекистан, естественно, тоже этого захотел. Но, как ты помнишь, любое отделение проходило кроваво для жителей республики, желающей свободы.

Так вот, узбеки все продумали и решили снять с огня каштаны чужими руками. В один прекрасный день они на голову ничего не подозревающих турков-месхетинцев обрушили такую резню, которая чуть не перешла в гражданскую войну. Очень организованно и методично, как отъявленные басмачи, они начали резать, жечь, убивать и насиловать любого турка, которого могли поймать. Наиболее сильно пострадали турки в Ферганской области, так как там они жили разрозненно и не смогли организованно дать отпор.

На 4 или 5 день резни русские войска объявили комендантский режим и собрали всех турков на полигоне. Через неделю проживания на полигоне, без опроса и без объяснения, всех до единого на грузовых самолетах вывезли в Россию. Только тогда мы поняли, за что! Узбеки знали, что нас некому защищать (в то время Турция не могла вмешаться во внутренние дела). А после репрессии турков остальные меньшинства от страха сами покинут Узбекистан, и он спокойно отделится от России.

И они добились своего. Все другие народности покинули страну, а они без особой потери крови для себя отделились от России.

Новые надежды – обретенная родина

И опять уже во второй раз мы подверглись репрессии и потеряли все, что имели. Это невозможно представить, если не пережить. Поверь мне. Но потом это помогло нам окрепнуть духом, найти все-таки собственную родину. И теперь я живу в Турции.

И до сих пор много наших сограждан приезжает сюда с надеждой жить и работать в Турции. Очень много и русских, особенно женщин, вышедших замуж за турков и получивших местное гражданство. Здесь есть свобода слова, веры, идеологии и чего хочешь. Здесь есть русскоязычные газета и радио”.

Хасан - доктор общей практики, он выбрал свое призвание душой. Таких как он называют человек мира, репрессии его семьи не обозлили его, а наоборот, укрепили духом.

В следующем номере я расскажу, что было в Грузии в августе 2008 года. Мой собеседник Levan, которого вынудили взять в руки оружие и убивать. Но он тоже человек мира…

Анастасия Загоруйко.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100