Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 30 (801) от 23 июля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Мосты, мосты...

Ю. Филатов

Потребность в них Владивосток ощутил, еще находясь в ранге военного поста. Его постройки, протянувшиеся вдоль северного берега бухты Золотой Рог, были собраны в небольшие слободки, разделенные глубокими распадками. Поэтому одним из первых постановлений городской думы было объявление торгов на проведение работ по соединению слободок единой улицей. Вот тогда и были построены первые мосты.

Южной стороной бухты город не интересовался. Населения там проживало немного. А те, кому была потребность перебраться на противоположный берег бухты, прибегали к услугам перевозчика-китайца, который за умеренную плату доставлял пассажира в любое место на берегу Золотого Рога, бухты Диомид и даже Улисс. Зимой просто переходили с берега на берег по льду.

В конце 80-х годов позапрошлого века предприниматель Агрести арендовал там часть прибрежного леса и открыл для общественного удовольствия сад «Италия». Путеводитель 1909 г. отмечал, что «левый берег бухты, начиная от Гнилого угла (долина реки Объяснения) покрыт густой растительностью и служит местом прогулок горожан». Естественно, строить мост через бухту Золотой Рог ради увеличения «итальянских» доходов городская управа не собиралась.

Первый реально рассмотренный проект такого моста принадлежал архитектору Е. А. Васильеву, автору первого Генерального плана Владивостока. По замыслу Евгения Александровича мост должен был соединить берега бухты в самом узком месте, там, где полуостров Черкавского ближе всего подходил к полуострову Шкота (мыс Чуркина - мыс Эгершельд). Далее дорога выходила на улицу Алеутскую. Проект осуществлен не был.

После войны появились новые Генеральные проекты реконструкции города.

Обязательным атрибутом каждого из них был мост через Золотой Рог. В этих проектах он соединял ул. Калинина с районом фуникулера. Городская оконечность моста то взлетала на ул. Суханова, то скромно соединялась с ул. Пушкинской. Один из проектов, по которому мост протыкал насквозь сопку Исаевича и выходил на проспект 100 - летия Владивостока, был воплощен в картон и пенопласт.

Громадный макет (размером с небольшую комнату) был установлен в одном из залов краеведческого музея, и первый секретарь Приморского крайкома КПСС тов. Ломакин с чувством законной гордости за «планов наших громадье» демонстрировал его именитым московским и заморским гостям. А чтобы придать этой видимости черты реальности, в плане реализации проекта снесли улицу Ключевую, что тянулась вдоль фуникулера.

Взыграли сердца горожан, когда Владивостоку пообещали назначить его третьей столицей РФ, первой столицей Дальнего востока и центром международного сотрудничества стран АТР. А для начала в нём, тоже пообещали, провести саммит этих самых стран. И вновь все заговорили о мостах. Все поверили, что они появятся если не завтра, то обязательно послезавтра. Ведь сам В.В. Путин, а он пребывал тогда в ранге Президента РФ, сказал, что без моста на о. Русский никакого разговора о саммите вести нет смысла, и потому приказал: «мосту на остров – быть». А потом в телеэфире прямо на всю страну пообещал владивостокцам построить не один, не два, а целых три моста: один через бухту, другой через залив, а третий через пролив на о. Русский. Так прямо пообещал и добавил, что давно велел правительству на это строительство денег дать.

И проектанты заговорили, что и у них всё давно готово, только вот в Москве проекты что-то у экспертов залежались. Но весной 2008г. пришли радостные сообщения, что проекты вантовых мостов через бухту и пролив утверждены. Администрация края сразу объявила конкурс на строительство. Но победителями, почему-то, стали фирмы, никогда таких мостов не строившие. Причём, строить мост на о. Русский будет не омская фирма «Мостовик», его проектировавшая, а московская компания «Мост». Омичи же выступают в роли субподрядчиков. Мост, как и остальные объекты саммита, должен быть сдан к 31.12.2011 г. Но и в Москве, и в Омске уверены, что они его должны предъявить приёмной комиссии лишь в середине 2012г. Откуда такая уверенность? Тем более, что им держащие пилоны надо строить на искусственных островах. А ведь схема завоза материала для строительства на Русском если и существует, то лишь в проектных набросках. Предполагается строительство в бухте Аякс некоего разгрузочного терминала, куда на восьми баржах из какой-то точки городского берега будут доставляться стройматериалы. Очень точно охарактеризовал сложившуюся обстановку с этим объектом В. Гребнёв – руководитель уссурийской «Тихоокеанской мостостроительной компании»: «Не в упрёк строителям босфоровского моста, я к ним очень хорошо отношусь, но тот мост не успеть, просто технологически не успеть построить к саммиту. Будет саммит на Русском – значит будет как-то по-другому налажена транспортная схема». То есть доставка участников саммита (руководителей и членов делегаций, журналистов) к месту его проведения.

Но компания Гребнёва сама взялась за возведение моста через бухту Золотой Рог.

У неё опыта строительства вантовых мостов тоже нет, а то, что такой опыт имеющие зарубежные компании участвовать в конкурсе отказались, уссурийцев не остановило. По мнению Гребнёва: «…зарубежные – скажу открытым текстом – просто испугались».

Но уссурийца ничем не испугаешь. Ведь единственное, чем мост через Золотой Рог, по его мнению, уникален, - это наличие вантовых конструкций, которые придётся заказывать за рубежом. Но руководитель мостостроителей предельно откровенен с горожанами, поскольку строительство моста причинит им ряд неудобств.

«Это как хирургическое вмешательство: надо сделать больно, зато потом станет хорошо», - говорит Гребнёв (по-видимому, о хирургических вмешательствах с летальным исходом ему слышать не доводилось). О считает, что самая большая головная боль будет связана со строительством 300-метрового тоннеля в районе кольца фуникулёра, являющегося элементом мостового перехода. В. Гребнёв пояснил, что в целом строительство тоннеля должно занять 500 дней, однако «шоковую терапию мы будем применять к Владивостоку только в течение четырёх месяцев – это всё-таки меньше чем 500 дней». Тоннель планируется строить открытым способом, из – за чего будет перекрыто движение в направлении «из центра» по ул. Суханова. «Четыре месяца круглосуточной работы, и мы до зимы – а зима у строителей начинается 7 ноября, с наступлением холодов – откроем движение. Но четыре месяца Владивостоку придётся покувыркаться, от этого никуда не денешься», - предупредил Гребнёв. Оптимистично настроен уссуриец и в отношении жителей, чьи дома попадают под снос. Переселять придётся около 140 семей. «Думаю, обиженных не будет, - предполагает В. Гребнёв. – Хотя слёзы будут, куда от этого денешься?».

А теперь попробуем разобраться в этом сами. Уверенность строителя базируется на заявление главы администрации Пушкарева сделанного в интервью: «Пусть люди не боятся. Будем предоставлять достойную компенсацию, чтобы можно было, как минимум, приобрести жильё не хуже или даже лучше. Люди ничего не потеряют, но мешать развитию города мы не позволим».

Странное заявление. Конечно, если выделенной компенсации хватит на квартиру в «Орлином Гнезде» или в доме на ул. Тигровой, тогда им можно будет позавидовать. А если нет? Ведь «сочинский метод» решения этого вопроса уже даёт сбои даже в месте своего рождения.

Как пройдёт мост - горожанам неведомо. Каждый раз в газетах он изображался по разному. В газете «Владивосток» от 11.07.2008г. на 25 странице он упирался в сопку Исаевича, а на 1-й странице того же номера в районе опоры на ул. Пушкинской вилял вправо и входил в тоннель сквозь перевал, соединяющий Орлиное Гнездо и сопку Исаевича. Но г. Гребнёв не сказал горожанам, что на время строительства тоннеля, пилона и поддерживающих мост опор движение будет закрыто по Пушкинской, Всеволода Сибирцева, Луцкого, Суханова, Корабельной Набережной от 37 причала и отменен троллейбус №4. Для транспорта и пешеходов останется только Светланская.

Сдача объекта назначена на конец 2011 г. Так что горожанам придётся «кувыркаться» не четыре месяца, а намного больше.

А сообщение г. Гребнёва о том, что начаты работы в районе завода №178, повергло меня в шок. На тех рисунках и схемах, которые напечатаны в газетах, прибрежная опора моста помещена проектантами за памятником погибшим морякам. Но ведь там проходит газопровод к вечному огню; и бочки, и труба заполнены газом. Небольшое повреждение трубы, утечка - и, как следствие, взрыв. А если пропан-бутан просочится в какое-либо подземелье (а там их несколько), то последствия нетрудно себе представить. Надеюсь, что Горгаз примет соответствующие меры.

Но я так и не понял, для чего строят этот мост? Житель Первомайки со своего берега попадёт не на Светланскую, а в Голубиную падь. А как он будет выбираться оттуда, ещё подумать надо. Но самое страшное будет происходить, когда машины по мосту не смогут двигаться (авария, ДТП или погода), то где гарантия, что люди не пойдут прямо по мосту, который для этого не предназначен. Подразделения ОМОНа придётся расквартировывать на обоих берегах неподалёку от моста. Только вряд ли это поможет.

Может быть, всё-таки вернуться к проекту низководного моста, который тоже заложен в новый генплан? Предназначенный для лёгкого автотранспорта и пешеходов, он должен соединить ул. Берёзовую с Корабельной Набережной. И это решит многие проблемы. Ведь строящийся сейчас мост должен будет соединить аэропорт через п-ов Де-Фриз и Седанку с мостом на о. Русский. Но это возможно было бы целесообразно для проведения саммита. А так - его стоит возвести только после строительства низководного моста. Тем более что в первопрестольной с разделом саммитовских миллиардов пришли к окончательному соглашению, и интерес к Приморью утерян.

Может быть, нам самим пора подумать о себе?

Ю. Филатов.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100