Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (779) от 20 февраля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Два мира, два спорта

Георгий ПЕТРАЧКОВ

Заслуженный работник физической культуры и спорта России, посол США по спорту Николай Крашенинников рассказывает о том, что спорт может быть и послом мира, и способом бандитской наживы. Переданная 140 лет назад США Аляска исторически была просто обречена стать мостом во взаимоотношениях России и Соединенных Штатов.

Два государства получили общую границу, которая может не только разъединять, но и объединять.

Символично, что воссозданная церемония передачи столицы Русской Аляски (в то время - Новоархангельска, ныне - Ситки) под юрисдикцию США была не только точна исторически, но и предельно корректной. Например, на военном параде участвовали отряды одетые не только в американские военные мундиры середины XIX века, но и в форму российских моряков той же эпохи.

Во время Второй мировой войны Аляска стала одним из главных каналов поставок вооружения Советскому Союзу по ленд-лизу. С военной базы в Фэрбенксе около 8 тысяч военных самолетов в те годы перелетели Берингов пролив, после чего места за штурвалами заняли советские экипажи.

На основании этих событий в России был снят фильм «Перегон», вызвавший большой интерес у зрителей. Целых 45 лет ни один советский или американский самолет не летал этими маршрутами. То, что «холодная война» закончилась, доказал один перелет советского самолета ИЛ-76 с хоккейной командой на борту из Хабаровска в Фэрбенкс. Обслуживающий персонал аэродрома не верил своим глазам - на взлетно-посадочной полосе стоял огромный военно-транспортный самолет ВВС Советского Союза, окрашенный в камуфляжные коричнево-песочные тона. Ведь всего за полтора года до этого события транспорт обслуживал советские войска в Афганистане. Рассказывает заслуженный работник физической культуры и спорта России, инициатор и организатор этого перелета Николай Крашенинников;

- В то время я работал в спорткомитете Хабаровского края, курировал игровые виды спорта, В 1987 году мы договорились с китайскими коллегами провести в Харбине хоккейный турнир. Я им предложил пригласить американскую команду, они согласились, и мне пришлось взять на себя роль посредника в переговорах сторон, поскольку политические отношения между США и Китаем в то время были весьма прохладными. Как потом рассказывали сами китайские коллеги, они рассматривали меня в качестве гаранта того, что турнир пройдет без осложнений.

Все действительно получилось здорово, после чего президент американского комитета «Спорт для всех» Леонард Милтон вручил мне диплом «Посол по спорту США», который подписал президент Рональд Рейган. Потом это мне очень помогло организовать визит на Аляску на военном самолете нашей хоккейной команды.

Переписка между советской и американской сторонами длилась более полугода. Несколько раз проект был под угрозой срыва, но у идеи были сторонники по обе стороны океана. Например, ее подержал министр обороны СССР Дмитрий Язов, который был незадолго до этого назначен с должности командующего Дальневосточным военным округом, так что ситуацию он знал отлично. Именно помощь маршала помогла получить разрешение на перелет на военном самолете. Кстати, хоккейная команда тоже была армейская - хабаровский СКА, один из фарм-клубов знаменитого ЦСКА, где набиралась мастерства и опыта перспективная молодежь.

12 февраля 1990 года ИЛ-76 вылетел из Хабаровска, и в тот же календарный день приземлился на Аляске в городе Фэрбенкс. Дальневосточная команда провела несколько игр с местным клубом «Gold kings». Поединки привлекли внимание любителей хоккея со всего штата. Ведь до этого они только видели по телевизору игры в Северной Америке московских команд ЦСКА, «Динамо», «Спартак» и «Крылья Советов». Так что на матчах был аншлаг.

Дополнительную рекламу своим землякам сделал Александр Могильный. Этот уроженец Хабаровска, по существу юниор, за несколько месяцев покорил Национальную хоккейную лигу, и заявил о себе как о новой «звезде» хоккея.

После этого визита следующий президент США Джордж Буш-старший подтвердил полномочия Николая Крашенинникова в качестве посла по спорту этой страны.

- В том же году я переехал во Владивосток, где организовал первый в Советском Союзе профессиональный футбольный клуб, - рассказывает Николай Крашенинников, - После этого команда «Луч» впервые в своей истории вышла сперва в первый, а потом и высший дивизион отечественного футбола. Я всегда помнил, что спорт должен сближать народы, поэтому стремился использовать свой статус посла. Еще до установления дипломатических отношений между Республикой Корея и Россией я наладил партнерские отношения с южнокорейским университетом Чунанг. Регулярными стали товарищеские футбольные матчи, как в Корее, так и во Владивостоке.

Однако, начиная с 1996 года, государственные органы власти стали активно вмешиваться в дела клуба, старясь получить над ним контроль. В 1999 году исполняющий обязанности мэра Владивостока Юрий Копылов, используя фальшивую документацию, смещает меня с поста президента, и сам становится во главе клуба. В это время клуб переживает тяжелые времена, в каждом сезоне разочаровывая своих болельщиков. Собственно, футболом он практически не занимался. Его гораздо больше интересовало имущество клуба, его недвижимость, которое было просто разворовано. Было совершенно разбойное нападение даже лично на меня.

Все это время я вынужден большую часть своего времени заниматься судебными процессами, которые неизменно заканчиваются в нашу пользу. Тем не менее, городские власти придумывают все новые предлоги, чтобы затянуть старые, и инициировать новые судебные тяжбы. Ту же политику в отношении футбольного клуба «Луч» повел и недавний мэр Владивостока Владимир Николаев.

Когда Сергей Парский, адвокат ФСК “Луч”, обратился в Генеральную прокуратуру России по фактам нарушения закона, а именно - захват имущества, избиение сотрудников клуба Гирько П.А., Петрачкова Г.Е., Белоусова А.А. и т.д., его постигла внезапная смерть якобы от разрыва аорты, в чем мы и его мама глубоко сомневаемся.

Важно заметить, что оба последних градоначальника, и Юрий Копылов, и Владимир Николаев были фигурантами уголовных дел, и им были вынесены обвинительные заключения. Так что пособником мэров, нарушивших закон, можно считать и бывшее Приморское управление юстиции, которое в свое время по подложным документам зарегистрировало Копылова президентом клуба, а теперь, когда Арбитражный суд Приморского края признал самоназначение Копылова незаконным, отказывает в регистрации Николаю Крашенинникову, не смотря на решение суда.

Это и понятно. Ведь в этом случае государственные органы должны признать свою неправоту, покрыть все финансовые издержки и вернуть клубу его движимое и недвижимое имущество. А это очень не хотят те, кто всем этим по-хозяйски пользуется, хоть и не имеет на то права. Так что уголовные кланы, которые постоянно прорываются во Владивостоке во власть, остаются весьма могущественными, и продолжают управлять ситуацией, не смотря на аресты и судебные приговоры своим лидерам.

Георгий ПЕТРАЧКОВ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100