Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (776) от 30 января 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Достоевский – пророк в своем отечестве

Ольга ДИЛАКТОРСКАЯ

Монолог перед диктофоном
Ольга Георгиевна ДИЛАКТОРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор, академик акмеологических наук и исследователь творчества Ф.М. Достоевского. В прошлом году ее труд получил международное признание: она была приглашена на 13-й симпозиум Международного общества Достоевского. Я попросила ее поделиться впречатлениями и поставила перед ней диктофон.

В начале июля 2007 года целую неделю я работала на международном симпозиуме, 13-м по счету, в Будапеште, в Венгрии. Собрались ученые со всего мира, которые являются членами международного общества Достоевского, и свои доклады они посвятили проблеме диалога и другим теоретическим проблемам в творчестве Достоевского. Представители разных стран: вся Европа, Америка и Мексика, страны бывшего Советского Союза – Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина, Япония, Южная Корея, Австралия…

Мои самые яркие впечатления, потому что я была за границей, в европейской части, первый раз. Сразу можно сказать, что это удивительно чистое жизненное пространство. Там уборщики встают в пять утра и убирают город. Идет грузовик – и пыль не поднимает!

Венгрия – маленькая страна, бедная страна. Удивительно, что Россия – страна очень большая, богатая, но страшно бедная. В Венгрии нет никакого материального продукта, но живут там лучше, чем у нас. Это вопрос очень большой.

Например, в этой маленькой Венгрии в 25 километрах от Будапешта существует город художников Сентендер. Там живут художники. Только художники. Это город, где их дома, мастерские, художественные музеи, церкви, сады. Ничего подобного у нас нет.

Вы скажете: как – нет, а Переделкино? Да, есть Переделкино, дачи творческие есть. Но приезжают туда не жить, а на какое-то время, как в командировку. А здесь – отдельный город. С системой продажи. Нарисовал – пожалуйста, реализуй. И твори! Живи в гармоничном пространстве! Не трать силы на пустяки. Все под рукой. Живи, твори, совершенствуйся!

Меня это поразило.

У нас во Владивостоке есть кинофестиваль как этакая «культурная вышина». А скажите, зачем он нам нужен? Из всех творческих союзов – музыкантов, театральных деятелей, писателей – я могу назвать только художников, которые поднялись до общемирового уровня. Именно художников! Наши художники вполне могут конкуренцию составить и тем, кто живет в столицах и за границей. Качественный уровень их подготовки очень высок. Они талантливые люди. Почему бы не поддержать то, что дает прибыль? Вот Садгород. Устройте в Садгороде город художников! Дайте им там квартиры, позвольте построить дома, мастерские. И какое место! Какая экология! Какая география! И тот самый взгляд и на море, и на горы. Пейзаж, который отличает Приморский край, Дальний Восток. Это специфика наша!

Но даже выставку регионального масштаба (Речь идет о выставке по результатам 2-го конкурса графических работ имени Андрея Камалова. - М.З.), событие далеко не рядовое, наше телевидение игнорирует: на открытие телевизионщики явились через час после мероприятие, на закрытие собирались прийти за час до мероприятия - и не явились вовсе.

Нет, нас влечет куда-то в заоблачные дали, в мечты и грезы, которые практически для Приморья ничего не значат. Все это делается – не знаю для чего. Кинофестиваль. Можно предположить, но не стану это делать. Хочу подчеркнуть практическую ценность того, чем мы владеем.

Эти мысли мне пришли в Венгрии. Потому что я познакомилась с таким пространством, с таким отношением к делу, с такой возможностью зарабатывать на этом деле… Которое дает Венгрии возможность жить не бедно. Почему мы не делаем того, что так близко?

Второе. Отношение научного содружества в России. Это было видно на докладе профессора из Австрии Рудольфа Нейхгаузера. Его доклад назывался “Взгляды Достоевского на современные русские исторические пути и интерпретации”. Докладчик считал, что Достоевский на современном этапе перестал быть пророком в своем отечестве. Достоевский проповедовал расцвет России, а у нас запустение и разложение. И вот что мне было интересно. Нейхгаузеру отвечала Валентина Евгеньевна Ветловская. Она сказала, что он не прав. Потому что развитие России идет такими шагами, что они не в состоянии уследить за ними. Потому что Достоевский ставку делал на православие. Именно в перестроечный период православие в России заняло важные главенствующие позиции. В храм приходят не только женщины и старушки, но и молодые ребята, молодые мужья с семействами, и рядом с папой и мамой – дети. Это не команда, это говорит о том, что люди по зову своего сердца сюда пришли. Выбрали, стали на этот путь и живут в этом направлении – в направлении совести, как это было у нас всегда.

Вот у меня подруга. Мы вместе учились в Ленинградском университете. Ее зовут Ангелина. Она школьный учитель русского языка и литературы, дети зовут ее – «наш ангел». Она замужем за священником, у нее двое детей. Сын учится в медицинском, а дочь музыкантша. Она вышла в прошлом году замуж, муж ее – молодой батюшка. Так традиция складывается. Не тогда, когда господа взяли свечки и в церковь пошли, потому что их политическое лицо, а тогда когда религия преследовалась, когда было нельзя, запрещено, когда карьера обрывалась безжалостно – люди сделали этот выбор.

Это удивительно нравственное отношение к нашей религии – и осознанное. Это отметила Валя Ветловская. А что будет дальше, если этот процесс набирает силу и выстраивается определенная перспектива? Потому что приходят заботы не о рубле, а о душе. И этот ответ Нейгаузу прозвучал очень убедительно.

А вот то, что Федор Михайлович через веру предсказывал возрождение нравственности, это воистину совершается вокруг нас.

Еще я хочу рассказать про университет, в котором мы работали. Это национальный университет ELTE в Будапеште. Он располагается в здании 17 века. Внешне – это архитектура 17 века, а внутри – современный дизайн. Вот у нас нет храмов науки. А там есть! Туда входишь как в храм и уже чувствуешь себя обязанным и ответственным. Там не исписаны столы и стулья всякими глупостями, как делают наши студенты и перышком, и ножичком – это неприлично. Там работают нормальные туалеты – нельзя сказать это о наших. У нас все ненормально. Мы что, этого сделать не можем? Или у нас запустение в голове? Разруха! И это бросается в глаза. И так стыдно становится! Огромная, красивая, богатая страна, в которой все эти мелочи смазывают общие впечатления о культуре народа. Это горько. Я надеюсь, что это тоже можно преодолеть. Нужно об этом подумать и приложить усилия.

И наконец, заканчивалась наша конференция панихидой в честь Достоевского в старинном православном сербском храме. Вел службу иерарх церковный, пение было хоровое. Все стояли со свечами в руках, причем там были и православные, и католики, и протестанты, и мусульмане – но все они были учениками Достоевского. И вот присутствие писателя - невероятным образом, но ощущалось. Это единство разных людей, с разными мировоззренческими установками, разным человеческим опытом - но это была единая сила, которая несет факел гуманизма, знания. Это было невероятно. Это единство мы ощутили физически в этом храме.

Достоевский – гений. Это ведь он сказал, что мир погибнет от китайщины. И меня поразило: направляется самолет в Будапешт из Москвы, и половина пассажиров – китайцы. С тюками, с баулами. В Будапеште есть Чайна-Таун. Там они торгуют, процветают. Достоевский сказал еще в 60-х годах 19 века, что Япония, страна феодальная, бедная, находящаяся на задворках мира, в следующем веке будет одна из могущественных стран мира - и самая богатая. Но она никогда не выдумает Эйфелевой башни - восьмого чуда света! Вот пророчество! Не говоря уж о том, что 17-й год он нам напророчил и рассказал, кто в этом будет виноват, и каким образом русская интеллигенция окунется в страшный мир испытаний, мытарств и страданий! Что Россию будет ждать голод, что Россию будет ждать террор, что Россия будет жить по принципу, который рассказан в «Бесах»: вверху папа, вокруг мы, а внизу все остальные: рабы и в рабстве равны. Вот, собственно, что и происходило - сколько там - 76 лет? Пока не рухнуло в 91-м году. Так что к своим гениям надо прислушиваться и выводы делать, потому что для нас все сказано и написано. Нам надо быть только внимательными, чтобы избежать этих самых страшных и унизительных испытаний, разорительных для нас.

Я очень хочу попасть на 14-й симпозиум, который пройдет в Неаполе в 2010 году, и для этого работаю сейчас над книгой. И очень хочу встретиться с моими новыми знакомыми, с моими коллегами, которые трудятся на поле Достоевского.

Ольга ДИЛАКТОРСКАЯ.
Записала Марина ЗАВАДСКАЯ.

Портрет Федора Достоевского кисти Хуго Л. Мора, 1921 год.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100