Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 29 (748) от 18 июля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Детей из Раздольного лишили права на защиту!

Анастасия Загоруйко

Жители детской деревни «Семейный Очаг», что в Надеждинском районе, снова стали жертвами чересчур пристального внимания со стороны правоохранительных органов. есовершеннолетних жителей из «Очага» 13 июля снова пытались допросить и снова по той же схеме, что и в марте.

А в этот раз, чтобы испуганные ребятишки не убежали от допращивальщиков, в дверях поставили двух «бодигардов» из местного отделения милиции.

В 2007 году это уже вторая попытка допросить детей из “Семейного Очага” в отсутствие их законных представителей. Первая была по той же схеме предпринята 13 марта в школе: тогда представители Надеждинского подразделения по делам несовершеннолетних также без постановления пытались допросить детей, удерживая их в школе несколько часов. Одну из девочек, 10 лет, они умудрились даже осмотреть на предмет синяков. Видимо, собирали доказательства для возбуждения очередного уголовного дела в отношении родителей, которое также благополучно развалилось как и парочка предыдущих.

Такой низости я еще не видела. При этом в кабинете находился и социальный педагог Раздольненской школы, который слова не сказал в защиту детей и их прав, хотя по закону обязан защищать детские права, коли уж присутствует при таком действе.

О ситуации с допросом 13 июля рассказывает приемная дочка руководителя деревни Олега Петрука Оля Мокшина:

«13 июля я пошла утром в 9 часов утра на отработку в школу, – практика длится до 11 часов. Но так как я пропустила 2 дня, мне пришлось задержаться. Примерно к 12-30 этого же дня к школе подъехала милиция. Я, увидев эту женщину, немного испугалась, потому что я подумала, что нас будут опрашивать. Я стояла рядом со своей приемной сестрой и вдруг услышала, что меня зовет женщина. Я думала, что ей нужно помочь. Милиционер сказала: «Пошлите на второй этаж». Завела меня и моего приемного брата в разные кабинеты, и нас стали допрашивать. Сначала мне стали задавать вопросы: где я родилась? как меня зовут?

Потом мне задавали вопросы, на которые мне неприятно было отвечать. Еще рядом посадили какую-то женщину, которая была мне незнакома, а в протоколе написали, что это моя классная руководительница. Это неправда! Я спросила, почему меня опрашивают без моего отца. Милиционер сказала, что у нее есть право опрашивать нас отдельно. Я задала вопрос, зачем в дверях стоят милиционеры, она сказала, чтобы вы не убегали, как твоя сестра уже убежала (прим. автора – только благодаря тому, что одна из девочек убежала, родители смогли вовремя приехать и забрать своих детей)».

Как рассказала убежавшая Саша, когда она сказала милиционерше о том, что не будет отвечать на вопросы в отсутствие своих родителей, ей пообещали, что их сейчас вызовут. «Это были лишь слова. Когда мы пришли в кабинет, мою приемную сестру уже опрашивали. Я чуть-чуть посидела и быстро вышла из кабинета, возле школы я увидела, что к зданию школы подъезжает машина милиции, тогда я бросилась бежать. Я испугалась, что меня поймают, и бросилась бежать со всех ног», - рассказала девочка, у которой до сих пор события того дня вызывают испуг.

А теперь смотрим, что говорит закон о допросе несовершеннолетних, которых, по словам, похоже, очень некомпетентного сотрудника милиции, могут опрашивать без родителей. По уголовно-процессуальному кодексу РФ ст. 191 (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля) совершенно четко говорит: «Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля ВПРАВЕ присутствовать его законный представитель». Участие педагога в допросе свидетеля и потерпевшего, не достигших определенного возраста, продиктовано стремлением обеспечить психологический контакт между допрашиваемым и следователем и не допустить нарушения прав и законных интересов допрашиваемых.

Такую же функцию, как и педагог, выполняют законные представители (родители, опекуны). Педагогу и законным представителям предоставляется возможность: 1) делать подлежащие занесению в протокол замечания о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых; 2) с разрешения следователя задавать им вопросы.

Но, по словам самих детей, несмотря на их нежелание оставаться наедине с милицией в отсутствие родителей, которые по закону (смотрим выше) ВПРАВЕ присутствовать при допросе несовершеннолетнего, педагоги ни слова не сказали в их защиту. Больше это похоже на то, что правоохренители хотели соблюсти видимость законности. Но они не учли того, что этим они нарушают еще и право родителей (опекунов) на защиту своих детей.

Кроме этого, закон говорит о том, что свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос.

Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы (ст. 188 «Порядок вызова на допрос»).

Но, извините, сейчас на дворе летние каникулы и затруднительно вызывать на допрос через место учебы. Да и не было никакой повестки!!!

То есть детей изначально лишили прав, которыми закон наделил свидетелей (ст.56 УПК РФ):

1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников.

При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

2) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

3) являться на допрос с адвокатом.

Кроме этого, УПК говорит о том, что следователь не имеет права задавать наводящие вопросы.

Зона беззакония!

13 июля, как только стало известно о допросе, опекуны детей Олег Петрук и Александр Перевалов поехали в школу. На их требование предъявить постановление о проведении допроса им ответили отказом. Мало того, что им хамили, так еще и отказывались отдавать детей. Но опекуны забрали своих ребят, которых против их воли насильно удерживали в школе представители правоохранительных органов. Олег Петрук обратился в милицию с заявлением о незаконном лишении свободы детей.

Но так как данные действия совершали работники Надеждинского РУВД, (так, во всяком случае, они представились родителям детей), то вполне логично было бы, чтобы это дело о защите прав детей взяла под контроль краевая прокуратура, которая по закону должна стоять на страже интересов детей. Можно было бы попросить об этом и районных прокуроров. Но жители «Семейного Очага» были вынуждены написать заявление на незаконные действия ее сотрудников, зампрокурора Венцеля и его помощницы Асоновой, и меня терзают сомнения в непредвзятости со стороны этого органа.

Напомним, 13 марта 2007 года без каких-либо постановлений и судебных решений на территорию деревни прошла группа сотрудников Надеждинской прокуратуры – Венцель и Асонова, пожарной инспекции – Третьяков, СЭС – Воронова, председатель местной думы Калиновский и ведущий специалист по охране прав ребенка Смирнова.

Еще в июне семьи, в чьих квартирах 13 марта была проведена проверка, написали заявление в милицию на незаконное проникновение в жилище. С них были взяты показания по данному делу; пока уголовное дело по данному факту не возбуждено, идет проверка.

Послесловие

По моему мнению, по этому делу нужно привлекать не только сотрудников милиции, но и директора школы, который на момент нахождения детей в учебном заведении отвечала за них. Подобные действия со стороны милиции, которая должна стоять на страже закона, а не нарушать его напропалую, привели к тому, что дети стали бояться, что их вернут в казенные дома. И лишат их права на жизнь и воспитание в семье. Думаю, пора в это дело вмешаться и омбудсмену…

Анастасия Загоруйко.

P.S. Автор материала просит считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру Приморья, которая должна проверять сведения о правонарушениях, изложенных в СМИ. Прошу защитить несовершеннолетних детей от посягательств на их свободу и провести проверку законности действий сотрудников милиции 13 июля этого года.

Фото Надежды Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100