Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (741) от 30 мая 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Гроздья гнева и любви. 15 лет газете “Арсеньевские вести”

Ирина ГРЕБНЕВА

Страшно неудобное название газеты
Наше название оказалось неудобно и для нас, и для противников газеты: когда стали в крае выпускать газеты-двойники оппозиционной прессе (кому плюс припишут к заголовку, кому меленько «во Владивостоке» припишут), то к нашей газете если и приписать - сразу виден злой умысел.

Выпустили «Приморские вести» в пику нам, похожую на “АВ”, да все равно не спутаешь.

Когда мы регистрировали газету под именем «Арсеньевские вести», никаких далеко идущих планов не было: вот будем газетой для всего Арсеньева, и только. Но уже через месяц после регистрации без объяснения причин Арсеньевская типография нас отказалась печатать. А мы только-только объявили подписку на газету! Они думали, что мы сразу заткнемся, но вместо этого мы стали печататься во Владивостоке и первыми перешли на офсетную печать. Через год там тоже закрыли двери для “АВ”. Нет в Приморском крае ни одной типографии, где бы нас не отказывались печатать. Иногда сразу, а иногда через один, два, максимум – три номера. Была полоса страшных гонений на «Арсеньевские вести», которая длилась все годы правления губернатора Евгения Наздратенко.

Зато теперь у нас есть фанаты по всему краю!

Но не все знают, что это за газета. Многих отпугивает заголовок. И как мы только ни пытались это название приспособить к читателям всего края! Портрет В.К. Арсеньева помещали рядом с заголовком – нет, не вяжется с содержанием. Поменять заголовок? Тогда нас не узнают многочисленные друзья. А выход есть! Читайте о декаде знакомства с “АВ” на первой странице этого номера газеты.

Кстати, напишите нам, как прошла эта акция. Нас интересует любой результат, даже самый негативный. Самому активному читателю непременно будет приз.

Легенда №1: о финансировании

Специалисты газетного дела, отказывались верить, что можно выпускать газету, не имея средств. Ну на печать ещё можно наскрести денег от продажи газет. Если поднатужиться, можно и на газетную бумагу наковырять, но на зарплату уже ни гроша не остаётся. А ведь газету делает целый коллектив специалистов высокой квалификации самого разного профиля.

Сначала нашим финансистом считали Егора Гайдара, потом перевели стрелку на Анатолия Чубайса, позже – на Виктора Черепкова. Однажды я приехала в глубинку, надеясь напечатать там газету. Но мне заломили цену, в несколько раз выше реальной. А на мое недоумение объяснили: «Все говорят, что сколько вы попросите денег у Гайдара, столько он вам и даст».

А я к тому времени вкладывала в газету все деньги, включая даже зарплату мужа, и потому вся обносилась. «Так вот почему я стою перед вами в облезлой шапке и драных сапогах» - пришлось ответить мне. “АВ” там так и не напечатали.

Некоторые и сейчас повторяют ту же легенду в разных вариациях. Они даже не могут представить себе, что здесь, в «Арсеньевских вестях», самостийно собралась группа журналистов, которые работают фактически бесплатно. Например, совсем недавно ко мне обратился один из ведущих журналистов края. Он предложил вести небольшую колонку в газете за 10000 рублей в месяц. Пришлось объяснить, что мы такими цифрами не оперируем, и вообще живем в другом измерении.

Но некоторые знают, чего стоит журналист в нашей газете в плане оплаты труда. Совсем недавно в некоей уважаемой газете проштрафилась журналистка. Ей сказали: «Если не исправишься, вылетишь, и нигде не нужна будешь, кроме «Арсеньевских вестей» да «Народного вече», чем страшно напугали бедняжку.

Легенда №2: “непрофессионализм”

Действительно, методы нашей работы с самого начала казались собратьям по перу вопиющей журналистской безграмотностью. Например, берем интервью и полностью помещаем на газетную страницу, со всеми сомнениями и сочными выражениями нашего героя. Советская журналистика учила тщательно «причесывать» речь собеседника, удалять все живые слова. Но именно эти наши интервью пользовались большой популярностью у читателей.

А уж когда мы маты высокопоставленного чиновника напечатали без купюр, нас вызвали в Дом журналиста «на ковер», где собрался цвет журналистского сообщества. Они дружно принялись «песочить» нас, но мы только улыбались и фотографировали присутствующих, чем вызвали их ещё больший гнев.

Поражало наших собратьев по перу, когда мы печатали документы, которые ни одна другая газета не напечатала бы ни при каких обстоятельствах. Однажды, после такой публикации, наши коллеги пришли даже в редакцию просто посмотреть на нас, убедиться, что мы нормальные, не сумасшедшие какие-нибудь.

Обилие судебных исков к журналистам «АВ» и к самой газете тоже просто хором приписывали нашему непрофессионализму. Иски действительно сыпались дождем, бывало, частенько по три иска в неделю рассматривали в суде. Мы ходили на все заседания и отбивались, как могли. И далеко не всегда проигрывали.

Поток жалоб поутих, когда наши оппоненты поняли, что иск к газете и авторам не только не затыкает нам рот, а вовсе даже наоборот – порождает целую серию новых публикаций на ту же тему. А когда Европейский суд принял две наших жалобы к рассмотрению, презрение коллег несколько ослабло.

Зато стали применять другие методы. Например, дважды разгромили квартиру Надежды Алисимчик, забрали компьютер и другие предметы профессиональной деятельности, демонстративно разложили документы, по которым она тогда работала.

Подняли наш авторитет и несколько ведущих премий в престижных всероссийских конкурсах. Первой была отмечена Надежда Алисимчик грантом из Фонда Сороса. Вслед за ней получила грант и газета из того же Фонда, что позволило нам резко увеличить тираж и объем газеты. Потом Татьяна Романенко стала лауреатом конкурса правозащитных публикаций.

Но больше всех отличилась Марина Завадская, которая стала лауреатом нескольких конкурсов и получила премию Сахарова наряду с журналистами из Москвы (газета «Коммерсант») и из горячей точки (газета «Чеченское общество»). Несколько премий и грамот получила и сама газета.

Легенда №3, от конкурентов

Когда «Арсеньевские вести» обогнали по тиражу многие другие газеты и стали конкурировать на рынке рекламы, родилась новая легенда, усиленно распространяемая среди рекламодателей: «Арсеньевские вести» - газета для стариков и бедняков. Действительно, чаще всего в нашу газету (как, впрочем, и в любую другую газету) пишут пенсионеры. У них просто больше времени на это.

Но практика показывает, что когда жизнь оборачивается к человеку грозным оскалом, он, независимо от возраста и социального положения, ищет защиты и сочувствия в «Арсеньевских вестях». К нам неоднократно обращались и студенты, и предприниматели, и рыбаки, и моряки, и даже чиновники.

Скандалы, расследования

Скандалы местного масштаба преследовали нас всегда, начиная с самого первого номера газеты, когда начальницу типографии, купившуюся на слово «гласность» и напечатавшую нашу газету, вызвали в райком партии и пригрозили десятью годами тюремного заключения. Периодически распространялся слух об очень скором закрытии нашей газеты, и даже в банке, который нас обслуживал, уверяли, что это совершенно точные сведения. Нас выгоняли из всех помещений и из всех типографий, приходилось печататься за пределами края. Потом - судебные и уголовные преследования.

Но я говорю не об этих скандалах, а о тех, которые были на всю страну, и даже выходили за её пределы. Первый скандал разразился, когда сфальсифицировали нашу газету, поместив в ней фальшивое интервью Виктора Черепкова. Эту газету вручили президенту Ельцину. Но обман раскрыли, и газета «Известия» рассказала об этом на первой странице с изображением фальшивого номера.

Потом мы сами подняли скандал на всю страну, когда в конце 1999 года, во время губернаторских выборов, стали арестовывать нашу газету. А информация об аресте редактора на пять суток в 2000 году прошла по всем центральным газетам и каналам телевидения, и Путину на стол легла протестная телеграмма из международного Комитета защиты журналистов.

Совсем недавно предали гласности на всю страну и ещё один скандал местного значения, как прокурор края признал себя в публикации и фотоколлаже Надежды Алисимчик, где его фамилия не упоминалась. Он убедил мирового судью, что это его изобразили “АВ” в виде девушки легкого поведения, и облегчил кошельки редактора и журналиста на 30000 рублей каждый. После того, как нашу жалобу принял Европейский суд, этот факт растиражировали по многим центральным газетам и журналам и каналу РЕН-ТВ.

Скандалы, как правило, вспыхивали после наших предвыборных публикаций, либо по результатам выборов. А вот расследования производились в нашей повседневной деятельности. Очень увлекательной была серия публикаций по известному делу о взятке, сфабрикованному милицией против Виктора Черепкова. В «Известиях» эти события были описаны гораздо позже. Публикации о коррупции на Хасанской таможне, когда десятки новеньких автомобилей ушли за бесценок некой фирме без аукциона. Публикации о контрабанде краба под крышей пограничников. Серии публикаций о нарушении прав стариков в Седанкинском доме-интернате и нарушении прав детей в детском доме №2 города Владивостока, о продаже недвижимости столицы края за бесценок, о банкротстве крупных предприятий Приморья, об аресте правозащитника И.В. Комлева и многое, многое другое – всего не перечислить.

Кто, кто все это натворил?

А натворил все это коллектив блестящих журналистов и ярких неординарных личностей.

Сначала в газету пришла Татьяна Романенко. Она стала и журналистом, и заместителем редактора, и учредителем. Легко и быстро раскидала проблемы, которыми обросла газета на тот момент, разрулила даже денежные дела, обеспечив продажу газеты на улицах Владивостока и в электричках.

За ней пришел публицист Эдуард Гурченков. Каждая его статья в газете становилась большим событием для читателей. Но острые публикация ранили и самого автора, и тогда он стал редактором «Земли-кормилицы», которая кормила не только наших читателей, но и саму газету, ибо большая популярность этого приложения увеличивала популярность всей газеты.

Большая заслуга в формировании кадров принадлежит Татьяне Романенко. Это она привлекла в газету сначала Чернышову, ныне покойную, которая, словно стержень, держала линию газеты и подтягивала нас до своего уровня. Когда её не стало, в «Арсеньевские вести» пришел Валерий Куцый, талант которого словно магнитом притягивал к газете всё новых и новых читателей. Некоторые так и заявляли: выписываю вашу газету только из-за Валерия Куцего.

Ольга Лещенко привела Надежду Алисимчик, острый ум которой, несравненный юмор и политическое чутьё не только ставит газету на острие событий, но и раскрывает её перед читателем с самой неожиданной стороны. Вокруг её публикаций всегда возникают острые дискуссии.

Нина Мокеева вела раздел читательских писем, и делала это так тонко и умело, что и через многие годы после её ухода из жизни мы ощущаем потерю. Потом её заменил несравненный Юрий Викторович Мокеев, но он автор больших аналитических публикаций, а в нашей газете было мало полос, ему просто негде было развернуться.

Марина Завадская пришла к нам просто как корректор, и когда она вдруг выразила желание что-то написать, мы отнеслись к этому благосклонно, но снисходительно. И вдруг увидели такой ослепительный талант, что даже Валерий Семенович Куцый воскликнул: «Кто это написал? Готов подписаться под каждым словом этой статьи!».

Много лет сотрудничает с газетой и Анна Селезнева, главный специалист по экологическим проблемам, четко держит правозащитную линию газеты.

Гораздо труднее у нас удержать молодежь. Тем не менее, нашла здесь творческий простор Анастасия Загоруйко, автор многих острых публикаций, редактор приложения “Криминальный поиск”.

Опасное, но теплое местечко

Вообще-то зря, пожалуй, пугали ту нерадивую журналисточку «Арсеньевскими вестями». Нет, мы, конечно, никого не прогоняем, но и не приживаются как-то у нас плохие журналисты.

К тому же смелость нужна большая, чтобы работать в «Арсеньевских вестях». Как-то стала маечку с нашей символикой дарить представительнице одной солидной организации, а она и брать боится: «В спину не будут стрелять?»

У нашей газеты смелые и читатели, и сотрудники. Людмила Алексеевна Кривченкова сплотила наш читательский коллектив и создала коллектив распространителей газеты, наших помощников. Много лет она была лицом газеты, будучи секретарем. Теперь она переключилась на более ответственную работу, а её с успехом заменяет Светлана Плаксен, внесшая в редакцию струю уюта и молодости.

Сергей Ивашинников много лет составляет кроссворды, так любимые нашими читателями. Андрей Пастухов успешно сочетает работу и учебу, создает электронную версию газеты. Альбина Чумакова - и журналист, и верстальщик, и секретарь в газете, буквально росла с «Арсеньевскими вестями». И наши «золотые рыбки» - Ольга Николаевна Бирюкова, Ольга Александровна Обухова и другие. А коллектив почтальонов, которые за чисто символическую плату в любую погоду доставляют газету нашим читателям.

Мы были вместе все и в горе, и в радости. Поддерживали друг друга в самые трудные минуты.

Все бывает в нашем коллективе, разве мы ангелы? Но атмосфера тепла и напряженной работы – это редкое сочетание – есть в каждом сотруднике «Арсеньевских вестей». Всем хочется сказать «спасибо» и низко поклониться.

Признание читателей

Мы не всегда оправдываем ожидания наших читателей, но планка любви очень высока, и мы неустанно подтягиваем к ней планку своей ответственности. Вы посвящаете нам стихи, оды, песни. Как жаль, что за годы скитаний мы кое-что растеряли из этих признаний любви, но эти новые мы сможем сохранить. Всех поздравляю с праздником, с Днем рождения газеты «Арсеньевские вести”, НАШЕЙ с вами газеты.

Ирина ГРЕБНЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100