Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (721) от 10 января 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Цена свободного слова

Анна Селезнева

«Вы помеха. Вы угроза. Кто-то хочет убрать вас с дороги…»
13 января - День российской печати. Будут журналистов поздравлять, приемы устраивать, благодарить… Но цена свободного слова слишком велика, никакими деньгами не оплатишь….

Все чаще журналисты расплачиваются – притеснением, или свободой, даже жизнью, если не хотят журналисты получать деньги за молчание, или за клевету, или за прославление…

От 288 и 144 миллионов рублей до года тюрьмы: таков диапазон цен в 2006 году. 144 миллиона рублей с владивостокца Алексея Чернышева и 144 миллиона рублей с редакции «Коммерсант-Хабаровск» за его же заметку по делу Будаева - до года тюрьмы для Ильи Азовского из Архангельска. Или жизнь – убита Анна Политковская…

Жизнь и смерть стали ценой журналистского слова. Убиты за журналистское слово были не только известные Анна Политковская и Пол Хлебников, главный редактор журнала «Форбс», но и Валентина Юдина из Элисты, и Алексей Сидоров, главный редактор газеты «Тольяттинское обозрение», а в декабре – Норик Ширин, основатель и издатель газеты «Голос молодежи».

МОНИТОРИНГ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ

Вот данные мониторинга Фонда защиты гласности лишь за один лишь месяц – ноябрь 2006 года: 8 нападений на журналистов (Чита и Ставрополье, Москва, Петербург, Алтай). Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Ленинградская область; Краснодарский край; Владимирская область). 14 задержаний милицией, угрозы в адрес журналистов и СМИ.

А еще - отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях), факты цензуры, отключение от эфира, прекращение вещания, отказ от печатания, распространения СМИ, изъятие (скупка, арест) тиража, выселение редакций из занимаемых помещений и т.п. Только за один месяц журналистам предъявлено 13 судебных исков на сумму 8 280 000 рублей 01 копейка... И это - не все способы давления, чтобы заткнуть рот журналистам, и данные далеко не полные.

Потихоньку власти добираются до Интернета: в Абакане 1 декабря суд оштрафовал на 20 000 рублей владельца сайта «Новый фокус» из-за отсутствия у него регистрации в качестве СМИ. Правда, сначала попытались конфисковать его или хотя бы компьютер, на котором он делается!

«СВОБОДУ ИНФОРМАЦИИ!”

Прекратите бросать журналистов в тюрьмы!» Под таким лозунгом проводит кампанию в защиту и поддержку журналистов Всемирная газетная ассоциация. «Вы помеха. Вы угроза. Кто-то хочет убрать вас с дороги”. В 2005 году были арестованы и попали в тюрьмы более 500 издателей и журналистов, а за последнее десятилетие - несколько тысяч. Десятки остаются в заключении по сей день, отбывая сроки до 20 лет.

Заключение журналистов порождает страх и посылает обществу недвусмысленный сигнал: не вмешивайтесь в дела, которые вас не касаются. В такие, как чиновничья коррупция, например, или криминальная деятельность влиятельных людей, или отсутствие политического плюрализма и прав человека.

За исключением нескольких выдающихся случаев, наши коллеги, которые в тюремных камерах расплачиваются за избыточное любопытство или преданность свободе прессы - неизвестны никому, кроме их близких и коллег.

Во Всемирной газетной ассоциации убеждены, что каждый их этих отважных мужчин и женщин заслуживает нашего внимания и солидарности и что мы просто обязаны проводить кампании, добиваясь их освобождения.

(Из обращения Тимоти Болдинга, генерального директора Всемирной газетной ассоциации).

Илья Азовский брошен в тюрьму

Сегодня наша газета рассказывает о судьбе журналиста Ильи Азовского. К «Арсеньевским вестям», известным своей правозащитной позицией, обращаются не только приморцы. В канун Нового года пришло письмо из Архангельска: защитите журналиста, с ним просто расправляются, его жизнь в опасности!

Заложником информационной войны, которую ведут корпорации на Северо-Западе России, стал депутат Архангельского областного Собрания, бывший редактор газеты «Правда Северо-Запада» Илья Азовский (см. на снимке).

Поводом для преследования Азовского стала статья «Крупчак кинул Ющенко в пекло предвыборных страстей». За статьей, конечно же, скрывается жестокий кофликт интересов, колоссальные деньги местного магната Крупчака, защищенного мандатом депутата Госдумы, деньги, как говорилось в газете, отмываемые в предвыборных страстях Украины.

Мировой судья признал Азовского виновным в клевете на депутата Госдумы Владимира Крупчака. Приговор вынесен был беспрецедентный - 1 год заключения в колонии-поселении. Прокурор и представитель Крупчака требовали у суда ужесточения приговора - 2 года заключения. Сам Азовский своей вины не признает: статья была написана не им, а «прислана из Москвы», почти час заняло перечисление нарушений, которые были допущены мировым судьей, не были приняты во внимание существенные показания многочисленных свидетелей защиты и очевидцев, указывающие на действительных авторов статьи, присланной по электронной почте и не принадлежавшей перу Ильи Азовского.

НАРКОДИЛЕР ОТДЕЛАЛСЯ ДЕШЕВЛЕ

В своем последнем слове Илья Азовский заявил, что рассмотрение дела было проведено с обвинительным уклоном. «Сидя в камере, я познакомился с человеком, который привез в Архангельск наркотики, которых хватило бы 20 людям две недели не приходить в сознание. Прокуратура просила для этого человека «условно». Получается, что Архангельская прокуратура поощряет наркодилеров и преследует журналистов...

«Я по-прежнему вину не признаю, статью я не писал, к ее распространению я отношения не имел, и тем более я не имел никакого злого умысла клеветать…..  Для меня очевидно, что со мной очень технологично расправились. Я в своей журналистской деятельности нередко критиковал представителей администрации области, мэрии, прокуратуры, судов, в том числе и председателя Октябрьского суда господина Фролова.

Вся моя журналистская и депутатская работа никогда не имела злого умысла или меркантильного интереса. За 15 лет деятельности журналиста я не заработал даже на нормальную квартиру. Многие из тех, кого  я критиковал в СМИ, как ни странно, не держат на меня никакого зла.  Подтверждение - это  многочисленные обращения от депутатов, деятелей культуры. Ваша честь, я понимаю, как трудно выносить оправдательный приговор, но я надеюсь на вашу честность и гуманизм.

Лишение свободы для невиновного - это не просто жестоко, это месть!»…

Итак, на весах - попытка автора статьи разобраться в коррупционном скандале и подкупах, связанных с именем известного в Архангельске, Москве и в Киеве магната и депутата. Редактор Илья Азовский статью печатает. И привлекается к суду по обвинению в клевете. Его бросают в тюрьму, причем герой публикации считает года тюрьмы мало для наказания – он требует двух лет! Два года за слово в газете! Пожалуй, архангельский суд пошел на рекорд даже в наших условиях несвободы печати!

Конечно, журналист ответственен за слова, которые публикует. Для этого есть статьи Гражданского и уголовного кодекса. За это журналиста наказывают штрафами, иногда колоссальными. Но тюрьма?! Год за публикацию? Не слишком ли многовато за статью, связанную с коррупционным скандалом? Не слишком ли велико влияние заказа в этом судебном решении?

«ЗА СЛОВО НЕЛЬЗЯ ЛИШАТЬ СВОБОДЫ!»

Именно об этом – «давлении сверху» - заявил и Игорь Яковенко,   Генеральный секретарь Союза журналистов России: «Я думаю, что это в целом идет давление на журналистов в России. Я сейчас не говорю конкретно о позиции архангельского журналиста, я намеренно оставляю в стороне его позицию и репутацию - это тема отдельного разговора, но то, что сегодня происходит вытеснение журналистики из СМИ - это уже общероссийская тенденция. И то, что чиновники и олигархи сегодня настолько осмелели, что стали давить на журналистов и выигрывать у них суды, пользуясь административным ресурсом, - это, к сожалению, есть... Статистика приговоров в адрес журналистов неуклонно растет». Однако он подчеркнул, что то, что произошло с Ильей Азовским, - «это рекорд»… Хотя были такие случаи, что журналистов осуждают за слово, лишают свободы, но так, чтобы на год - такого еще не было: «В этом смысле суд Архангельска поставил рекорд».

За слово нельзя лишать свободы. «За слово надо штрафовать, - говорит генеральный секретарь Союзу журналистов России. - Это очевидно, это нормальная практика, когда людей за слово - сказанное или написанное - штрафуют. Но лишать свободы за слово - это дикарство, это варварство, это атавизм». Подобного решения суда - лишения свободы сроком на год с отбыванием наказания в колонии-поселений, - Яковенко не припомнит. «Это неправильно, что бы по существу дела ни произошло, но лишение свободы на такой срок - вещь недопустимая». До Европейского суда по правам человека такие процессы еще не доходили. «Прецедент тяжелый, он должен быть рассмотрен, но, к сожалению, период дохождения дела до Европейского суда слишком длителен. Пока оно дойдет до Страсбурга - журналист уже отсидит свой срок.  Поэтому нужно решать что-то уже сейчас...».

Союз журналистов России направил свое обращение в суд по делу Ильи Азовского и обещал всячески содействовать в восстановлении справедливости вокруг архангельского журналиста.

Мы обращаемся к нашим читателям: пишите и в защиту журналиста, и в защиту свободы слова и гласности. Редакция отправит ваши мнения и в Архангельск, и в Союз журналистов России, и в Фонд защиты гласности.

ГОСДУМА НЕ РАТИФИЦИРОВАЛА ПРОТОКОЛ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

А в заключение статьи хотелось бы напомнить нашим читателям, что в конце декабря, срочно приняв несколько жизненно важных законов, нарушающих права граждан России, родная наша Государственная Дума отметила наступление Нового Года еще одним действом: депутаты отказались ратифицировать протокол Европейской Конвенции о правах человека. Именно тот протокол, который дает возможность более быстро и эффективно рассматривать дела в Европейском суде по правам человека. Именно в том независимом международном суде, куда все чаще стали обращаться россияне с жалобами за защитой.

Анна Селезнева, собкор Фонда защиты гласности.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100