Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 51 (719) от 27 декабря 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Мы мрём не оттого, что пьём, а от того - что пьём!

Ю. Филатов

В последнее время российские СМИ вновь заговорили о пьянстве. Поводом к этому послужила целая серия отравлений суррогатами (спиртосодержащими растворами), тысячи больных так называемым “алкогольным гепатитом” и сотни смертельных исходов. Вновь зазвучали набившие оскомину призывы: водка - яд, водку запретить, цены на водку поднять, восстановить систему ЛТП.

Авторы этих призывов начинают с экскурса в российскую историю, утверждая: “Исторически в России пили не очень много”.

Ошибаетесь. Пили в России всегда. Даже свой отказ от принятия ислама в качестве государственной религии Стольный князь Киевский Владимир мотивировал тем, что “ПИТИЕ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ РУСИ; НЕ МОЖЕТ БЕЗ ТОГО БЫТИ”.

Вернёмся в не очень далёкое прошлое. В 1901 г. Россия произвела 74 000 000 вёдер абсолютного спирта. Крепость безводного (абсолютного) спирта - 100 градусов. Емкость ведра - 12 литров.

В 1901 г. россиянами куплено 87 790 486 ведер подакцизной водки. Как подсчитала одна газета: “Этой водкой можно заполнить канал глубиной 6 четвертей, шириной 15 аршин и длиной 419 вёрст (1 м, 11 м, 444 км)”. По такому каналу даже волжская барка пройдёт.

И, как ни странно, потребление водки населением оставалось стабильным. Как было в 1896 г. 0,51 ведра, так и осталось в 1911 г. - 11 бутылок на душу населения.

А как обстояли дела на нашей далёкой окраине?

Год 1857. Газета “Санкт-Петербургские ведомости”: “Мы получили от наших корреспондентов из Николаевска на устье реки Амур любопытное письмо: “С открытием навигации к здешнему порту прибыло шесть американских судов из Бостона. Вся пристань завалена тюками, бочками, ящиками. В портовых лавках подавали херес, портер, искрящееся катаубское, которые можно было закусить устрицами, персиками и ананасами.”

В отношении русского национального напитка можно привести свидетельство другого россиянина, путешественника Н. Пржевальского, отметившего во время своего пребывания в ноябре 1867 г. во Владивостоке отменное качество местной водки, “изготовляемой из прекрасного американского спирта”.

Но не только этим был славен пост Владивосток. Из записок начальника поста лейтенанта Е. Бурачека (год 1863.): “Около Владивостока до 20 винокуренных заводов, так что годичная продажа китайской водки в одном только Владивостоке доходила до 3000 вёдер (36 000 л) безо всякой пошлины”.

Пост стал центром оптовой продажи водки. Но в приморских сёлах при таком водочном изобилии пили не больше чем в остальной России. Сошлюсь на мнение ещё одного путешественника, архимандрита Палладия, побывавшего в селе Астраханка (ныне пригород Уссурийска. - авт) в 1871 г.: “...В нетрезвой жизни астраханцев упрекнуть нельзя, хотя и попадаются примеры запоя, но очень редкие.”

Во Владивостоке в 1879 г. население в 5600 чел. обслуживало “40 заведений по продаже питий”. Это сообщил в своём отчёте городской голова. А в те годы ведро (12 л) водки стоило девять (9) рублей. А город не спился.

Слышатся заявления, что “множество фактов указывает на то, что СВЕРХСМЕРТНОСТЬ В РОССИИ - АЛКОГОЛЬНАЯ. Динамика продолжительности жизни является зеркальным отражением кривой потребления алкоголя.” Сомневаюсь.

Академик А. Крылов в книге “Мои воспоминания” рассказывает о двух уездных помещиках А. Сеченове и Н. Приклонском, которые пили по три (3) ведра в месяц на протяжении пятидесяти лет. Оба пользовались любовью близких, уважением соседей и скончались в возрасте около 80 лет в здравом уме и твёрдой памяти.

Сторонники “трезвого образа жизни” считают, что “решаюшим фактором является крепость наиболее популярного вида напитка. Ведь большая часть алкогольной смертности зависит от размера разовой дозы. Довольно опасный объём - 100 мл спирта - выпить в виде водки проще простого”.

Но давно известно: “что русскому здраво, то немцу смерть”. Выпить “четыре двойных” виски - для американца загул. А это всего лишь 200 гр., и россиянину они “только для разгона”. Да у него даже от 100 мл абсалютного(!) спирта только уши запламенеют.

Каждому своё. “Кто пьян да умён - два угодья в нём” - гласит русская поговорка. Почему-то звучат утверждения, что североевропейским странам, таким как Россия, вообще необходим разрыв между стоимостью водки и пива минимум в 10 раз, желательно - в 20. Кто был в скандинавских странах, тот подтвердит, что так там дело и обстоит.

С чего они решили, что Россия – североевропейская страна? Большая часть наших северных территорий находится в Азии. В Норвегии зимой не замерзает ни один морской порт, а у нас лишь Мурманск, потому как примыкает к Скандинавии. Вся Россия с ноября по апрель покрывается снегом, а её реки – льдом. Не согреет с сибирского мороза кружка пива. Поможет только водка.

Авторы антиалкогольных выступлений, безусловно, правы: “В России необходимо начать борьбу с водочными суррогатами и нелегальной водкой. Однако борьбы с суррогатами недостаточно, основные человеческие потери - от обычной водки, которую пьёт большинство населения.”

Но эта обычная водка, которую пьёт большинство населения, и есть тот суррогат, та нелегальная водка, начать борьбу с которыми они призывают. Изготовленная на подпольных заводах из нелегально приобретённого технического спирта, она, с поддельными акцизными наклейками, реализуется через магазины по доступной для большей части населения цене.

Настоящая водка слишком дорога и большинству покупателей не по карману. Она не может стоить 60-70 руб., но большей части населения по карману только такая. Её потребители и составили колонну в 36 000 мертвых душ в 2005 г.

Не стоит повышать цены на спиртосодержащие напитки (водку, настойки, вина). Это мы уже проходили по указу Горбачёва - Лигачёва. Продажа водки снизилась, зато подростки уловили кайф от клея, молодёжь - прелесть наркотиков всех видов, а взрослые перешли на денатурированный спирт моющих средств (“флакушки”) из магазинов “Хозтовары”.

А потом и полки “Гастрономов” заполнили водочные суррогаты с аккуратно наклееными новыми акцизными марками. По 60 рублей бутылка.

Что же может значительно снизить в России смертность от алкоголизма? Решение крайне простое, давно известное, практикой проверенное и значительных расходов не требующее: возвращение госмонополии на продажу спирта и водки. Предельное снижение её стоимости на прилавках и строжайший контроль за её качеством.

Но, к сожалению, ни население, ни депутаты всех уровней не знают - что такое “государственная винная монополия”. Это не переход всех заводов по производству спирта в ведение правительства. Это лишь продажа всего произведённого на частных заводах спирта только ГОСУДАРСТВУ! И производители водки покупают спирт только у правительства.

Большую часть спирта водочный заводчик по заказу правительства выпускает в виде обыкновенной хорошего качества водки, которая и реализуется через склады и лавки Государственной монополии виноторговли. Часто в романах и рассказах о старой России встречается слово “монополька”. Эта она и есть, государственная лавка по продаже казённой водки.

Бутылка в ней дешевле, чем водка в магазине через дорогу. Там водочный заводчик покупал тот же спирт у казны, но водку выпускал со вкусовыми прибамбасами, да продавец добавлял накрутку. Ведь тому и другому еще надо было заплатить налоги и получить прибыль. Правда, вкус и аромат у таких водок был индивидуален и превосходен. Но она и стоила дороже.

А мастеровых Заводской слободки, либо Подгороденки (через дорогу от Первой Речки) вполне устраивала “казёнка”. А за качеством водки и продажей её торговыми заведениями любых форм собственности вёлся жесточайший контроль департаментом акцизных сборов.

И горе было тому спиртозаводчику или продавцу, нарушевшему требования к качеству товара или торговли виноводочными изделиями. Громадный штраф считался счастьем. Дело могло окончиться и тюрьмой.

Есть смысл вернуться к старому. И была в российском «Уложении об уголовных наказаниях» статья, предусматривавшая многотысячный штраф и каторгу за «стачку (т.е. сговор) на торгах на поставку для казны». И участвуй в торгах хоть 100 производителей спирта, двух одинаковых цен не будет. Потому и была так называемая “казённая”, водка в монопольке будет дешевой и качественной.

Восстановите систему госмонополии, которую создал С. Витте, и производство и продажа «самопала» прекратится. Не выдержит конкуренции. Исчезнет и потребность во “флакушках” типа “стеклоочиститель”. Бюджет убытка не понесёт, так как всё, что проходило раньше мимо него, уйдёт к нему. При строжайшем контроле акцизных чиновников за качеством продаваемой водки никто не выставит на продажу суррогат, и он исчезнет с прилавка. Вот тогда-то смертность пойдёт на убыль.

Но если вы хотите торговать «народной водкой», то она не должна стоить дороже 35-40 рублей. Тогда основная масса покупателей не будут брать денатурированную жидкость для мойки ванн, даже если она будет стоить на 10 рублей дешевле.

Четкая надпись, чем денатурирован спирт во «флакушке» и разъяснения через СМИ быстро сократят число его потребителей среди трудоспособного населеня. Поймите это, господа борцы с пьянством.

Вернёмся к вину. Создатель российского виноделия князь Лев Голицын (“Массандра” - его детище) мечтал о повсеместном распространении в России хороших и дешёвых виноградных вин.

Но вырубили созданные им во времена Удельного ведомства виноградники. По Указу “О борьбе с алкоголизмом». Только взамен ничего не посадили. А россиянам оставили “флакушки” и “самопал”.

И в этот раз началось с малого. Где-то кто-то напутал с акцизными марками на водку. И водку без новых акцизных марок запретили продавать, и она исчезла с прилавков. Потом исчезло с прилавков грузинское и молдавское вино по приказу Главного санитара России.

И из-за чиновничьего рвения, неработоспособности Указа, несовершенства электронной системы учёта алкоголя, показывающей дни рождения бабушек императоров Эфиопии, а не то, чего от неё ждут, опустели водочные прилавки, и в ход пошли спиртозаменители. Вот тогда и началось массовое отравление водочными суррогатами.

Быстро приняли меры, нашли виновных, и им строго указали. Но, самое главное, из учёта выведена спиртосодержащая парфюмерия. Духи “Шанель № 5”, одеколон от Диора и туалетная вода для ванн вновь появились в продаже.

Интересно, какой будет объём флакона? Раньше «флакушка» содержала 250 г денатурированного раствора. Глядишь, и “андроповка” вернётся на прилавки и по своей цене. А может быть, и «монопольки» вернутся.

Ну, а если какой-то идиот (навроде Егора Л.) дело затормозит, то и выход у нас уже есть. Сосед Кузмич привёз с дачи старый змеевик. Выживем! Пьяный проспится, дурак - никогда!

Ю. Филатов.

Рис. Игоря КИЙКО.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100