Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 16 (684) от 26 апреля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Ограбление морских романтиков

Владимир СВИРИДОВ

После моего возвращения из путешествия по России судьба снова свела меня со старшим механиком (“АВ” №13, “Кротовские фантики”).
Банальная история, которых я перевидел немало: стармеха Сергея Александровича Кротова с острова Русский нагло объегорила некая фирма ЗАО “Островное” - продолжительное время не выдает заработок за долгий промысловый рейс на судне “Святой Петр”.

Святого здесь - лишь название траулера. Судно, можно сказать, как летучий голландец.

Моряк был полон депрессии из-за отсутствия кровно заработанных денег, столь необходимых для лечения супруги Валентины Васильевны, слегшей во владивостокскую больницу с повышенным давлением из-за катастрофической финансовой ситуации семьи.

К Кротову стали приходить таким же макаром обманутые другие члены экипажа, просили подать на хлеб... Делился чем мог. Предложил сообща поднять голос за правду. Но те за поданным чаем тут же поперхнулись. Одолевал страх: начнут преследовать, угрожать призрачные работодатели... Хотя сама фирма исчезла - испарилась по первым искам от моряков.

Самый отважный матрос со “Святого Петра” Олег Николаевич Бурц пошел повторно на судне, считай от безысходности, со своей семьей: надежда умирает последней... Перенадеялся - дважды наступил на те же грабли. Придя из рейса, горько смеялся с Кротовым: не выплатили рейсовых, как раньше. Но ходить по инстанциям с исками опять отказался: у страха глаза велики.

Как многие, Кротов все больше ощущал себя рабом нагрянувших и засасывающих, как болото, обстоятельств новой жизни с ярлыком “перестройка”.

И тут я еще острее почувствовал, КОГДА РАЗГОВОРИЛИСЬ: почему стармех оказался своего рода белой вороной в экипаже с подавленными чувствами. Через его исповедь:

- Как пелось хорошо, когда мечтал со сверстниками уйти в море: “Самое синее в мире Черное море мое”... Сейчас весь родной Тихий океан - черный для меня с друзьями-промысловиками: повсюду коррупция, мафия, контрабанда... Наше законное требование выдать полагающийся заработок ФИРМАЧИ называют хамством. У ТЫСЯЧ РЫБАКОВ НЕ ТОЛЬКО НЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТ, ЗАЧАСТУЮ ИХ ВООБЩЕ НЕ ВЫДАЮТ! Гендиры обкрадывают экипажи и сваливают. Как концы в воду. Днем с огнем никакая милиция не может найти.

- Но вы же контракт подписывали. Обеими сторонами. Он же не филькина грамота, а юридический документ.

-Все чин чинарем было. Меня пригласили в качестве старшего механика ЗАО “Островное” на судно с влекущим названием “Святой Петр”. Морозильный рыбопромысловый тралер - креветколов МРТК. На нем ушли на краба. Бывший стармех, у которого я принимал эстафету, с горечью усмехнулся: куда ты, мужик, прешь? Хватишь лиха! Я ему в ответ: “А куда деваться, карефан, когда жена ложится опять в больницу от давления сердца?!”

На “Святом Петре” я сразу по отходу в море погрузился, можно сказать, в капитальный ремонт на волне! Раньше рыбаки пели: “Рыба стране, зарплата жене, а я на волне!” А получалось теперь: “Морепродукты неизвестно кому, жене никакой зарплаты, а ты на волне, да еще какой штормовой”. Из песни слова не выкинешь.

Когда прибывший фирмач привез на рейде кое-какие крохи в качестве зарплаты, третий механик не выдержал и с матом выбросился за борт - направился на махах к берегу. Тот механик отказался от выброшенных спасательных кругов. Я высокий, а он еще выше и моложе - выдюжил, словно призывая нас всех на борту “ Святого Петра” последовать его примеру.

А фирмач отдал приказ: никакого бунта не потерплю - валяйте на промысел! Тут я впервые по-настоящему увидел пропасть между контрактом и реальностью... И что собой представляет генеральный директор Расим Кадырович Качебеков с его помощниками, не нюхавшими настоящего моря!

День и ночь приходилось с коллегами-механиками чинить узлы на ходу, так как регистр и доковый ремонт судно не прошло. По рулевой машине были большие течи, выбило, в частности, дейдвуд - валолинию, а следом - выбило перо руля. Представляете, что с нами творилось в каютах в шторм, напоминающий картину “Девятый вал” художника Айвазовского?

Подобных “корыт” накопилось сотни на Дальневосточном бассейне. Зачастую тонущих. Тем более во льдах. Ситуация превратила тысячи классных самоотверженных моряков в белых рабов на морских плантациях пронырливых бизнесменов. На все мои запросы о необходимости новых запчастей и прочего технического снабжения ЗАО “Островное” хранило гробовое молчание. В лучшем случае приходили депеши типа: “Сделайте как-нибудь... Продержитесь... Премия будет!” По возращении - фига, болт по-нашенски.

...Я стал перелистывать массивное досье “романтичного” стармеха Сергея Александровича Кротова. Что собой представляют расплодившиеся ЗАО типа упомянутого “Островного”? Одна из новых “бумаг” от прокуратуры Приморского края - прокурору Ленинского района г. Владивостока, советнику юстиции Романченко Д.Д.:

“03.02.2006 в прокуратуру Фрунзенского района г.Владивостока из Невельской городской прокуратуры Сахалинской области поступило надзорное производство №187 ж-05 по заявлению С.А. Кротова о невыплате ему ЗАО “Островное” заработной платы для производства проверки по месту фактического нахождения работодателя.

Ранее прокуратурой Фрунзенского района г. Владивостока проводилась проверка, в ходе которой было установлено, что на территории Фрунзенского района г. Владивостока ЗАО “Островное” не зарегистрировано. По сведениям УФНС РФ по Сахалинской области, адрес ЗАО “Островное”: Сахалинская область, г. Невельск, ул. Северная, 20. Данные обстоятельства также подтверждаются и Уставом ЗАО “Островное”, свидетельством о постановке на налоговый учет, в связи с чем материалы были направлены в Невельскую городскую прокуратуру Сахалинской области для проведения проверки.

Кроме того, Государственной инспекцией труда в Приморском крае в прокуратуру Фрунзенского района г. Владивостока представлен ответ, в соответствии с которым инспектором Гострудинспекции в Приморском крае проводилась проверка по заявлению Кротова С.А. с выходом на место по адресу: г.Владивосток, ул. Советская, д. 36. Проверкой установлено, что данный адрес не является местом нахождения ЗАО “Островное”, по указанному адресу расположено частное строение...”.

Вот так: было - да сплыло. А ведь именно здесь стармех устраивался в очередной рейс. Читаем: “По результатам проведенной Гострудинспекцией проверки заявление Кротова С.А. направлено по территориальности в Государственную инспекцию труда Сахалинской области для рассмотрения по существу. В ходе проведенной проверки Невельской городской прокуратурой установлено, что на территории Невельского района Сахалинской области ЗАО “Островное” фактически отсутствует”.

Мой собеседник горько вздыхает: “А не фактически существует? Еще туда вызовут для разбирательства, а на какие шиши полечу? Я оттуда со “Святого Петра” кое-как умотал к себе на Русский остров, едва наскребя денег в долг на билет. Я не летучий голландец в отличие от работодателей, вызывающих ощущение, что имеешь дело не с людьми, а с акулами”.

Далее читаю: “В ходе проведенной повторной прокуратурой Фрунзенского района г.Владивостока был опрошен Кротов С.А., который пояснил, что собеседование с ним проводил генеральный директор ЗАО “Островное” Качебеков Р.Г. в офисе по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 14. Трудовой договор между ним и ЗАО “Островное”№1 от 16.08.2004 года был подписан на судне “Святой Петр”. По возвращении из рейса офис ЗАО “Островное” располагался уже по адресу: г. Владивосток, ул.Советская, 36...”. В другом расследовании упоминаются адреса его офисов: улица Северная в Невельске и другие. А что еще загадочнее, как невельский городской прокурор, юрист первого класса В.В.Евдокимов сообщает в письме: “ ЗАО “Островное” во главе с Качебековым Расимом Гаджи-Кадировичем ...никогда не находилось в г. Владивостоке”.

Вот так: улицы, улицы, у - у- у-у... И тут же любопытное дополнение в официальном уведомлении о “расследованиях”: “Из ответа заместителя руководителя Государственной инспекции труда Кузнецовой Т.И. от 15.11.2005 года и из рапорта ст. участкового Амелина В.И. от 14.02.2006 года: “ЗАО “Островное”по адресу г. Владивосток, ул. Советская, 36 не располагается. По указанному адресу находится одноэтажный частный жилой дом, собственником которого является с января 2006 года Покровский М.Д.”. И тут же аналогичный финал, как в тысячах подобных разбирательств с обманутыми рыбаками: “В связи с невыплатой заработной платы и для разрешения по существу... Исп. пом. прокурора Балашова Е.А.”.

А что еще “существеннее” - читаем в письменном уведомлении Невельского городского прокурора, юриста первого класса, В.В.Евдокимова: “ЗАО “Островное” никогда не находилось в г.Невельске...”. Вот так: за что боролись, на то и напоролись. Не знаю, как у вас, дорогие читатели, но у меня чуть “крыша” не поехала от груды подобных “разбирательств” - писем, как стармеховская. Самая пора В.В.Путину засучить рукава и разобраться в грудах подобных дел, а пока предпенсионный стармех, коренной дальневосточник, продолжает мытариться в хождениях по мукам - между инстанциями и больницей, где с давлением больного сердца находится в который раз его половинка Валентина Васильевна, ощущающая все больше, что и ее превращают в “китовый кранец” на борту плавбазы несуразной жизни.

На снимке: Стармех ЗАО “Островное” с супругой Валентиной Васильевной.

Владимир СВИРИДОВ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100