Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (657) от 13 октября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Нет нефтетерминалу в Перевозной

Анна Селезнева

«ТРАНСНЕФТЬ» И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: КТО КОГО?
Ни граждан, ни коллективов, ни общественных организаций, ни депутатов, ни судов власть и нефтяники не слышат. Каждый ныне живет и действует самостоятельно - в меру своих интересов и способностей. Параллельные не пересекаются в нашем мире: люди отдельно - власти отдельно, законы отдельно - олигархи отдельно, решения отдельно.. .

Хотя формальности - надо отдать должное - соблюдаются, причем с годами это соблюдение внешне все более тщательно: общественные слушания провели, общественные приемные работали, на письма трудящихся отвечали, экспертные комиссии создавали….

Но все эти действия, требуемые законом, – не более, чем условность. Осталось признать виртуальность усилий как негодующих и протестующих, так и отвечающих и проводящих, наловчившихся ставить галочки. Отныне все превращается в нужные пиаровские технологии…

Но неслышимость властью общественных протестов означает, на мой взгляд, еще просто незрелость нынешнего общества, возможно даже, фактическое отсутствие самого гражданского общества.

Да, есть негодующие, есть думающие, есть протестующие – но гражданского общества как общественной силы - нет! А власть – есть! Не отвечающая и не реагирующая на протесты общества - то есть ставящая под удар в конечном счете себя. Но – не сразу. Яркий пример тому – нефтепровод, долгая история с выбором конечной точки в Перевозной.

Урон определен давно

Собственно, главные противоречия установлены давно. И экологи, и ученые, и рыбаки, и просто рядовые жители Приморского края давно определили эти узлы: урон морю и морской биологии, рыбному промыслу и неповторимой богатой аквакультуре – трепангу, гребешку, мидии, богатейшим запасам морской травы – анфельции, усиление пагубных туманов, насыщенных нефтяной пылью и тем самым ухудшающих климат и пагубно влияющих на жизнь и здоровье человеческое – особенно мужчин, загрязнение берегов….

Прокладка нефтетрассы вплотную к заповедникам мирового значения - биосферному ЮНЕСКО Кедровая падь, Биосферному Морскому заповеднику ЮНЕСКО, единственному в мире государственному Барсовому заказнику, где пытаются спастись последние красивейшие кошки - амурский леопард, нанесение непоправимого урона курортному побережью – единственному теплому морю на полстраны, куда едут за здоровьем российские граждане от Уральских гор и Северного Ледовитого океана до южного берега Тихого.…

Но что тебе Гекуба, как говаривали мудрые древние, когда цены на нефть взлетели и нужно быстрей-быстрей-быстрей продать все, что имеем? Что нефтяникам и властям до рядовых аборигенов? Стеклянные бусы – красная им цена! Развякались, протоколы и письма пишут, пресс-конференции проводят, в суды обращаются, особые мнения составляют.. Ну пусть им, посоставляют: чем бы дитя ни тешилось….

И продолжаются гулливеровы работы в лилипутском царстве гражданского общества.

Пусть они, граждане то есть, пишут письма, возмущаются, проводят митинги и пикеты, пресс-конференции и экспертизы, обращаются к российскому президенту и японскому премьеру, в Госдуму, Законодательное собрание, Совет Федерации, премьеру, ООН, ЮНЕСКО, в суд – да к кому угодно….Пожалуйста!

Только нефтяники и высшие чиновники, зависящие от них, обращают на это внимания не более чем на писк комариный. В последние часы уходящего года премьер подписывает распоряжение о грандиозном проекте «Восточная Сибирь – Тихий океан»: определены маршрут, сроки, местным администрациям тут же строго указано исполнять все требования, определены льготы для богатых нефтяников (это же не нищенствующие пенсионеры с пресловутой монетизацией)…

Для них, московских небожителей, все одно : что Находка , что Перевозная, московским чиновникам из-за Садового кольца разглядеть трудновато тихоокеанское побережье. И с упорством, достойным лучшего применения, они все говорят о Находке - подумаешь, сотню километров в одну сторону, три сотни в другую… Когда нельзя, но очень хочется – а хочется очень! – то можно и экспертизы с верными людьми провести, и сфальсифицированные данные положить в обоснования – не им здесь жить, не им пожинать плоды…

А жить здесь нам

Штормовые дни и туманы (смотри любую лоцию)! Нормированные, то есть запланированные обязательные утечки нефти (смотри официальные данные). Отсутствие системы спасения моря при нефтяных разливах, денег, техники (поскольку боны, в лучшем случае, могут задержать распространение пятна сверху, но не спасут ни дно, ни загрязнение берега, ни гибель живого)…

Наглядно показал будущее небольшой - всего-то чуть более 40 тонн нефти - разлив у нефтехранилища на Первой Речке. Сколько суток руками, ветошью, ведрами собирали матросики нефтепродукты? А ведь это была капля в море! Против тех 80 млн. тонн нефти, запланированных к перевозке через Перевозную!

Против тех 200-300-тысячетонников-танкеров, которые в льды и шторма должны подходить к терминалу, почти перегораживающему Амурский залив.

А местные чиновники наловчились так удачно писать бумаги и проводить так называемые общественные слушания! Это раньше их замалчивали, в газетах объявления под микроскопом искать приходилось, в чиновных кабинетах собирали спецприглашенных, даже в объявленный открытый зал администрации пропускали дозированно, а теперь? Теперь – все готово заранее: и большие объявления, и зал, и выступающие подобранные, и протоколы заранее составленные…

Не слышат!

Перевозная вдохнула жизнь в наше вялое гражданское, так сказать, общество. Вдруг осознали местные жители, что то, чем жили они, - морем и лесом, а ныне все более ярко выраженно – рекреацией и туризмом – под угрозой.

Жители встрепенулись – и начали писать письма…Кому? Естественно кому - ГАРАНТУ! ПРЕЗИДЕНТУ! Прямо по Конституции: дескать, есть такой главный субъект государства – НАРОД РОССИЙСКИЙ, и имеет он право – по Конституции – защищать свои интересы, землю, полезные ископаемые. Он имеет право голоса - и не только на выборах! И пишет этот НАРОД своему ГАРАНТУ: помоги, дескать, твои чиновники не разобрались толком: много здесь в Приморье бухт более подходящих, не трогайте Перевозную и рекреационный Хасанский район, рядом с Находкой есть бухты более закрытые и удобные, более безопасные и для мореплавания и для защиты от нефтяных разливов…

Более 5000 подписей поставили дальневосточники под обращением к своему Президенту. И что? Отвечают его помощники – дескать, мы ваше послание получили, Президента беспокоить не будем, отправляем в местную администрацию….И опять отвечает на письма знакомый всем товарищ-господин Лихойда..

Люди обращаются в суды – и суды принимают решения о незаконности работ «Транснефти». И в министерства – и Минприродных ресурсов опять же говорит о незаконности работ, требует остановки их и новых экспертиз. И прокуроры – и они тоже останавливают незаконные экспертизы…

И депутаты некоторые – из Госдумы, из Приморского Законодательного собрания - голос поднимать начали. Даже министры главные – Греф и Трутнев сами пролетели над побережьем и признали, что есть бухты более подходящие… И из ООН и ЮНЕСКО обращаются к нашему правительству: дескать, места мирового значения…

Жизнь параллельная

Но текущая жизнь давно отделилась от реальности – как за стеклом.. Виртуальная жизнь давно живет самостоятельно: бумажки пишутся, слушания проводятся, ответы отвечаются…

Вот последние примеры: параллельные – как в классическом театре: Вайншток, президент «Транснефти», наконец, прислушивается к независимым экологам и дает согласие и на внимательное знакомство с реальными экспертизами, и на общую с экологами работу - совместная комиссия начинает ее в конце сентября. И что?

А Васька слушает да ест

Обратите внимание на даты последней недели сентября.

20 СЕНТЯБРЯ министр природных ресурсов Юрий Трутнев и министр экономического развития и торговли Герман Греф выразили солидарное мнение о целесообразности переноса терминала ВСТО из бухты Перевозная, где располагается биосферный заповедник “Кедровая падь” и федеральный заказник “Барсовый”, уникальный Морской биосферный заповедник, в бухту Козьмино в районе Находки.

27 СЕНТЯБРЯ начала работу совместная рабочая группа WWF России и ОАО “АК Транснефть”, поддержанная главой компании Семеном Вайнштоком.

27 СЕНТЯБРЯ на Международном экономическом конгрессе стран АТР в Хабаровске выступил с докладом С. Вайншток, президент «Транснефти». В своем докладе он сообщил, что бухта Перевозная – лучший и единственный вариант строительства нефтепорта и нефтяного терминала в Приморье.

29 СЕНТЯБРЯ: «Материалы ТЭО проекта «Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Первый пусковой комплекс» НЕ СООТВЕТСТВУЕТ требованиям законодательства Российской Федерации» - официальное письмо направил заместитель Министра природных ресурсов Валентин Степанков в «Ростехнадзор», проводящий государственную экологическую экспертизу проекта. И это письмо и заключение – не единственные.

Что отличает гражданское общество от населения и толпы?

Достоинство и осознание своего достоинства, осознание своих прав, осознание себя как личности, которое имеет права, своей силы. Не клянчит-просит, а требует ответа от власти и олигархов за принимаемые решения. Но к этому не готовы пока ни государство, ни его олигархи. Ни незрелое общество.

Анна Селезнева.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100