Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 39 (654) от 22 сентября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Другая реальность

Надежда Алисимчик

В сентябре этого года во Владивостоке случился жаркий август. Загулявший где-то под Магаданом антициклон вернулся домой и принес тепло, которое мы все лето ждали, как мамка папкину зарплату.

Жизнь стала налаживаться и, как доказательство этого, во Владивостоке открылся азиатско-тихоокеанский кинофестиваль. На нас стали напирать культурной программой взамен горячей воды в кранах.

КИНО

Меня тоже решили окультурить, но, поняв, что словами мое невежество не пробить, мне принесли билет и обязали пойти в воскресенье утром на 9-30, посмотреть фильм какого-то корейского режиссера “Пустой дом”.

Бурча, злобненько пыхтя и приговаривая, что не хватало мне еще таскаться по фестивалям и строить из себя эстетку немытую; что пропало утро на море, где можно хоть в соленой воде помыться, пока она еще теплая, я мрачно потащилась в кино. Несмотря на солнечное воскресное утро и безмятежную гладь на море, зал кинотеатра “Океан” был полнехонек. “Ого, сколько во Владивостоке кроме меня придурков и психов”,- подумала я.

Свет погас, и зал затаил дыхание и словно провалился. Очнулась я только, когда дали свет, и все задышали. В это время на сцену вышел маленького роста кореец лет 30-ти на вид - нам представили режиссера фильма Ким Ки Дука, который прилетел буквально на несколько часов для встречи со зрителями. Сказав несколько фраз, режиссер покинул сцену. Не помню, как мне удалось его догнать, но я успела. Абсолютно бессознательно впервые в жизни я ловила автограф. Поскольку кроме журналистского удостоверения у меня ничего не было, то я его и сунула режиссеру. Ким Ки Дук, видимо, решил, что я хочу взять у него интервью и рванул было от меня, но сделав пару шагов, почему-то вернулся и взял мое удостоверение, кто-то протянул ему ручку, и гениальный режиссер поставил свою подпись. Вот так, я и не заметила, как всего за 2 часа я превратилась в психованную “эстетку”.

Часа через три после сеанса я вдруг стала потихоньку приходить в себя и обнаружила, что забыла в кинотеатре шляпку. Удивившись, что не забыла еще и сумку, я все же сильно заскучала по шляпке. Известно, что потеря шляпки, что для “эстетки”, что для австралийской аборигенки, что для английской королевы...

Словом, я решила сходить в кинотеатр, на всякий случай, конечно, без всякой надежды... Но милые дамы, стоящие на контроле, тут же с улыбкой вынесли мне мою шляпку.

Я надела ее на голову и пошла, размышляя о том, сколько замечательных людей сидело воскресным утром рядом со мной в одном зале. И ни одного психа: никто ни разу не скрипнул стулом, никто не шелестел шоколадом, не хрустел попкорном. Даже шляпку мою никто не забрал...

В полной тишине, замерев, все в унисон дышали, не сводя глаз с экрана. Шла необычайной глубины релаксация души, чего так не хватает в жизни. Душа каждого из нас нахваталась в жизни зажимов, которые держат ее в напряжении, как капкан. Но фильм Ким Ки Дука за 2 часа, изменив состояние сознания, ослабил хватку напряжения, растворил тревогу.

ПУСТОЙ ДОМ - ВХОД В ДРУГУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Сюжет фильма прост, но подтекст так многослоен, что каждый поймет его по-своему, тем более, что фильм почти без слов. Герой фильма Тэ-сук (актер Йе Хее) - неведомый путник, неведомо куда едущий на мотоцикле. Он ночует в пустых домах, находя их по собственным меткам: клеит на дверь рекламные флаеры, и, где они не сняты, туда и идет ночевать. Ночуя в пустом доме, он ничего кроме еды там не берет.

В благодарность за ночлег Тэ-сук чинит поломанные вещи и стирает грязное белье хозяев. Впрочем, починка не всегда впрок хозяевам. Когда в доме ненависть и все друг в друга стреляют обидными словами, то предмет убийства всегда рядом и лучше, если он неисправен... Пустой дом может быть полон самых изысканных вещей, и в нем могут быть даже дети, но дом все равно при этом может оставаться пуст.

Преуспевающий муж не понимает, почему его не любит жена, ведь он обеспечил ей дом - полную чашу, посылает кучу денег ее родителям. Он работает ради этого, как сумасшедший... Но все время пребывает в ярости: чувства красавицы-жены не эквивалентны потраченным на нее деньгам.

В картине присутствует еще один символ - клюшка. “Клюшка -3”, под таким названием фильм и был представлен на кинофестивале в Венеции, где получил награду. Клюшка под номером три используется в гольфе редко и является синонимом пустого дома. В фильме она играет особую роль, меняя героя, когда любимая женщина встает между шаром и клюшкой. Любовь не приемлет посылку шаров ярости и мести.

Восточная мудрость предков и ярость современности сошлись в этом фильме молча. Победа за мудростью, но для этого нужно любить бесцельно и бескорыстно, стать невидимым для пошлости и подлости, полностью освободиться от инстинкта собственника, как к вожделенным вещам, так и к любимым людям.

Но суть, конечно, не в словах, словами тут вообще ничего не передашь. Суть в том неуловимом, что отделяет гениальность от безумия. Суть в режиссере Ким Ки Дуке, в его умении проникать за другую стороны завесы, отделяющей нашу реальность от реальности богов и гениев. И приоткрыв эту завесу, он показывает нам, что наша наполненная вещами реальность - иллюзия. А подлинна лишь душа каждого из нас, которая может быть изранена и пуста, как дом. Но её можно исцелить теплотой сердца.

Фильм “Пустой дом” не интеллектуальное кино, он поставлен на универсальном языке чувств и пронизывает нас ощущениями. И эти ощущения нельзя передать словами. Это совершенно новое кино, оно пришло не просвещать, а менять состояние сознания и похищать зрителей у мэйнстрима.

ШЛИФОВКА ТАЛАНТА ЖИЗНЬЮ

Как сказал сам Ким Ки Дук:

“Мы все пустые дома, мы все кого-то ждем, чтобы этот кто-то открыл дверь и освободил нас... Герои моих фильмов часто хранят молчание, потому что в их сердце глубокая рана. В них подорвана вера в людей из-за несдержанных обещаний. Шрамы и раны, которые получили мои персонажи, - знак переживаний, полученных в пору юности. Они не могут защитить себя от родительских оскорблений или тяжких переживаний, связанных с ссорами родителей.

Иногда ты просто выходишь на улицу, и тебя бьют. Как-то в детстве меня избили дети, и я не смог защититься. А в морской пехоте старшие по званию избили меня без видимых причин. Переживая подобное, я задавался вопросом: почему так происходит?

Подобные вопросы оставались со мной до тех пор, пока я не стал режиссером. Теперь я могу выразить все то, что чувствую и думаю о многих вещах”.

Ким Ки Дук - режиссер от Бога, нигде этому не учился, не был ни кинооператором, ни даже помощником режиссера. Он родился в 1960 году в маленькой горной деревушке Бонва на севере Кореи. Когда ему было 9 лет, семья перебралась в Сеул, где деревенскому мальчугану много досталось от столичных шалопаев.

В 17 лет Ким начал работать на фабрике, а в 20 лет записался на службу в армию. Отслужив 5 лет сержантом морской пехоты, он решил стать священником, и более двух лет прислуживал в церкви. Но страсть к рисованию увлекла его в Париж. Накопив денег на билет, он улетел туда в 1990 году.

Спустя несколько лет Ким вернулся на родину и начал писать сценарии, а в 1996 году сам поставил свой первый фильм “Крокодил”. Много насмешек и злословия пережил Ким Ки Дук на пути к признанию, не раз обзывали его критики психом и никчемным режиссеришкой, но “сломались” и они, международная федерация кинокритиков присудила свой гран-при за лучший фильм сезона 2004-2005 гг. фильму “Пустой дом”.

Ким Ки Дук снимает свои фильмы о том, что пережил сам. С каждой новой киноверсией он все ближе подходит сам и подводит нас к осознанию, что реален тот мир, где обретает безмятежность каждая душа.

На пресс-конференции во Владивостоке режиссер пообещал, что он обязательно приедет к нам еще и не прочь снять здесь фильм. “В Приморье живет много корейцев, судьба которых очень интересует людей в Республике Корея”, - сказал он.

Для нас есть Северная и Южная Корея, а для Ким Ки Дука есть один корейский народ, судьбы и души которого исковеркали политики. Призвание искусства - врачевать души от нанесенных ран. У Ким Ки Дука это начинает получаться лучше всех в мире.

ГАЛА-КОНЦЕРТ

12 сентября в театре им. Горького состоялся концерт солистов центра оперного пения Галины Вишневской. Но в нашем городе он был более известен, как концерт Оксаны Корниевской, выпускницы нашей Академии искусств.

За пару недель до этого концерта на телеканале “Культура” показывали мастер-класс Галины Вишневской, и там как раз была Оксана Корниевская. Надо было видеть, с какой любовью Вишневская передавала ей секреты мастерства. Она не нежничала с Оксаной, но когда Вишневская брала лицо Оксаны своими пальцами и показывала ими, как должны двигаться мышцы, куда должен упираться язык, как должен работать нос, чувствовалось такое желание научить всему.

Концерт прошел в удивительно теплой обстановке. Пусть были слушатели подобные мне, неискушенные и не знающие ни одной арии до конца, которые начинали хлопать раньше, чем певец допевал свою партию. Но учились по ходу быстро, стали хлопать, когда доиграет пианист. А музыкально образованные оказались людьми культурными - не шикали и не били по рукам, если кто невпопад хлопнет. Вообще даже виду не подавали.

Пусть не все в зале были меломаны, но все искупалось обоюдной искренностью певцов и зрителей. Молодые голоса звучали такой волнующей свежестью.

Когда Алексей Тихомиров исполнял арию старика “Ох вы девки, девки молодые”, зал испытал непередаваемое чувство. Во-первых, артист пел очень хорошо, во-вторых, этот “старик” с таким комичным выражением лица пел про девок, что все готовы были покатиться со смеху. Но, что поделаешь, Галина Вишневская порекомендовала ему распеваться на партиях “стричков”. Вот Алеша и распелся. Надо сказать, что когда Алексей Тихомиров пел произведения шаляпинского репертуара, он поразительным образом становился похож на молодого Шаляпина. Не знаю, что это - дар перевоплощения или молодое подражание. Но сходство было потрясающее.

То же самое наблюдалось и у Оксаны Корниевской, она во время пения необыкновенно напоминала Галину Вишневскую. Выходу Оксаны зрители радовались, как дети, пение слушали, затаив дыхание.

Но нельзя сказать, что кого-то приняли хуже, кого-то лучше. Может быть чуть меньше аплодировали Сергею Тужику, когда он, нервничая и страшно волнуясь, открыл концерт двумя ариями из “Севильского цирюльника” и “Паяцев”, зато ему устроили настоящие овации в конце, когда он, успокоившись, блестяще исполнил арию из “Иоланты”.

В Юрии Баранове восхитил не только голос, но и артистический талант, когда они вместе с Инной Звеняцкой исполнили дуэт Одарки и Карася из оперы “Запорожец за Дунаем”.

Словом, аплодисментов хватило всем, а вот цветов больше всех досталось Инне Звеняцкой, артисты театра им. Горького завалили дочь своего режиссера цветами с головой. Особенно большой букет преподнес артист Славский.

Зрителям очень понравилось, как аккомпанировала Елена Савельева, и они дарили цветы и аплодисменты не только певцам, но и ей.

Зал был переполнен, и, хотя в этот день многим дали горячую воду, никто не бежал с концерта сломя голову мыться, а многие даже пошли на Набережную погулять. Вот какие замечательные люди завелись у нас во Владивостоке.

ТАНЕЦ КРАСОК И ПРОСТРАНСТВ

В выставочном зале картинной галереи на Партизанском проспекте в рамках фестиваля “Тихий океан” открыта выставка японской художницы и скульптора Тоши (Тошими Ишии), родившейся в Токио в 1950 году.

В 1974 году Тоши поселяется в Париже, где обучается в школе искусств у Калка, Кардота и Перина. При этом она много путешествует, начинает выставляться и получает первые заказы. Среди заказчиков Галерея изящных искусств Абербаха в Нью-Йорке.

В Париже она меняет место жительства и переезжает на Монпарнас в знаменитую мастерскую, где в свое время работали Пикассо и Модильяни.

Во время одного из путешествий Тоши посетила Африку. Именно африканские впечатления стали для нее самым мощным источником творчества и вдохновили на создание скульптурной композиции “Баобаб жизни”, которая получила Гран При на международной выставке искусств в Дакаре в 1992 году.

Несколько скульптурных работ художницы приобретены ЮНЕСКО в качестве призов этой организации за выдающиеся достижения в гуманитарных областях.

Но дело не в призах и наградах, а в абсолютной уникальности, как живописи, так и скульптуры Таши. Хотя влияние Парижа в некоторых работах ощущается, но их немного: одна “роденистая” скульптурка и пара “матиссистых” панно. Все остальное не похоже ни на что. Это мир самой Таши - мир движения.

Не напрасно Таши училась искусству танца, ее живопись - это танец энергий. Доводилось ли вам видеть снимки далеких галактик и звезд, сделанные телескопом NASA? Если не доводилось, сходите на выставку Таши, и вы получите представление о вращении энергий в Космосе, их втягивании в тьму и выталкивании оттуда цветовых потоков, фейерверков и лавин света. Вот этот вселенский танец тьмы и света, цветовой перелив энергий из одного пространства в другое - и есть живопись японской художницы Таши.

Тот же танец и в миниатюрных скульптурах Таши. Но в них танцует человеческое тело. Когда оно ничем не сковано кроме общего кругового ритма движения, оно готово парить. Попробуйте взяться за руки, покружиться, и вы почувствуете готовность к полету, правда? Вот это и есть в скульптурах Таши. Ведь движение рождает энергию, а энергия - это свет и цвет. Каким образом Таши удалось это заманить к себе на картины и в скульптуры?

Мне лично понравилась скульптурка человека, который, спирально закручивая тело, превращает его в свечу и пламя.

Надежда Алисимчик.

На фото 1: КИМ КИ ДУК

На фото 1: Скульптурная композиция "Мир", бронза


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100