Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 39 (654) от 22 сентября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Перья двуглавого орла

Сергей АНТОНОВ

Зачем государство избавляется от своих активов, способных приносить доход бюджету?
Когда-то давно, детки, мир был двухполюсным, а СССР был супердержавой. Но мир изменился, и нынче только США претендуют на роль мирового лидера. Мир изменили мы - согнав с престола КПСС и начав учиться капитализму вместо коммунизма. Что мы от этого выиграли?

Чем становится современная Россия?

Теоретики капитализма, проведшие ваучерную приватизацию, убеждали нас в радужных перспективах частной собственности: мол, собственник будет сам радеть за сохранность и приумножение своей собственности, за свою прибыль и высокий уровень благосостояния своих работников. На деле все вышло не совсем так, или, точнее, совсем не так. Новые собственники приватизированного народного достояния стали его не сохранять и приумножать, а распродавать налево и направо, набивая карманы и сбегая “за бугор” - где красивая жизнь и все блага капитализма.

А государство оставалось - со всеми проблемами, разоренными предприятиями, бюджетными долгами, социальными проблемами и обманутыми гражданами-работниками, чьи акции, полученные за ваучеры, превратились в ничто... Редкие предприятия, которые действительно удалось сохранить, развить и приумножить активы, сейчас впору выставлять в музеях, воздвигая памятники в бронзе тем “красным директорам”, что избежали соблазна быстрого обогащения.

Закономерным итогом процесса растаскивания промышленности стала ситуация 1998 года: кризис высветил порочность экономической структуры новой капиталистической России. И после кризиса “генеральная линия” вроде бы повернула к государственности.

Но прежнее лобби “приватизаторов” не исчезло, а приспособилось к новым реалиям. И процессы пошли в несколько ином направлении: рвать на куски остатки госсобственности стали сформировавшиеся корпорации и состоящие на их службе рейдеры. А уцелевшие в первую “пятилетку” приватизации компании вновь оказались “под прицелом”.

Приморье не избежало процессов, происходивших по всей России. Краевые предприятия можно условно поделить на те, которым повезло, и те, которых не стало. В числе первых - Приморсклеспром, Дальэнерго, пароходства - ДВМП и ПМП, порты, Владавиа, завод “Звезда”, БАМР и ТУРНИФ в рыбной отрасли, и десяток-другой компаний помельче. При этом почти во всех упомянутых долгое время сохранялась доля госсобственности.

Зато список обанкротившихся, разорившихся и полностью исчезнувших предприятий куда более обширен. В нем почти все былые рыбные гиганты: ДВБФ, ЮМРФ, ВБТРФ, ДМП, ВТФ, “Приморрыбпром”. В нем “Приморхлебопродукт”, “Дальпушнина” с зверофермами и совхозами, предприятия автотранспорта, как грузового, так и пассажирского, оборонные заводы “Прогресс”, “Аскольд”, “Варяг”, “Дальприбор” с “Радиоприбором”, старейший “Дальзавод”, многие предприятия легкой и пищевой промышленности, стройматериалов, строительства и мелиорации. О сельском хозяйстве и говорить не приходится: оставшиеся составляют едва ли четверть от прежних, а крупных рисоводческих, овощеводческих и животноводческих хозяйств практически не осталось.

Сейчас идет очередная волна приватизации: государство продает в частные руки остатки былой экономической мощи. В основном это пакеты акций в уже приватизированных компаниях, из числа уцелевших. Потери же государства от разорения производственного потенциала никто, видимо, и не подсчитывал. За казной остались сегодня лишь ресурсы: богатства недр, леса, земля, биоресурсы, да редкие стратегические объекты: причалы морских портов, взлетно-посадочные полосы аэропортов, “оборонка”, некоторые научно-исследовательские и проектные институты. Энергетика и железнодорожный транспорт хотя пока и являются государственными акционерными компаниями, но их дробления и приватизации ждать осталось недолго.

Чего хотят добиться новые “приватизаторы”? В радужные перспективы конкуренции между частными предпринимателями и снижение на этой почве цен на товары и услуги сейчас могут верить только младенцы - вместо конкуренции имеется повсеместная тенденция к монополизации.

Можно, конечно, списать эти “отдельные недостатки” на незрелость нашего капитала, или какие-то иные объективно-исторические обстоятельства, но реальность от этого не изменится. А реальность в том, что приватизация государственной собственности, как раньше, так и сейчас, происходит под контролем и с обязательным “учетом интересов” правящей бюрократии. Именно чиновники решают, какие производственные мощности кому и на каких условиях можно приватизировать, и, вероятно, такие решения чиновники принимают с тем, чтобы не забыть и себя.

И таким образом предприятия и доли в них казны оказываются под контролем не эффективных собственников и управленцев, которые могли бы принести максимальную выгоду бюджету, а лиц, близких к чиновникам, готовых предложить наиболее выгодные условия не казне, а чиновнику, олицетворяющему собой интересы государства.

Так появляются на свет планы и сметы приватизации государственного имущества и пакетов акций, оцененные не по их реальной стоимости на рынке, не по их деловому потенциалу, а по желанию заранее известного потенциального покупателя - в сторону снижения цены. Государство недополучает деньги при продаже своей собственности и впредь теряет потенциальные доходы от приватизированной собственности.

Например, в ближайших планах на приватизацию стоят такие солидные предприятия, как “СГ-трансгаз”, авиакомпании “Самара” и “Дальавиа”, всероссийский выставочный центр - бывшая ВДНХ в столице, и решается судьба бывшего автогиганта, завода КамАЗ в Набережных Челнах. В Приморье недавно были приватизированы госпакеты акций в морских портах Владивостока, рыбном и торговом, ожидает своей очереди госпакет акций ДВМП, под контроль частного капитала могут уйти и государственные доли других краевых предприятий.

Но как использует эти “подарки судьбы” частный капитал? Ведь не секрет, и отнюдь не редкость, когда купленные по дешевке на приватизационных торгах активы позже перепродаются по более высокой цене, и могут сменить нескольких владельцев, пока такая спекуляция не достигнет своего ценового потолка. Последний же покупатель, разочаровавшись в возможности выгодно перепродать актив, выжимает из него все, что можно, дабы вернуть вложения с максимальной прибылью. И важное для территории предприятие может прийти в упадок, быть перепрофилировано, а то и вовсе остановлено.

Финансово-промышленные группы - “Альфа”, “Евраз”, “Альянс” и другие, - активно добиваются контроля над бывшей госсобственностью, наращивая свое влияние не только на Дальнем Востоке, но и в целом по стране: для блага народа?

Такая политика ведет к подрыву экономической безопасности страны, но об этом не думают чиновники-временщики. Державный орел теряет оперение, становясь похожим на тощую курицу, больную птичьим гриппом, но что за беда, если кто-то набивает карманы?

Сергей АНТОНОВ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100