Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (650) от 25 августа 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Дорога к маме

Надежда Алисимчик

Мы все дети одной матушки-земли. Она - единственный наш дом, наша чаша с водой и сад с цветами. Ею мы живем и движемся, ее воздухом дышим. И при этом у каждого из нас есть на ней свое собственное заветное местечко - отчий дом и родная мать.

И закрадывается у иных с возрастом в душу неумолимое желание вернуться туда, чтобы уткнуться в колени матушки, а она бы положила свою шершавую от бесконечной работы руку на голову... Но безмерно суетлива наша жизнь, и всегда не хватает то денег, то времени на это главное желание. Все уходит в ненасытное жерло сиюминутных дружб, долга, карьеры, семьи...

Художник Геннадий Кунгуров сумел повернуть время вспять и, остановив суету, поехал за благословением в отчий дом на Алтай, к своей матушке. Не поездом, и не самолетом, а поехал он на машине по земле-матушке, захватив мольберт и краски.

ПРОДАЛ ОН ДОМ

Уже несколько лет ощущал Геннадий Кунгуров потребность в этой поездке, где хозяин - собственный глаз, который сам выберет дорогу, остановку, пейзаж и собеседника. Но хорошей машины для столь дальнего путешествия у художника не было. Была у него маленькая, но очень глазастая от обилия картин мастерская и еще часть домика на другой стороне Амурского залива. Этот домик он очень любил и ездил туда ранней весной писать расцветающую землю. Там все лето гостили его друзья и знакомые. Этот домик и продал Геннадий Кунгуров и купил машину, пригодную для дальнего путешествия в родной дом.

Кроме машины в таком путешествии нужен надежный товарищ - впереди тысячи километров по Приамурью и Сибирскому тракту, всякое может случиться на нашем глухом бездорожье, колесо, например, может потеряться или еще что-то в этом роде ... У коллег- живописцев свободного времени не нашлось на столь длительную поездку. А художник-любитель Юрий Василенко, компьютерщик “Дальэнерго”, согласился с радостью. Для него это было очень заманчиво - окунуться в мир живой природы, поработать рядом с мастером на пленэре.

Вести машину, т.е. следить за дорогой и одновременно выбирать пейзаж - занятие трудное, но главная трудность поджидала в пути Геннадия Кунгурова не как шофера, а как художника. Погода - вот самая капризная дама художников всех времен и народов.

Геннадий вспоминает: “Мы ехали только днем, ночью ведь не выберешь место для этюда. Обычно в выбранном месте останавливались вечером. Всю ночь спишь неспокойно - какое оно будет, утро? Утром встаешь в таком волнении - как все выглядит? И вдруг видишь, что все подернуто туманом, и писать нельзя! Зато когда на восходе появляются первые лучи солнца, и ты берешься за кисть, сердце просто выпрыгивает от волнения. И так каждый раз на новом месте. Ведь знаешь, что вернись хоть 100 раз потом на это место, краски будут уже совершенно другими”.

ТРУДНАЯ ДОРОГА К ДОМУ

Погода не баловала, словно проверяла, не заскучает ли художник от обилия серого тумана и шквальных ливней - не заскучал. Даже тогда, когда поднялся по крутой дороге в Малых Саянах на плато высотой более 2 км в надежде писать пик Мункосардык, что в переводе с бурятского означает “Вечный снег”, высота которого 4500 м. Простояли на плато два дня, но пик так и не открыл свой лик из-за туч. 270 км по бездорожью - три дня потеряно, обидно.

Зато Бурятия покорила своими мягкими холмистыми просторами, где катит волны аромата цветущих трав и земляничных полян все обнимающий степной ветер. Здесь такой простор для глаз и такая тонкая, почти кружевная вязь степных узоров, которую только глаз художника подметит, никакому цифровому аппарату она не по зубам. Здесь остановились и писали этюды.

Байкал тоже был неприветлив, и на острове Ольхон пришлось подождать погоды. Зато наслушались здесь речи немецкой, корейской, французской, скоро, видимо, эти языки здесь будут основными. На остров, наконец, провели электричество, и теперь здесь бурно начала развиваться индустрия туризма. Новые русские столбят землю и скоро для простых россиян это место станет совсем недоступно. Ольхон - уникальный биологический заповедник, и это весьма опасно. Но не в наших привычках лелеять природу. Не будь здесь семьи художников, молодежь уже приучили бы считать Ольхон местом для шашлыков, экстремального спорта и коттеджного куража с искусственным ландшафтом.

Все же удалось написать на Ольхоне несколько этюдов и даже отыскать на Байкале уникальную лодку рыбаков, сохранившуюся в единственном экземпляре. Ее пытаются уберечь всеми силами от бань новых дачников. Удалось отведать и ухи из омуля, купили за 30 рублей, сварили и наелись. Прощались с Байкалом в надежде на встречу.

Трудно забыть Байкал тем, кому довелось встретить ранним летом восход среди его вод. Никогда не забудется это редкое по красоте явление, когда воды начинают из глубины наливаться светом, превращаясь в жидкий кристалл, бесконечно переливающийся бликами всех красок. И не поймешь, где небо, где озеро, все в сиянии. Только художнику дано передать этот объем света, на фотографиях все выходит плоским.

По дороге этюды писались и в безмолвных местах, под стук лишь собственного сердца, и среди людей под их взглядами.

К художникам относились хорошо, но по-разному. Одни никак не могли взять в толк, что они не машину из Владивостока на продажу перегоняют, а специально приехали порисовать простую кровохлебку с чертополохом, обильно растущие на их лугах. Таким пришлось устраивать маленькие ликбезы.

С другими - вступать в диспуты. Новые русские были твердо уверены, что художники гоняют на крутой тачке исключительно за бабками: намалевал картины, насшибал бабок - и гуляй! Таким обычно предлагали купить этюд, когда те отказывались, им сообщали, что в России везде так. Кто имеет деньги - не жалеет их на дорогие машины за тысячи долларов, хотя те через несколько лет ничего стоить не будут. А живопись не покупают, хотя она не стареет и в цене не теряет.

За путешествие по дорогам из скальника изрезали 4 колеса, расходы немалые. Но, все же благополучно миновав Кемеровскую область, написав там несколько этюдов с ее темными островерхими елями, добрались до родных алтайских сосенок.

ПОД МАМИНЫМ КРЫЛОМ

В родном селе о приезде художника уже слышали, видимо с легкой руки Олега Паденко, который дал на “Маяк” сообщение: “Бездомный художник едет на Алтай”.

Там его ждали мать, сестра, брат и их молодая поросль. Хотелось встретиться со всеми, кто помнит. Геннадий Кунгуров сделал в местном музее районного центра Тальменка выставку, выступил на телевидении, подарил музею свои 4 гравюры, рассказал о Приморье, о дороге на Алтай. И сам узнал в музее немало. Оказалось, что в 1760 году Тальменка началась с двух семей - Кунгуровых и Казанцевых. Хотя он и знал, что в 60 км от Тальменки была деревня Кунгурово, сейчас ее нет,но в музее узнал еще, что на реке Тальменке Кунгуровы держали мельницу, основав поселение кукуй - охранную крепость.

Село Чумыш стоит на реке Усть-Чумыш, которая впадает в Обь. Здесь рядом Большое и Малое Кукуйское озеро, где прошла большая чать детства. Сюда художник приехал написать портрет мамы, написать свои корни и привезти их в Приморье, где две трети жителей - сибиряки.

Родные и знакомые расспрашивали о Приморье, о дороге. Рассказал им, что дороги от Читы до Биробиджана практически нет совсем. А дорога, открытая Путиным, - это всего лишь несколько показушных километров между Читинской и Амурской областями. Самые лучшие дороги в Кемеровской области и Алтайском крае, здесь же самый дешевый бензин, от 12 р. 50 коп. до 13 р. 50 коп. Самый дорогой - в Приморье.

Земляки завидовали: “Вы там, в Приморье, рыбу свежую каждый день едите”. Он им отвечал: “Мы как в морг в рыбный магазин заходим - одна гниль, все за рубеж гонят”.

Алтайцы тоже ничего не видят, что производят - ни молока, ни масла, ни сметаны. Деревни хиреют, если кто-то вытянет все свои жилы, дом построит сам, так ему еще налог на строение принесут, хотя уже за все заплачено - и за лес, и за гвозди. Брат Геннадия, шофер на КАМАЗе, получает полторы тысячи.

Говорили о многом, и все очень ждали гостью. Сюда, к маме, должна была приехать жена Геннадия Светочка, мама очень просила ее привезти, но вначале было неясно с деньгами. Потом договорились, что Светочка приедет поездом до Новосибирска, где ее встретит на машине муж.

В поезде Света Кунгурова обнаружила, что пропала сотовая связь с мужем, а у нее нет никаких ориентиров - в спешке было не до этого. Свой день рождения она встретила без поздравлений. Перед Новосибирском связь восстановилось, и супруги Кунгуровы отпраздновали оба дня рождения вместе в родных местах художника. Даты рождения у супругов не простые, а сугубо демократические: Света родилась на день независимости Америки - 4 июля, а Геннадий - на день взятия Бастилии - 14 июля.

О тех днях, что прошли в родных местах, когда приехала Светлана и рядом была мама, Геннадий Кунгуров не может вспоминать без волнения, у него в горле все время что-то перехватывает.

Ехал Геннадий к маме с затаенной мечтой - хотелось, чтобы мать его по голове погладила, хотел почувствовать, что это такое. Известно, что крестьянское сердце на сострадание скоро, а руки на ласку скупы. Не принято, тем более старшего сына, по голове гладить. И Геннадию, как старшему, чаще доставалось совсем другое. Но в молодости об этом не думалось, а чем взрослее становился, тем сильнее тянуло поесть из рук матери, уткнуться и поплакать в ее подол, а она чтобы погладила по голове и благословила. И желание не проходило, а все сильнее становилось. И вот он дома, не стесняясь встал на колени, уткнулся в подол... Благословила мать сына и невестку и наказала Геннадию Светочку не обижать, зная, как упрям может быть ее сын.

Чудные люди сейчас живут, ходят к экстрасенсам и гадалкам, чтобы те сняли с них порчу и сглаз, платят большие деньги за это. И не знают, что во все века на Руси ходили дети за родительским благословением к родной матери. Не стесняясь становились на колени, плакали ей в подол, каялись, а она, касаясь их головы, проводила рукой по ней, снимая этим и порчу, и сглаз, и наговоры, тем и благословляя одновременно. И проклятья все снимает рука матери, да забываться это стало на Руси...

А вот уговорить мать позировать для портрета стоило сыну большого труда, но все же уступило сердце материнское - согласилась.

“Водички и из всех придорожных рек и озер попили, ягодок поели, мамино благословение получили, у отца и бабушки на могилке побывали. Поклонились могилкам предков. Попрощались, извинились, что могу больше не приехать, - с грустью вздохнул Геннадий Кунгуров. - Я патриотом Приморья за эти годы стал, без моря не мыслю. Хотя горы волнуют не меньше”.

ГОРНЫЙ АЛТАЙ

Писать на Алтае все время приходилось в накомарнике, через эту китайскую зелень. В путешествие на Горный Алтай отправились втроем, присоединилась Света. Горный Алтай ныне модное место, туда едут рериховцы со всех сторон. Великий художник вместе с женой Еленой и сыном Юрием посетил эти места во время своего знаменитого путешествия Алтай-Гималаи. Николай Рерих предсказал, что здесь будет заложена новая столица России, а Белуху назвал священной горой. Теперь Белуха - что-то вроде рериховской Мекки, и проводники назначают довольно крутые цены за путешествие к ней, не всем художникам по карману. Но гора открывается не всегда, угадать это невозможно, можно просидеть неделю. Зато иногда открываются “белки”, как здесь именуют заснеженные вершины.

Добрались до Телецкого озера. Телецкое озеро - это миниатюра Байкала, из него тоже вытекает одна река, Бия, питающая Обь. Сестра Бии - Катунь, от слияния их вод рождается могучая Обь - Большая Бабушка. “Воды Катуни белые, но еще белее воды ее притока - бело-молочной Чуи, там-то я и понял, почему говорят - молочные реки”, - вспоминает художник.

Катунь река сложная, со множеством порогов. В одном месте она делится на два рукава, обтекая скалистый остров, а на острове женский скит с подвесным мостиком. Самое опасное место Катуни очень узкое и называется “Ворота Дьявола”. В предгорье глаз художника перестраивается, пространство ограничено, нужно искать особую точку для обзора.

На Алтае Геннадий написал особенно много этюдов и окрестностей родного села и Катуни, и “белков”, сделал много фотографий и отснял видео.

Все это художник Геннадий Кунгуров привез в дар от Алтая Приморью. Осенью он собирается сделать выставку, она планировалась в картинной галерее, но там пока ремонт. Скорее всего, выставка пройдет в Доме художника. Но еще нужно дописать картины, сделать рамы, а это немалая работа и немалые расходы. Художнику хотелось бы издать фотоальбом, дополнив его приморскими пейзажами, но пока затея не по карману. А было бы чему и самим удивиться и иностранцев удивить. Более реально только изготовить и показать видеоролик на ОТВ. Но на все нужно время.

Жалеет Геннадий только об одном - не все времена года застали его в пути. Надеялся, что к концу путешествия осень начнет золотить, но не дождался, пришлось писать преимущественно все многообразие оттенков двух цветов - синего неба и зеленого буйства лесов и лугов.

“Теперь, если я поеду, то поеду на Алтай, в Туннинскую долину (Бурятия) и на Байкал. У этих мест есть ярко выраженное лицо”, - говорит Геннадий. Вообще-то, как я поняла, художник готов возглавить такой поход, как только наберется достаточно желающих. Но я не стала его спрашивать, что он намерен для этого продать. Знаю только, что его горячо любимая Светлана отложила женскую мечту об изысканном интерьере их квартиры. Вместо этого в мастерской художника стоит портрет его матери, а с дорожных этюдов сияют все краски матушки земли от Приморья до Алтая. Эти пейзажи - дары паломничества, которое совершил художник к святым местам своего детства.

Надежда Алисимчик.


P.S. Никогда не просите художника, даже в шутку, подарить вам картину. Такие просьбы - худшее из эмоциональных переживаний любого художника. Ведь он не певец, который может спеть песню сотню раз, не поэт, который может дарить одно и то же стихотворение. Творение художника стоит особняком в искусстве, и, чтобы оно было доступно многим, его помещают в музеи. Только сам художник определяет, с каким полотном и по какому случаю он может расстаться.

На рис.: Геннадий Кунгуров с женой и мамой


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100