Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 30 (645) от 21 июля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

О конституции и правах человека суд напоминает нефтяникам и их покровителям из росэкотехнадзора

Анна Селезнева.

“Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

Об этой норме Конституции РФ суд Хабаровского района был вынужден напомнить представителям Федеральной Службы Росэкотехнадзора (ФСЭТАН) при рассмотрении заявления о признании не соответствующими закону решений о проведении государственной экологической экспертизы “Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан”, и о признании недействительным положительного заключения экспертизы.

Заявление в суд было подано жителями Хабаровска и четырех районов края, по территории которых пройдет трасса проектируемого нефтепровода, и общественными организациями Дальнего Востока. Разрабатывали стратегию и вели дело в суде юристы региональной общественной организации «Экодаль». Они обратили внимание суда на то, что “Обоснование инвестиций» является единым объектом экспертизы, и сам нефтепровод - неделимый объект хозяйственной деятельности на всем его протяжении. То есть, решение суда действительно для всех участков предполагаемых работ от Тайшета до Перевозной или Находки.

Заявители обвинили ФСЭТАН в превышении полномочий при проведении экспертизы по некомплектным материалам, разработанным с нарушением процедуры и не имеющим согласований органов федерального надзора и контроля. Не был при этом соблюден и ряд требований экологической безопасности. В частности, предусмотрен переход реки Амур выше питьевого водозабора, не обосновано размещение терминала в бухте Перевозная, пересечение трассой охраняемых территорий, отсутствует проработка трансграничных воздействий.

Экологам пришлось немало потрудиться, добиваясь от федеральной службы оспариваемых решений и документов. А когда ознакомились с ними, стали очевидны и другие процедурные нарушения – отсутствие гласности и комплексной оценки воздействия на окружающую среду, недостаток информации, представленной экспертам, и ее необоснованность.

Судебное разбирательство продолжалось два дня. В процесс в качестве третьего лица пытался вступить представитель “Транснефти”, специально прилетевший в Хабаровск и заявивший, что решение суда может повлиять на материальные интересы компании. Но суд отказал в удовлетворении этого ходатайства и рассмотрел дело без нефтяников, признав требования экологов законными. Тем не менее, компании все же удалось косвенно повлиять на ход разбирательства. Заявители с самого начала были озадачены, когда на все их вопросы о материалах заказчика – «Транснефти» - отвечал представитель ФСЭТАН. А в конце заседания он сообщил суду, что в самом деле является сотрудником “Транснефти”. Таким образом, Федеральная служба публично расписалась в собственной коррупции, поручив юристу поднадзорной компании представлять интересы государственного органа в суде. Процесс был бы не нужен вовсе, если бы этот орган честно выполнил свои функции и сам заставил компанию соблюдать предписанные законом процедуры.

При вступлении решения суда в законную силу компания “Транснефть” должна доработать “Обоснование инвестиций», заново провести общественные слушания и направить новые материалы на экспертизу. Но и до вступления решения суда в силу должно исполняться его прежнее определение о приостановке действия оспариваемых решений. Представители ФСЭТАН, правда, просили суд отменить данное определение, поскольку оно блокирует распоряжения Правительства о проектировании и строительстве нефтепровода. В ответ на это суд и напомнил Росэкотехнадзору и дружественным ему нефтяникам о том, что в стране все еще действует не только повальный интерес к нефтедолларам, но и Конституция.

Нефтяники и чиновники: новая волна наступления

На решение Хабаровского суда «Транснефть» уже подала кассацию.

Вице-премьер Христенко намерен приложить личные усилия для успешного прохождения «Транснефтью» новых экспертиз и ускорить начало строительства.

«Транснефть» начинает снова сбор мнений о строительстве в Перевозной – в письменном виде – об этом большое объявление в газете «Владивосток» за 8 июля.

Новые публикации и сообщения «на ура!» в СМИ. Например, подробный репортаж на страницах краевой газеты о радости местных жителей Перевозной, самых бедных, пожилых и безработных, подписавших опросные листы чиновникам администрации и «Транснефти». Хотя, по рассказам очевидцев, других – не согласных, более молодых и работящих - не подпускали к собирателям подписей.

Но борьба продолжается

Борьба здравого смысла и сугубо ведомственных интересов. Борьба чьих-то личных корыстных интересов и защита собственных, замаскированная под государственные.

Почему можно именно так ставить вопрос?

Потому что иначе администрация Приморского края не подписала бы согласования на выделение земель под нефтепровод в Перевозной без учета общественных интересов, без широкого общественного обсуждения – не частностей, нет - главного: безопасности Приморского края и его жителей.

Потому что иначе для «Транснефти» предлагали бы не мелководную, открытую всем ветрам бухту Перевозную, точнее - не опасный для мореплавателей Амурский залив и мыс Ломоносова, на котором и строится терминал (а не в бухте Перевозной), а бухты более закрытые и удобные для заходов огромных танкеров и даже именно этим – более безопасные для судов и акватории. Более того – и депутаты, и администрация края не просто ссылались бы на распоряжение правительства, которое они, по их словам, не имеют права даже обсуждать, «не имеют права высказывать собственное мнение, а обязаны выполнять» - так говорили на сессии некоторые депутаты.

Но именно они – депутаты и администрация - обязаны прежде всего защищать интересы своего населения и своей территории. Именно поэтому они должны задаться вопросом, на которые «Транснефть» просто не ответит: что случится в случае разливов нефти, кто будет убирать их, кто будет платить за них и что станет в таком случае с побережьем, прибрежным промыслом, жителями и отдыхающими приезжими со всего Дальнего Востока? А не беспокоиться о более дешевых – для «Транснефти»! – вариантах.

Дело «Транснефти» – получить согласования на те кусочки суши, где пройдет сама труба, и убедить жителей Перевозной дать согласие на трубу, которая протянется почти на полтора км в море. А пока его нет – торопить работы на железнодорожной станции Кедровая, поскольку для нефтяников и чиновников нужен именно терминал – а пойдет ли труба, нет ли - о трубе даже речь пока не идет, а может, по моему сугубо личному мнению и других таких же, как я, еще не пойдет долго. Но и министр Христенко и наш губернатор уже не раз громко объявляли, что танкера начнут подходы чуть ли не осенью-зимой.

Альтернатива есть

А между тем есть несравнимо более удобные варианты. И не один. Например, бухта Безымянная (залив Стрелок): ни заповедников, ни марикультуры, ни отдыхающих. Зато есть и глубоководная закрытая бухта, рассчитанная на заходы огромных крупнотоннажных судов, и линии электропередач, и хорошие дороги, и железнодорожная станция. То есть имеется все то, что привлекает Транснефть. Есть и другие, более удобные и безопасные варианты, чем Перевозная. Например, бухты Козьмино, Ракушка и др.

Но приморские депутаты, официально пригласившие на сессию Законодательного собрания ученых представить альтернативные Перевозной варианты, даже не дали им выступить.

Почему? Не знаю. Слишком много закрытости в этой теме, слишком упорно не отвечают на вопросы общественности, зато обвиняют чуть ли не в шпионаже и долларовом подкупе. Зато известно о нажиме на организации и жителей, зато известно о нефтеперерабатывающем заводике, который «пристраивается» к терминалу «Транснефти», но ей не принадлежит и соответственно в проект и её экоэкспертизы не попадает, хотя земли под строительство уже упорно требует.

Заговор молчания

Известно о тысячах писем протеста, которые не передаются Президенту и никем не принимаются во внимание (зато Сурков, зам. главы администрации президента, входит в состав директоров нефтяной компании). Известно о протестах ученых и экспертов – безответных. Известно о фактическом заговоре молчания крупнейших СМИ, не публикующих материалов, критически оценивающих строительство терминала в Перевозной – мыс Ломоносова. Молчание – в ответ на доказательства и опасения глобальных изменений и угроз, которые может дать и сам нефтепровод, а тем более вероятные разливы нефти, нормативные её потери и ненормативные катастрофические, за которые «Транснефть» ответственности нести не будет.

Короткое послесловие

О событиях последней недели.

11 июля. Нефтяники открыли свою приемную для сбора мнений – только почему-то не по всему маршруту, как требует закон, а лишь по Перевозной – конечно, без предоставления альтернативных вариантов.

Губернатор Сергей Дарькин выехал в Перевозную, решив послушать нефтяников и, наконец, некоторых экологов.

Вице-губернатор Юрий Лихойда, оптимистический куратор стройки, считает, что пора приступать к практическим работам - уже пришло время заказывать на заводах Владивостока и Большого Камня 150-метровые железобетонные балки для строительства терминала в Перевозной. (Кстати, именно Лихойда еще три года назад доказывал участникам «круглого стола» в Институте развития прессы, когда упорно говорили о Находке, что только нефтяники настаивают на Перевозной, а мы-де говорим о других бухтах…Но нефтяники тогда же сказали экологам, что на Перевозной настаивает именно администрация края).

14 июля. Состоялось заседание Общественной палаты Владивостока, обсудившей вопрос о строительстве терминала в Перевозной, его опасностях, возможных альтернативах, не представленных «Транснефтью» – вопреки законам – на обсуждения и общественные слушания . Общественная палата обращается к депутатам Приморского края и губернатору - защитить интересы территории и жителей Приморья.

19 июля. Губернатор Сергей Дарькин пригласил экологов, чтобы подготовить справку о возможном влиянии трубы не только на Хасанский район и биосферные заповедники ООН, но и весь залив Петра Великого.

19-20 июля – приезд руководства Транснефти и совещание о конечном маршруте нефтепровода. Как некоторые считают, судьбоносном.

****

Но… есть нарушения законов. Есть незаконная экспертиза. Есть решение Хабаровского суда о приостановке работ по всей трассе. Есть отказ в согласованиях на разных – федеральном и местном - уровнях. Есть вмешательство Министерства природных ресурсов. Даже губернатор решил услышать доказательные возражения экологов.

Будем надеяться.

Анна Селезнева.

На фото: В случае разлива нефти в бухте Перевозной эти курортные места отдыха россиян уже не отчистить руками.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100