Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 50 (613) от 9 декабря 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Сэ си бон, ребята!

Валерий КУЦЫЙ

В переводе на русский «сэ си бон» означает «всё хорошо». Эти слова были рефреном популярной французской песенки, которая звучала когда-то у нас в исполнении Леонида и Эдит Утесовых.
Многие люди моего возраста наверняка помнят ее содержание. Некая маркиза, находясь в отъезде, звонит по телефону в свою усадьбу. На звонок откликается кучер.

Маркиза расспрашивает его, что новенького дома, и он, не желая повергать госпожу в шок, начинает рассказ с неприятного, но не самого страшного известия:

- Все хорошо, прекрасная маркиза,
Дела идут, и жизнь легка.
Ни одного печального сюрприза,
За исключеньем пустяка:
Так, ерунда, пустое дело –
Кобыла ваша околела,
А в остальном, прекрасная маркиза,
Все хорошо, все хорошо.

К докладу кучера мы еще вернемся, а пока хочу заметить, что у нас появился аналог французскому «сэсибону». Это – завоевавшая популярность песенка Верки Сердючки с припевом: «Все хорошо, все будет хорошо, все будет хорошо, я это знаю!» А раз так, то давайте радоваться, поверим неунывающей Сердючке и оптимисту кучеру, что все к лучшему в этом лучшем из миров.

Чему, в частности, можно радоваться? Да чему угодно. Скажем, некоторое официальное лицо с беспримерной наглостью, приобретенной за время нахождения во власти, сообщает о повышении вашего жизненного уровня. И оно, это лицо, и вы прекрасно знаете, что это чистейшей воды вранье, а все равно приятно.

Другой пример. Получая зарплату в 2,5 тысячи рублей, вы становитесь обладателем бесценной информации: оказывается, в среднем по краю зарплата уже перевалила за семь тысяч. Это вселяет энтузиазм. Пусть кто-то съел два бутерброда, а вы – ни одного, так ведь в среднем-то все равно выходит по одному на каждого.

Или еще. Предположим, чиновник, нахапавший достаточное количество денег, возвел особняк в лесопарковой зоне Владивостока. И все бы ничего, при нынешнем состоянии борьбы с коррупцией ни одному прокурору не придет в голову осведомиться, из какой тумбочки взяты суммы, потраченные на сооружение коттеджа.

Но есть тут любопытная деталь, известная далеко не каждому. Владелец жилья начинает выплачивать налог на него с той минуты, когда заканчивается строительство. А он не лыком шит, этот владелец. Он сколько может оставляет свой особняк чуть-чуть недостроенным, хотя вполне комфортно проживает в нем со своим семейством.

И что из этого происходит? Происходит то, что вы за свою приватизированную «хрущевку» налог платите, а хозяин роскошных хором отделывается воздушными поцелуями в адрес такого доброго по отношению к нему государства. Полагаю справедливым порадоваться за человека, умеющего и разбогатеть на пустом, казалось бы, месте, и пролазить в многочисленные дыры российского законодательства.

Поводов для радости существует неограниченное количество. У Чехова на эту тему есть юмореска, в которой он дает советы, как всегда и во всех случаях чувствовать себя счастливым. К примеру, Антон Павлович пишет: «Если тебе изменила жена, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству».

Со своей стороны я призываю каждого автовладельца испытывать чувство глубокого удовлетворения при аварии, приключившейся с его четырехколесным другом. Ну представьте себе, что было бы, если б автомобиль был танкером и потерпел аварию в открытом море, да еще с пожаром на борту. Словом, осматривая разбитые фары, помятый радиатор и покореженную дверцу своего авто, не уставайте повторять: сэ си бон! Все будет хорошо, я это знаю!

Разумеется, впадать в нирвану надлежит не только по итогам ДТП. Можно захлебываться от восторга по поводу того, что российская сборная после скандального проигрыша португальцам со счетом 1:7 неожиданно одолела такую «великую» футбольную державу, как Эстония.

Пусть ни одна эстонская команда ни разу не входила в высшую лигу чемпионатов СССР, пусть ни один эстонский футболист никогда не попадал в сборную Советского Союза – все это не имеет никакого значения, главное, что еще хоть кто-то не в состоянии поколотить нас.

У приморцев сколько угодно своих, узко региональных причин для радости. Возьмем хотя бы такую: плата за электроэнергию снижена на целую одну копейку. Сэкономленные благодаря этому деньги советую использовать для отдыха на Багамах. А закаленные безводьем владивостокцы буквально млеют от счастья, открывая краны: есть вода! И холодная, и – тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить – горячая! Может быть, это нам снится? Или, может, мы попали в рай?

А как не порадоваться, что во владивостокском «сером» доме по крайней мере на одного дурака стало меньше? И что в результате контакта с правоохранительными органами вас не избили, не покалечили, не обвинили в краже солнечных зайчиков?

Что из десяти судей нашелся один, который не заставил журналиста платить за унижение чести и достоинства прожженного взяточника и казнокрада?

И еще, с моей точки зрения, подлежит всеобщему ликованию тот неопровержимый факт, что сейчас можно запросто приобрести по сходной цене ученую степень. По количеству остепененных граждан мы давно уже обогнали этот заносчивый Запад, и не за горами время, когда на губернатора или мэра, не имеющего хотя бы диплома кандидата наук, будут показывать пальцем уличные мальчишки. Только такого, уверен, не случится, крупным ученым станет каждый наш важный чиновник, и мы заживем не хуже, чем подданные государства Бруней. Разве это не сэ си бон?

А недавно я с неослабевающим интересом прослушал интервью, которое Владимир Владимирович Путин дал трем ведущим российским телекомпаниям.

Мне по душе пришлись его исчерпывающие ответы на самые серьезные вопросы. И думалось, что нам впервые так повезло с главой государства: молодой, спортивный, мобильный, элегантный, отлично владеющий русским и даже немецким языками. А умение обходить любые подводные камни!

Журналисты интересуются мнением президента по поводу того, что теперь Государственная дума будет комплектоваться только по партийным спискам. Мнение, понятно, со знаком плюс, потому что реформа самим президентом и предложена.

Депутат-одномандатник, пояснил Владимир Владимирович, какие бы он предвыборные обещания ни давал, все равно ничего не сможет сделать в одиночку. Он так или иначе вынужден будет присоединиться к какой-либо партии, ибо у партии есть идеология, определены цели, которые она преследует.

Мне думается, президент стопроцентно прав. Действительно, на кой ляд нам нужны независимые депутаты, нами же избранные? Пусть законы принимают люди, которых мы не только в глаза не видели и в уши не слышали, но и не подозревали, что их вообще мама родила.

Причем желательно, чтобы люди эти состояли в партии «Единая Россия», которая представляет собой руководящую и направляющую силу советского… пардон, российского общества. Уж ею-то сформированная думская фракция никогда не ошибется, проштампует любое предложение, внесенное исполнительной властью, будь то «автогражданка», монетизация льгот или стопроцентная оплата гражданами коммунальных услуг.

Имеется и такое существенное различие: чтобы пройти в Госдуму, независимым кандидатам требовалась финансовая поддержка различных структур, иногда и криминальных; теперь олигархам и бандитам не придется оплачивать услуги одномандатников, о которых еще неизвестно, победят или не победят они на выборах.

Ситуация предельно упрощается: вносишь денежки в партийный общак – и твои люди без всякого базара оказываются в высшем органе законодательной власти. Хорошо! Все будет хорошо, я это знаю!

С губернаторами и того лучше. Прежде всего, подчеркнул Владимир Владимирович, неправильно утверждать, что их будет назначать президент. Он всего лишь предложит кандидатуры, а соглашаться или не соглашаться с ним – прерогатива региональных законодательных собраний. Как это верно!

Местные законодатели, вероятно, будут долго ломать головы, решая, кого же им избрать из одного-единственного кандидата, представленного президентом, и при этом держать в уме, что после двух отрицательных голосований им придется распрощаться со своими уютными кабинетами и весьма нехилой зарплатой. Вот уж истинно, выбирай из трех одно – кошелек или два раза по морде. Мне почему-то кажется, что региональным парламентариям лучше не отказывать Владимиру Владимировичу в его маленькой просьбе. И тогда будет полный сэ си бон.

Но вот губернатор получил свою должность по-новому. Как вы думаете, работать он будет по-старому? Да ничего подобного. Он от нас теперь не зависит, мы для него уже не электорат, а помеха на пути к сердцу московского начальства.

Что нужно бывшим избирателям, лишенным права избирать? Им, как ни странно, нужно улучшение жизни. А федеральным властям? Им нужно, чтобы губернаторы поменьше просили денег, которые требуются для более неотложных нужд. В частности, предстоят немалые расходы на сокращение государственного аппарата путем его увеличения, а также на строительство сортиров для мочения чеченских боевиков.

И уже губернатор Сергей Дарькин предлагает монетизацию льгот в таких суммах, что даже послушным депутатам краевого ЗакСа стало стыдно смотреть друг другу в глаза. Уже Сергей Михайлович предельно ужесточает получение субсидий на оплату коммунальных услуг для малоимущих слоев населения, которым и без того небо кажется с овчинку.

Хорошо! Все будет хорошо!

Что мне особенно нравится, так это то, что неуемные реформаторы из числа советников президента, из правительства и Государственной думы совокупно с властями на местах душат малоимущих не вдруг, не одномоментно. Они, по-видимому, ориентируются на опыт того хозяина, который, купируя хвост собаке, не отрубает его единым махом, а отчекрыживает постепенно, по кусочку, считая, что так менее болезненно. Постепенно взвинчиваются цены и тарифы, постепенно урезается финансирование социальных программ, постепенно, под журчание успокоительных речей, пожилых людей готовят к отправке туда, откуда нет возврата.

Спасибо партии родной, сиречь «Единой России». Кто сказал, что во главе с нею народ не дойдет до светлого будущего? Обязательно дойдет, правда, в изрядно поредевшем составе. Это мое личное объяснение тому, что верхи наши завинчивают гайки осторожненько, стараясь не сорвать резьбу, дабы низы не усомнились в искренности их заботы о всенародном благоденствии.

Тут поневоле вспомнишь окончание доклада заботливого кучера своей госпоже:

- Узнал ваш муж, прекрасная маркиза,
Что разорил себя и вас,
Не вынес он печального сюрприза
И застрелился в тот же час.
Упавши мертвым у печи,
Он опрокинул две свечи.
Упали свечи на ковер,
И запылал он, как костер.
Погода ветреной была,
И замок выгорел дотла,
Огонь поместье все спалил,
Потом конюшню охватил,
Конюшня запертой была,
И в ней кобыла умерла.
А в остальном, прекрасная маркиза,
Все хорошо, все хорошо.

Умозрительно разобраться в механике обращения власти со своим народом довольно трудно. Зато вы ощущаете эту механику во всей ее привлекательности, когда у вас глаза лезут на лоб от сумм в квитанции на оплату коммунальных услуг, когда вы приходите в аптеку за лекарствами, в магазин или на рынок за продуктами, ложитесь в больницу, готовите детей в школу, рассчитываетесь за бензин на автозаправке. Вам начинает казаться, что в действительности все не так, как на самом деле, а каждый очередной «сэсибон» хуже предыдущего.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Я решительно против того, чтобы представителей регионов в российском парламенте называли «сенаторами», не называем же мы депутатов Государственной думы «конгрессменами».

Члены Совета Федерации – вот кто такие граждане, заседающие в Верхней палате Федерального собрания. Для краткости их можно называть просто «членами». И лаконично, и точно определяет статус этих посланцев периферии в коридоры центральной власти.

В.К.

Рисунок Виктора Богорада.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100