Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (585) от 27 мая 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Свободное дыхание

Р. БЛИНТ

Это случилось в 1988. И не во Владивостоке, а в Хабаровске. Группа молодых художников (до 30 и чуть за) вывесила выставку в Хабаровском художественном краевом музее. По стране уверенно шагало новое время.

Громогласно и с размахом трудился «Прожектор перестройки» - телепередача Влада Листьева, освещающая самые актуальные и запрещенные темы. В атмосфере оглушительного и победного выхода андеграунда на волю, возвращения диссидентам их прав, поднявшегося рейтинга газет, выдававших скандальную информацию, родилась в Хабаровске из семи владивостокских художников группа «Штиль». Были и другие предложения в духе времени: назвать группу «Тайфун», «Шторм»...

Они шли впятером (не было Вовки и Ильяса) из мастерской С.Симакова (клуб железнодорожников) по направлению к проспекту Красного Знамени, перебирались через кручи свежевскопанной земли у строившихся рядом домов, когда А.Камалов предложил: «А почему не наоборот - «Штиль»? Как это по-камаловски: придать обычному объем и многозначность смыслов. «Штиль» - это покой, тишина, внутренняя сосредоточенность, отсутствие суетности, это стиль в ломоносовском понимании степени художественного мастерства и его разнообразия (низкий, высокий)...

По камаловскому эскизу А.Куценко выписывал на длинном черном полотне (оно и сегодня вывешено у входа на выставку) «ШТИЛЬ», а Камалов и Макеев подсмеивались: «Корявее, корявее выводи! Эх, не умеешь...»

В 1989 группа «Штиль» открыла свою выставку во Владивостоке. Вторую выставку. Затем повезла ее в Хабаровск, Биробиджан, собирая толпы почитателей и антагонистов.

Прошло 15 лет. И снова «Штиль» на Алеутской, в тех же залах. Хоть и в другом составе, но семь авторов вновь предстали перед зрителями: А.Камалов, В.Погребняк, И.Зинатулин, Е.Макеев, А.Ионченков, В.Серов. Выставлены живопись, графика, компьютерная графика, роспись по шелку (А.Камалов, костюмы Е.Скачковой). Штилевцев всегда отличало стремление к освоению различных новых техник и направлений. И что удивительно: по прошествии 15 лет художники этой группы, столь разные и яркие индивидуальности, не утратили внутреннего единства, чувства реальности в современной миражной деловой действительности, совершенно далекой от культуры, искусства и проблем национального самосохранения.

Они не разучились мечтать, быть свободными от влияния золотого тельца, быть мудрыми и сторониться ласк власти, наконец без стеснения быть самими собой, быть верными себе. А это великое дело в постперестроечное время. В этом видится особый знак: испытания выдержаны, и их творчество, преодолев искушения, заражает и зрителей своим свободным дыханием и обезоруживающей искренностью. Конечно же, все художники группы «Штиль» сделали шаг вперед от самих себя, от прежних. Они эволюционировали, став мастерами. Доказательством тому знаменательный факт: каждый из них в разное время испытал бремя учительства, духовного взросления, стремления к апостольскому служению. Хотя их здоровый цинизм и самоирония не позволили бы каждому из них в этом признаться. Художники группы «Штиль» сегодня - это искушенные личности, вступившие в период зрелости, но не потерявшие связи с чувством авантюризма, с азартной игрой без правил - и в своей жизни, и в своем творчестве.

Странно, рассматривая триптих «Осколки» (1990) А.Камалова, невольно вздрагиваешь от точного предощущения художника советских времен, выразившего на своем полотне разрушение социалистической цивилизации. В этой связи идея «Осколков» очевидно теряет свой точный, предметный, прямой адрес. Перетекающие смыслы расширяют значение и другого его триптиха - «Адам и Ева. Жизнь»: встреча, любовь, навечное расставание - и новый круг, длящий до бесконечности известный метасюжет. Этот язык символов внятен и Е.Макееву, для которого «Времена» - не эмоциональный миг, взятый отдельно («Февраль», «Март», «Июль» и т.д.), а круговращение земного и космического в тесном сплетении реального и виртуального. Те же знаки проступают и в работах «Про рыбалку», «Про любовь».

Полотно «Модель и ее художник» оспаривает миф о Галатее : по-макеевски, не художник творит свою модель, напротив - модель формирует личность художника. Подобная трансформация просматривается в четырех портретах («Стройков», «Луньков», «Денисов», «Иванов») И.Зинатулина. Здесь билибинский стиль корреспондирует с гончаровским, с темой евангелистов. Гротесковая искривленность только подчеркивает оригинальность мысли автора и смеховую природу игры художника с натурой.

Всех штилевцев объединяет одно свойство: в бытовом и обыденном рассмотреть вечное - в свободном воплощении. Об этом говорят работы С.Симакова: «Тайная вечеря», «Остров Пасхи», «Лунная свадьба», «Вид на жительство». Планетарные пейзажи С.Симакова, казалось бы, контрастируют с земными, до боли знакомыми сюжетами В.Погребняка: «Сороковой идет без остановок», «Пляж», «Коронная подача», «Десерт», «Встреча» и т.д. Однако - это только первое незрелое впечатление. Приглядевшись, осязаешь, что и в земном круге жизни выстраиваются ряды универсальных повторений, известных со времен Адама и Евы.

Бессюжетные работы А.Ионченкова занимают на выставке отдельное место. Композиции в изысканной и сложной цветовой гамме обращают внимание на технику и колористическое содержание его живописи.

Наконец «Маленькие ныряльщики», «Купание в горной речке», «Старый цветок», «В гостях в мастерской у Братушки» В.Серова несут на себе печать эксперимента. Художник и в форме, и в анилиновых красках находит свой язык, пластичность решения, своей бесстрашностью и свободой выражения вызывая нужный эффект - понимание и улыбку зрителя. Эксперименты с материалами свойственны для А.Камалова, который в своих графических работах использует, кроме карандаша и гуаши - соус (цикл «Предметы»), и для С.Симакова (компьютерная графика), и для И.Зинатулина, Е.Макеева, А.Ионченкова, В.Погребняка - в их опытах цветовой сочетаемости.

В соединении философичности А.Камалова, лиризма Е.Макеева, романтизма С.Симакова, жизнелюбия и юмора В.Погребняка, сарказма и гротеска И.Зинатулина, сосредоточенности А.Ионченкова, открытости и искренности В.Серова предстает живой, свободный, а потому истинный мир искусства группы «Штиль»

Р. БЛИНТ


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100