Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (576) от 25 марта 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Сколько стоят выборы?

В. КРАСИЛОВСКИЙ

Келейные выборы
Прочитал статью Е. Никитенко и по-человечески обрадовался за... поляков, которые в 1980 г. все (все!) пришли на выборы (99,9%).

И очень обидно за нас всех, живущих в такой богатейшей стране, за жителей нашего края, особенно на селе, которые давно зомбируются дозированной через районную прессу информацией. Ведь чтобы выписать другую прессу, у людей денег нет, даже на хлеб не всегда хватает.

А чего стоит снижение порога явки на выборы до 20 процентов! Ведь на выборы кроме так называемого устойчивого электората в виде наших обездоленных пенсионеров и инвалидов, строем идут только работники бюджетной сферы и военные. А те, которые могут что-то изменить в своей жизни, просто не идут на выборы, предоставляя право решать свою судьбу и судьбу своих детей чиновничье-бюрократическому аппарату.

Поверьте, я знаю, о чем говорю. Дважды (1996, 2000 гг.) баллотировался на должность главы муниципального образования Ханкайский район, один раз – в депутаты ЗС Приморского края. И из этого сделал один вывод: вся беда нашего больного общества – не в «административном ресурсе», как нам пытаются преподнести, а в несовершенстве нашей избирательной системы, особенно как это трактуется на местах, в районах и селах.

Более сплоченной и организованной силы, чем избиркомы, здесь нет

Не знаю, как в других местах, а у нас в Ханкайском районе так. Но об этом подробнее.

Будучи на предыдущих парламентских выборах включенным в состав участковой избирательной комиссии № 1037 с. Троицкое (от партии Возрождения России) и внимательно изучив избирательные законы, еще раз убедился в своей правоте. Всё было бы ничего, если бы я не затронул основу основ – финансирование выборных кампаний. Куда же должны тратиться эти деньги?

В ст. 72 ФЗ «О выборах депутатов ГД» сказано: «Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, а также на обучение организаторов выборов и избирателей производится соответствующими комиссиями самостоятельно на цели, определенные настоящим ФЗ».

Из восьми этих самых целей остановимся на трех.

1. «... На дополнительную оплату членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, выплату компенсаций членам участковых избирательных комиссий, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплату гражданам, привлеченным к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам».

По ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и праве граждан на участие в референдуме РФ» ст. 23 п. 2, 7, 13 сказано, что избиркомы «должны формироваться на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний по месту жительства, работы, службы, учебы» и в «срок не позднее трех дней после образования избирательного участка, а полномочия их прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов».

У нас в с. Троицкое участковая комиссия № 1037 формируется так, что в нее бессменно входят 5 человек, из которых 4 – работники администрации района и села. И это при том, что этот состав комиссии на муниципальных выборах 2001 г. допустил грубые нарушения избирательного права, из-за чего районным судом результаты голосования были признаны недействительными. В чью пользу были допущены эти нарушения, сомневаться не приходится, - в пользу действующего главы, который «победил» во втором туре с перевесом в четыре голоса.

И я подумал, почему же жители нашего района не используют такую возможность заработать? Или они не знают о такой возможности, или (что более вероятно) их сознательно не допускают до этой «кормушки», превратив ее в «только для своих». Да и работа в комиссиях стала давно «непыльной», превратившись в бесцельное просиживание на дежурствах и проведение выборов (с теми, кто пришел) в день голосования.

За такие «бабки» любого кандидата «протащат»!

Я поинтересовался через районную газету у прокурора, куда же расходуются эти огромные средства, и получил ответ: «Согласно решению избирательной комиссии Приморского края от 31.10. 2003 г. № 60/06 на подготовку и проведение выборов в Ханкайском районе из федерального бюджета было выделено 578 тыс. рублей на 25 участковых и одну территориальную комиссию, из них 463,6 тыс. руб. – на денежное вознаграждение членов избиркомов».

80 процентов из всех выделенных сумм?! Да за такие «бабки» любого кандидата, угодного власти, «протащат»!

Самодельная вешалка с гвоздями вместо крючков

2. - «На приобретение, доставку и установку оборудования (в т.ч. технологического), других материальных ценностей, необходимых для проведения выборов и полномочий избирательных комиссий».

Для информации даю список необходимого технологического оборудования, которое должно находиться на каждом избирательном участке согласно требованиям ЦИК РФ: столы письменные, стулья, шкаф для бумаг, металлический сейф, шест для одежды, пишущая машинка, копировальный аппарат, телефон, факсимильный аппарат, калькулятор, радиоприемник, часы настенные, ткань (для штор, для обивки ящиков для голосования, на столы), лампы осветительные, оборудование для музыкального оформления в день голосования, средства аварийного освещения, охранная сигнализация, государственные герб и флаг РФ.

У нас же в селе на участке из всего вышеперечисленного имелись: один старый письменный стол, один обеденный стол, один стул, два старых кресла, одна деревянная лавка да самодельная вешалка с гвоздями вместо крючков, телефон в соседнем кабинете, туалета нет.

Зная о том, что деньги согласно ФЗ должны поступить в территориальную комиссию за 30 дней до выборов, я обратился с заявлением о выделении необходимых сумм, так как состояние участка в с. Троицком не соответствует требованиям ЦИК по уровню выборов. Только после вторичного моего обращения нам было выделено 4 (четыре!) тысячи рублей, в т.ч. на питание, канцелярские принадлежности и транспортные расходы. После ответа прокуратуры, куда должны расходоваться средства, мне стала понятна такая «экономия». Не стерпев такого издевательства над федеральными законами и здравым смыслом, я демонстративно вышел из состава комиссии.

Бессменные они наши

3. – «На обучение организаторов выборов и избирателей».

Ну, то, что в территориальной комиссии никакого обучения до 27 ноября 2003 г. не проводилось – сам свидетель. Там, наверное, считают: зачем, мол, их учить, они уже на этих выборах «зубы съели», бессменные они наши.

А то, что избирателей не учат – это уже преступно. Для этого-то и нужно «поделиться» деньгами с агитаторами улиц, приняв их на работу по гражданско-правовым договорам, и в течение подготовки к выборам контролировать их работу, а ее результативность проверить по явке избирателей на участок.

Хорошее средство для подтасовки выборов

Меня всегда настораживал факт наличия испорченных бюллетеней. Это хорошее «средство» наряду с «досрочным» голосованием для подтасовки результатов выборов в пользу «нужного» кандидата. А ведь в ст. 52 п. 8 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» сказано: «... в случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый».

У нас в районе на предыдущих выборах таких испорченных бюллетеней было 212 штук. Не много ли на 11 тысяч избирателей, явившихся на участки?

Конечно, это не все нарушения избирательного права, допущенные у нас, в районе и селе.

Такого неуважения к Закону, к избирателям раньше не наблюдалось. Все это, считаю, потому, что у нас нет никаких демократических норм и правил общественной жизни, а чиновники этим пользуются.

В. КРАСИЛОВСКИЙ, с. Троицкое.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100