Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 34 (545) от 21 августа 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Бомжа пропащая, или Простой советскй человек

Марина ЗАВАДСКАЯ

А кто я есть? Рабочий парень,
Простой советский человек...

Была когда-то такая хвастливая песенка:
Во всей красе плотина встала,
Помчится бешеный поток...
Помчится бешеный поток,
И даст река веселый ток.
А без меня, а без меня
Река бы току не давала...

И про ракету там было, и еще про что-то. А в последнем куплете сообщалось, кто ж это у нас такой великий:
А кто я есть? Рабочий парень,
Простой советский человек...

Разумеется, простые советские люди не очень-то поверили хвастливой песенке и переделали ее, назвав по имени советского человека, от которого все в этой жизни зависело:
А кто я есть? Я Леня Брежнев,
Простой советский человек...

Но это так, к слову. А что касается дела, то сейчас простой советский человек, от которого и раньше мало что зависело, стал реликтом в современном российском капитализме.

Для тех, кто плохо помнит школьный курс биологии, напомню: реликт - это организм, сохранившийся от прежних эпох и пытающийся выжить в нынешней. Например, женьшень. Выживает он в нашу эпоху с трудом, потому и является редкостью. При том, что для современного человека он - ценное лекарственное растение. Акула, кстати, тоже реликт, поскольку и плавательный пузырь у нее отсутствует, и скелет хрящевой (это сейчас-то, в царство костей!), но вот с выживанием у нее проблем нет.

А простой советский человек выживает в наше время с трудом при том, что имеет много ценного... для выживших акул.

Одна из бесспорных ценностей - квартира.

Вот перед нами Татьяна Григорьевна Воронина, простой советский человек 65-и лет. Много лет она проработала на владивостокской фабрике «Заря», вышла оттуда на пенсию (1900 рэ), получила квартиру. То есть не то чтобы получила... Жила она в общежитии фабрики (то есть идеала простого советского человека «квартира, дача, машина» не достигла), а когда (не так давно) общежития были ликвидированы «как класс», комната осталась ей и стала как бы квартирой.

Неплохая, кстати, квартира. Хоть она и считается гостинкой, но, помимо комнаты, там есть прихожая и кухня - ничуть не меньше, чем в стандартной «хрущевке». Нет только плиты и балкона.

Муж умер, детей нет, и Татьяна Григорьевна жила в этой квартире одна... Пока однажды участковый не привел к ней квартиранта - очень приятного человека. Временно.

Татьяна Григорьевна - простая душа. Работа на фабрике дала ей удостоверение «ветеран труда», но не воспитала бойцовского характера. Вообще никакого характера. Она - простой советский человек, не ждущий от жизни подвоха. Она нотариально оформила доверенность на квартиранта, чтобы он вел ее дела. Потом, правда, передумала и доверенность забрала, но это было уже не важно.

В феврале квартирант предложил ей поехать в гости к его родственникам в Партизанск - «на свежатинку». Привез, поселил и уехал - во Владивосток, в снимаемую у Ворониной квартиру, где остался ордер и прочие необходимые документы, поскольку простой советский человек и понятия не имеет, что важные документы на время отъезда можно сдать на хранение в Сбербанк, и не только можно, но и нужно.

«Свежатинка» затянулась, и когда Татьяна Григорьевна поняла, что за ней, пожалуй, не приедут (уже март заканчивался), она собрала пустые бутылки, сдала и на выручку приехала во Владивосток. Ее квартира порадовала бывшую хозяйку новой железной дверью, от которой у Татьяны Григорьевны не было ключей.

Да и квартиры уже не было. Гражданку Воронину выселили из квартиры по суду за задолженность по квартплате. Вещи бывшей хозяйки новый хозяин выбросил за ненадобностью.

Конечно, все здесь шито белыми нитками. Какая задолженность, если на руках у Татьяны Григорьевны - корешки квитанций об оплате за январь и февраль? И где решение суда? Да и был ли суд вообще?

Но если вы думаете, что гражданка Воронина что-то предприняла для возвращения своей квартиры, то вы не знаете простого советского человека. Простой советский человек теряется в такой ситуации и ничего предпринять не может. Он не знает, что и как. Он беспомощен в современной жизни.

Если бы у Татьяны Григорьевны были дети... Ради детей мать может предпринять многое, и зачастую это приводит к положительным результатам. У одинокого человека стимула нет. Главное - коллектив, верно? А личность должна жертвовать собой ради коллектива! Жертвовать простой советский человек умеет, а защищать себя - нет. И единственный выход для себя он видит... То есть не выход, а так себе - способ забыть о безвыходности... Всем известный наш национальный способ. Как в песне, сочиненной каким-то советским человеком:
- Хотят ли русские вина? -
Спросил у Бога Сатана.
А тот сказал:
- Иди к чертям. Ты посмотри на землю сам...

К счастью, наш мир состоит не только из выживших акул. Есть и люди. Татьяна Григорьевна бомжует в доме, где прожила столько лет, и многие соседи сочувствуют ей. Подкармливают, позволяют помыться, отдают одежду.

Однажды дворничиха (тоже простой советский человек) подошла к незнакомой женщине, скучающей на остановке, и поделилась с ней историей невольной бомжихи. Просто так поделилась, чтобы излить душу.

Незнакомка - это была Валентина Варфаловская - приняла историю близко к сердцу, отыскала Татьяну Григорьевну, поговорила с ней и - самое важное! - рассказала о ней знакомому адвокату.

Адвокат согласился заняться делом Ворониной, причем бесплатно. Попросил привести к нему Татьяну Григорьевну, поговорил, договорился, что она придет к нему с паспортом, чтобы оформить доверенность для ведения дел, и дела пойдут.

Татьяна Григорьевна не пришла. Потому что паспорт и прочие оставшиеся у нее документы она отдала на хранение Софье Васильевне, одной из соседок по дому, а та ей паспорт не отдала: «Зачем он ей? Еще потеряет!» Настоять на своем Татьяна Григорьевна не смогла.

Слишком долго простому советскому человеку говорили: ты, главное, работай и прежде думай о Родине, а Родина сама о тебе позаботится. А Родине нынче, увы, не до своих граждан, ей бы с собой разобраться. Национальной идеи, говорят, у нее нет, поскольку забота о своих гражданах не воспринимается Родиной как национальная идея.

Да, и в нашей диковатой эпохе немало добрых людей, готовых посочувствовать «униженным и оскорбленным». Немало есть и таких, кто готов помочь. Но сделать какое-либо дело ВМЕСТО другого? Такое вряд ли возможно.

Так и вымирает простой советский человек, не в силах противостоять напору другого реликта - акул. Подписывает договоры, не читая, доверяет свое имущество сомнительным людям, пасует перед беззаконием. А защитить его невозможно, поскольку он не способен помочь своим защитникам. Просто потерянно слоняется по двору бывшего своего дома, прибивается к компаниям таких же потерянных и в результате вообще теряет способность действовать.

История бомжи Ворониной - не первая подобная в бывшем общежитии фабрики «Заря». И, скорей всего, не последняя. Жильцы говорят, что на примете у жуликов есть еще одна квартира. Там живет одинокий мужчина, и некие доброжелатели уже ему наливают.

Скоро на свежатинку пригласят.

Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100