Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (539) от 10 июля 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Марковцев: всех чиновников убрать из ЖКХ

Н. МАРКОВЦЕВ

Проблемы ЖКХ решают все, даже Путин
Проблемами жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране занимаются все от «мала до велика» и... без особого успеха.

Дошло до того, что чуть не главным мерилом эффективной деятельности депутатов Государственной думы РФ, краевых и областных, муниципальных законодательных собраний стало их личное участие в контроле за тем, как ремонтируются подъезды и крыши домов у избирателей. Не миновала сия чаша и меня.

Как депутат, я уже помог жильцам нескольких многоэтажных домов запустить в работу лифты, занимался благоустройством дворовых территорий, подключением горячей воды к отдельным квартирам, осушением подвалов и ремонтом ливневой канализации, перемещением мусорных контейнеров в удобное и санитарно безопасное место. Все эти мои «подвиги» задокументированы, по ним велась довольно сложная и затяжная бюрократическая переписка.

В тарифы включают даже свой отдых на Канарах

Для наведения, казалось бы, пустячного порядка иногда требовалось вмешательство прокуратуры, а по проблемам неправомерного и завышенного взимания платы за обогрев жилого фонда пришлось обратиться к Владимиру Владимировичу Путину.

Как оказалось, в оплачиваемые нами коммунальные услуги включаются и процент банковского кредита, и планируемые премиальные работникам ЖКХ и энергетикам. Всего за год набегает ни много, ни мало, а около 200 миллионов рублей. По моему запросу во втором полугодии 2003 года Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации будет проведена проверка сложившейся практики установления коммунальных тарифов в Приморском крае.

Подавляющее большинство из полутора тысяч писем и обращений граждан ко мне касалось именно неурядиц в деятельности ЖКХ. Руководители отрасли постоянно жалуются на неплатежи и недостаток выделяемых средств. И на самом деле, то тут, то там зарождаются акции протеста, бастуют мусорщики, своевременной оплаты за труд требуют лифтеры и т.д.

Но вот любопытный факт: руководители отдельных ПЖЭТов и ЖЭУ установили себе ежемесячную премию в размере 70 процентов от должностного оклада и... Я знаю случаи, когда они позволяют себе отдыхать, кто на Кипре, кто на Канарах. А в это время проржавелые и текущие трубы не меняются, замыкает и становится пожароопасной напоминающая рухлядь электропроводка. За что столь высокие премии? Говорят, за «вредность» работы с нами, жителями городов и поселков.

Как мы приближаемся к «мировым стандартам»

Реформа ЖКХ в России началась с принятия Закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года. На первом этапе главным стало перекладывание издержек отрасли на плечи граждан. В этой позиции мы рванули вперед семимильными шагами и приблизились почти что к мировым стандартам: «за бугром» все жилищное хозяйство давно перешло к самоокупаемости.

Но законы и постановления, касающиеся ЖКХ, предполагали еще одновременный и даже опережающий рост качества услуг, эффективности эксплуатации жилья, снижение издержек на его содержание. И здесь мы безнадежно отстали. Приведу несколько характерных сравнений.

Потери тепла

Из-за применения устаревших материалов и технологических нарушений, допускаемых при строительстве жилых домов, теплопотери в наших квартирах в 2-3 раза выше, чем за рубежом. Все допустимые нормы превышают и потери тепла на многокилометровых трассах от ТЭЦ и котельных к жилым массивам.

Потери воды

Такая же ситуация и с холодным водоснабжением. Скажем, в Находке в системе водоснабжения города работает тысяча человек, деятельность которых «контролируют и направляют» десять организаций разного властного уровня. И несмотря (или благодаря?) на такую «армию», вода в Находке подается с ежедневными перебоями, а потери ее достигают 50 процентов.

В примерно равном по численности населения калифорнийском (США) Дэвисе водоснабжением занимаются всего 14 человек. И никто специально, кроме муниципального совета, состоящего из нескольких членов, их работу не контролирует. Тем не менее, за последние 60 лет в городе отключений воды не было ни разу, а потери ее составляют всего 1 процент.

Размер оплаты

Как видим, качество предоставляемых коммунальных услуг отличается у нас разительно. А вот оплата их относительно даже более высокая. В Приморье установлен стандарт, по которому доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе не должна превышать 22 процентов. Откуда взялась эта цифра? Она соответствует международному стандарту. Жители США выкладывают за жилье 20-25 процентов своих доходов. Такое же положение и в других цивилизованных странах. Это, утверждают наши специалисты от ЖКХ, совершенно необходимый минимальный уровень оплаты, который способен не только поддержать нормальное функционирование сложного хозяйства, но и вести к его развитию, а не разрушению.

А за что с нас дерут?

Звучит как будто убедительно. Только на поверку тезис оказывается, извините, сплошным блудом. Во-первых, наши 22 процента исчисляются, исходя из так называемой социальной нормы площади жилья (она равна 18 кв. метрам на 1 человека, 42 - на 2 и 33 - на одиноко проживающих граждан), из нормативов потребления коммунальных услуг. Следовательно, если жилая площадь больше или потребление услуг превышает нормативы, то платить вы обязаны дополнительно, даже когда платежи не укладываются в 22 процента совокупного семейного дохода.

В США же, при тех же процентах, средний американец на самом деле платит за 50 кв. метров на 1 человека. К тому же арендатор оплачивает собственнику жилья стоимость ипотеки, страховки, плюс всю «начинку» квартиры - вплоть до постельного белья, штор, чистящих и моющих средств, туалетной бумаги. Если вычесть все эти затраты и оставить те, которые мы традиционно включаем в квартплату (содержание жилья, ремонт, коммунальные услуги), то американскому арендатору жилье обходится всего в 10-12 процентов денежного дохода семьи. Во Франции - 10 процентов, в Швейцарии - 12,5.

Нас просто грабят

Итак, прямое сопоставление приводит к выводу, что мы платим (относительно, конечно), по крайней мере, в два раза больше зарубежных граждан, на жизненные стандарты которых ориентируемся. А если сделать существенную поправку на качество коммунальных услуг, то окажется, что наше ЖКХ - это просто «грабитель с большой дороги». И жесткие меры к неплательщикам (неплатежи уже сегодня составляют 40 процентов от начислений) вплоть до выселения из благоустроенных квартир вызывают в этой связи самые серьезные сомнения. Ведь так мы нищих, но законопослушных сограждан, переводим в ряды обозленных потенциальных преступников. А независимые эксперты еще утверждают, что непосильные коммунальные платежи ведут к прямому ухудшению питания людей, подрыву их здоровья, наконец, к повышенной смертности. Стоит ли таких жертв реформа жилищно-коммунального хозяйства? Наверное, нет...

Как ликвидировать «черную дыру»?

Наши горе-реформаторы, считающие себя высокими профессионалами, многого недоучли в своих прогнозах. Они и сами признали ошибки. Достаточно сказать, что сроки «внедрения в практику» реформы ЖКХ официально переносились уже несколько раз - вначале с 1997 на 2003 год, потом еще на 5 лет - до 2008-го («пятилетки», очевидно, появились не в связи со скрупулезными расчетами, а просто из-за привычной совково-плановой арифметики).

С другой стороны, понятно, что реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве действительно назрели. И откладывать их, если мы не хотим потерять большую часть жилого фонда, никак нельзя. Только начинать, с моей точки зрения, надо было с другого конца. Прежде всего, с ликвидации многоуровневого управления системой коммунального хозяйства (глава муниципальной администрации, департамент, управление, отдел, муниципальные унитарные предприятия), где каждый сам себе хозяин и, естественно, «поглотитель» немалых денежных средств.

Чтобы раз и навсегда с этим покончить, надо создать единое и профессиональное управление жилищно-коммунальным хозяйством. Я имею в виду, что главы администраций, чиновники их аппарата не должны вмешиваться в работу коммунальных служб. Хотя бы потому, что выборное должностное лицо не является профессионалом в этой отрасли. А дилетант, как известно, за четыре года своего правления может натворить столько, что профессионалам и в десять лет «не расхлебать».

А как за бугром?

Ведь если уж ориентироваться на цивилизованные страны, то надо иметь в виду, что там практически повсеместно отказались от системы, когда выборное должностное лицо руководит администрацией и хозяйственными органами. В США городским хозяйством руководит нанимаемый по контракту управляющий. Контракт содержит четкое описание его обязанностей и штрафные санкции за их неисполнение. В Германии и Австрии городскими администрациями фактически руководят нанимаемые по контракту заместители бургомистров, влиять на действия которых сам бургомистр никак не может. Менеджерская система введена в Швеции и других скандинавских странах.

Вы не жалобщик, а главный контролер!

А у нас «всенародно» избранный глава администрации остается «и жнецом и пекарем». Он и экономическую политику определяет, и финансы расходует, трубы меняет и гайки крутит. А способностей на охват столь широкого круга проблем, как правило, не хватает. Отсюда и волюнтаризм, и неразумные траты денег, отсюда и почти повсеместное плачевное состояние ЖКХ.

Ликвидировать необходимо и многочисленные контролирующие органы. Главным и единственным контролером жилищно-коммунальной службы призваны стать потребители ее услуг - сами жители городов и поселков. И контролировать работу ЖКХ они должны не с помощью жалоб, которые сейчас тысячами уходят в разные инстанции, а рублем.

Для этого надо активизировать создание системы профессионального управления многоквартирными домами, кондоминиумов, товариществ собственников жилья. Они станут юридическими лицами со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть будут собирать деньги за предоставляемые коммунальные услуги на открытые счета, нанимать и расплачиваться с производителями ремонтных и прочих работ. Все это - только по безналичному расчету. Таким образом, будут ликвидированы многочисленные злоупотребления, работа управленцев станет прозрачной, а некачественные услуги просто отойдут в прошлое, потому что за них никто не будет платить.

Выбьем почву из-под чиновников!

Конечно, такое станет возможным лишь при условии создания конкурентной среды на предприятиях, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство. То есть, всяческие МУПы должны быть выкуплены либо переданы в управление частным хозяевам, которые и будут заключать четкие договора с профессиональными домовыми менеджерами, товариществами и кондоминиумами.

Самое главное, что эти вопросы мы вполне можем решить на краевом и муниципальном законодательном уровнях, закрепить их в нормативных актах и постановлениях. Тем самым мы создадим благоприятную среду для продвижения реформы вширь и вглубь. Выбьем почву из-под ног тех чиновников, которые сегодня сознательно тормозят ее развитие. Ведь такая реформа может оставить не у дел многих, кто привык, халатно относясь к своим обязанностям, кушать хлеб с икрой и отдыхать на Канарах, когда в ЖКХ сплошные прорехи.

Николай МАРКОВЦЕВ, депутат, заместитель председателя комитета по региональной политике и законности Законодательного собрания Приморского края.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100