Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (535) от 12 июня 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Борьба с пожарами и поджигателями

Анастасия ЗАГОРУЙКО

Актуальное интервью по горящему лесу
Закадычный друг пожара - это засуха, а она как раз и не покидает наш край. О том, как обстоит ситуация с зеленым богатством в пожароопасный период, нам рассказал председатель краевой комиссии по делам ГО и ЧС Олег Анатольевич Мельников.

- Ситуация с пожарами продолжает пока оставаться напряженной, по той простой причине, что у нас остается засушливая погода. Поэтому, к сожалению, количество пожаров у нас не уменьшается, а увеличивается. Если на вчерашний день (4 июня) их было18, то сегодня их 35.

- А по сравнению с прошлым годом...

- Если брать общие цифры, общие позиции, то пока мы в статистике ниже. Если по количеству пожаров, то в этом году общее количество пожаров 361, а в прошлом году было 314. Вроде как в том году было немного меньше, но по объемам те пожары по количеству лесной площади были значительно больше. На 25 мая 2002 года их площадь равнялась 6,6 тысяч гектаров, а на сегодняшний день горит 4 103 га.

Если брать по статистике, то разница в 2 тысячи, но успокаиваться нельзя, обстановка остается сложной, дождей нет. В прошлом году после 25 мая пошли массовые дожди, и где-то нам помогли. И на этот год давали прогноз, что после 6 числа по краю пойдут дожди. Но, к сожалению, пока ничего.

Хотя в Тернейском районе, в районе Светлинского лесничества, где у нас 200 гектаров леса горело, выпал снег (2 или 3 июня - от авт.), и немного приостановил пожары. И притом снег выпал обильный - 10 см, и как раз попал на эпицентр нашего пожара.

Если брать Дальневосточный федеральный округ по прошлому году, то мы довольно успешно боролись, и были в числе последних по ЧС. В этом году нисколько не ослаблено административное влияние на эти вопросы, они находятся лично на контроле губернатора.

Вызывает возмущение только безответственность некоторых жителей Приморского края. Из всех приморских пожаров, лишь 10-15% от природы, а все остальное - деятельность человека.

- Олег Анатольевич, можно ли отнести к причинам пожара поджоги нелегального лесозаготовителя, чтобы скрыть следы незаконных порубок?

Конечно, но там хитрость состоит в том, что когда хороший лес поджигается и он попадает в зону очага, то этот горельник продается уже по другой цене. Лес по большому счету не портится. Его немного обрабатывают, и получается все та же древесина, но цена значительно ниже.

- Насколько разная?

- Я не готов ответить сейчас на этот вопрос.

- Факты поджогов нелегальных лесозаготовителей по Приморскому краю имели место?

- Одной из острых тем обсуждения на краевом штабе была такая претензия к нашим лесникам и непосредственно к органам внутренних дел, что, к сожалению, очень мало протоколов составлено о том, что явилось причиной пожара. То ли это умышленно, то ли неумышленно. Кто-то должен нести за это ответственность, поэтому был остро поставлен вопрос, чтобы ограничить доступ населения в лес.

В Тернейском районе во время тушения пожара был выявлен момент, когда на месте пожара (после того, как заготовил лес, ты должен убрать за собой остатки, навести в лесу порядок - от авт.) были брошены порубочные остатки. И когда туда подошел огонь, ничего сделать не смогли. Элементарная бесхозяйственность.

За этим должно следить министерство природы, и кто-то должен отвечать. Лишать билетов, лишать лицензии на пользование лесными участками, если не выполняют правила. Форм и методов воздействия много, но мы, к сожалению, используем их не очень эффективно.

- Реальные факты наказания за такую бесхозяйственность были?

- Видите, сложность в том, что каждого грибника, сборщика папоротника не учтешь. Пошел в лес, костер оставил. Есть такие примеры, когда сборщики папоротника, зная места, где он растет, для того чтобы сухая трава не мешала, выжигают ее, и когда молодые побеги всходят - их видно, ходи и собирай. А лес горит.

- Какие службы отвечают за подготовку к пожароопасному периоду?

- У нас при краевой администрации есть не только комиссия по чрезвычайным ситуациям, но есть и краевой штаб, на уровне этого штаба еще весной проводились соответствующие учения и заседания, на которых расписывались силы, средства, возможности. Тем более, мы же знаем приблизительно зоны, где могут возникнуть пожары.

В этом году у нас своевременно отучились парашютисты-десантики, все готовы и имеют классификацию. Со всеми лесхозами проведена соответствующая работа: какую технику будут выставлять, отмечены на картах предполагаемые пожары, как туда будут доставляться люди. Все это контролируется.

- Есть ли какие-то территории, где каждый пожароопасный сезон возникают пожары?

- У нас, если говорить по сезонности, то это как зелень в Приморье. Всегда с юга она подымается на север. Так же и пожары: начинаются с юга и идут на север. Как только лист зеленый распустился, сложнее гореть. Но сейчас, в связи с затянувшимся засушливым периодом, лес продолжает гореть. Буквально еще пару дней назад (3 июня) у нас юг был чистый. Мы дали телеграммы, соответствующее распоряжение губернатора на местах - усилить контроль.

Я думаю, роль глав администраций, роль правоохранительных органов, роль местных органов власти должна быть выше. Посмотрите на Чугуевский район, за последние полтора суток возникло 9 пожаров. Я понимаю, район большой, но все равно, лесные дороги нужно закрыть и запретить населению ходить, пока не наступит сезон дождей.

- Почему они этого не делают?

Наверное, где-то считают, что все нормально, что успевают.

Может быть, если мы где-то степень гражданской свободы ограничим, запретим в какой-то период зайти в лес, тогда мы сохраним лес для народа, который живет в этом районе.

- Запреты были уже?

- Да, районы работают. Они дают сводки. Реагируют практически все главы администраций, но, знаете, реагируют как бы волной. Вроде как, зачем постоянно держать пост милиции где-то там, в лесу, когда есть чем заниматься в населенном пункте? Есть такие районы, как Тернейский. Если там перекрыть дорогу на бухту Светлую, никто уже туда не поедет - там одна дорога. Поставили там пост милиции, и все. От местных органов власти многое зависит.

Хотя сложно предусмотреть, ведь пожары уходят куда-то в тмутаракань. И сейчас перед авиалесоохраной стоит задача, чтобы совершались 2-3 облета в сутки, чтобы мы успевали пресечь, когда только маленький дым пошел.

Например, есть вопиющий случай, когда между авиалесоохраной и государственным биосферным Сихотэ-Алинским заповедником в Тернейском районе (Они относятся к одному и тому же министерству природных ресурсов - от авт.) не был заключен договор по осуществлению авиалесоразведки. В итоге у них в этом году горит 1400 гектаров леса, хотя горит старый горельник, но какая разница в данном случае?

(Через несколько дней после интервью (9 июня) пожар в заповеднике был потушен - от авт.)

- Краевая власть может повлиять на более эффективную работу муниципальных образований?

- Будем говорить о том, что это самостоятельные ветви власти, власть субъекта федерации и муниципальное образование. А повлиять, можно таким образом. Чрезвычайная ситуация уже не смотрит на подведомственность и на уровень этой власти. В ЧС все равны и подчиняются губернатору Приморского края. Мы от имени комиссии по ЧС работаем с муниципальными образованиями. Я не скажу, чтобы кто-то возмущался, все работают по мере сил и возможностей.

- Вот как раз о мере сил и возможностей...У кого какие возможности по районам? В некоторых районах, как известно, есть материальные трудности?

- Материальные трудности есть, но если горит лесной фонд, непосредственно за тушение пожара отвечает министерство природных ресурсов, и оно должно выделять на это деньги. Оно их и выделяет, но, к сожалению, с опозданием. А также должны этим делом заниматься лесные хозяйства, для этого у них есть все силы и средства. Это его сырье, за счет которого он живет. В период пожара все лесозаготовительные работы должны быть приостановлены, а все люди и техника должны быть задействованы на тушении пожара.

- Если вы говорите, что лесозаготовительные работы должны быть прекращены, тогда, должно быть, есть и какие-то экономические потери?

- Обязательно будут потери, но не известно, от чего они больше, от того, что я прекратил работы или от того, что все сгорело.

- Можно ли сказать, что горят территории с особо ценными породами?

Нельзя так сказать. Горят территории, где сухая трава, где человек проявил свою бесхозяйственность.

- Лесозаготовители как-то сотрудничают с вами?

- Это одна из тех составляющих, с кем мы работаем, они также члены комиссии по ЧС. Они первые бьют в колокола, прибегают и кричат - быстрей что-то делайте, горит тот участок, где я деньги делаю.

- Олег Анатольевич, какое пожелание, просьбу вы бы хотели донести до наших читателей...

- У меня пожелание одно - нужно любить свой край, свою природу.

Анастасия Загоруйко


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100