Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (532) от 22 мая 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Валерий КУЦЫЙ

Некоторые обстоятельства не позволили мне быстро откликнуться на новое назначение незабываемого и непотопляемого Евгения Ивановича Наздратенко.

Признаться, я этому даже рад: прежде, чем приступить к предлагаемому читателям материалу, удалось выслушать различные, порой диаметрально противоположные суждения, взвесить факты, оценить аргументы, и теперь с ясной головой высказать свой взгляд на сложившееся положение дел.

Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Если коротко, то мы имеем ситуацию, при которой Евгений Иванович, продержавшись два года в должности главного рыболова России, обрел себя в новом качестве - в качестве заместителя председателя Совета безопасности при президенте Путине. По слухам, в связи с переходом нашего земляка на новое место работы в правительственных кругах царило оживление. Министры обнимались, некоторые плакали от счастья, премьер Касьянов принимал поздравления. Кое-кто даже предлагал скинуться по сотне и учинить праздничный банкет, но в последний момент предложение было отвергнуто, ибо известный журналист по вызову Андрей Караулов мог подсмотреть в щелку за пирующими и подать их вполне объяснимую радость как акт предательства государственных интересов. Ну, Бог с ними, нас меньше всего касаются эмоции членов правительственного кабинета. Куда серьезней вопрос о том, что означает новый карьерный кульбит Евгения Ивановича. Иными словами, повышения он удостоился или же потерял в политическом весе.

На первый взгляд, передвижка из правительственных структур в президентские видится несомненным ростом. Окопавшиеся в крае наздратенковцы бурно возрадовались: дескать, наш-то премьера одолел, значит, со временем быть ему самому премьером. Судя по телевизионным высказываниям Евгения Ивановича, он тоже расценивает случившееся как свою победу. Мне же такая оценка представляется хорошей миной при плохой игре, попыткой укрепить веру сторонников в свое продвижение к вершинам власти.

В самом деле, начиная с руководства старательской артелью, Евгений Иванович всегда был первым лицом: председатель артели, глава горнорудной компании, губернатор края, председатель Госкомрыболовства... И всегда не он шел к кому-то с бумагами на подпись, всегда шли к нему. Его распоряжения были обязательными сперва для десятков, затем для сотен, потом для тысяч людей. Через его руки проходили финансовые потоки, он обладал правом первой подписи на банковских документах. Много еще чего имел Наздратенко, пребывая на главных ролях. Давайте же посмотрим, что ему удалось сохранить.

Нынче Совет безопасности далеко не тот, каким он был, когда им руководил Александр Лебедь. Еще тогда Борис Ельцин понял, насколько рискованно давать обширные полномочия сверхсиловой структуре, да еще во главе с незаурядной личностью, которой несомненно был покойный генерал. При определенных обстоятельствах такая структура может подмять под себя и самого президента. Поэтому Ельцин одновременно и Лебедя убрал, и чуть ли не до нуля низвел влияние Совбеза на министерства, ведомства и регионы. Ныне Совет безопасности наделен лишь чисто рекомендательными функциями, его разработки приобретают обязательный характер лишь в том случае, если они исходят из Кремля в виде президентских указов и директив.

Прикиньте, уважаемые читатели, много ли за последнее время мы слышали о деятельности Совета безопасности. На моей памяти лишь посещение Владимиром Рушайло Дальнего Востока, где он угодил в автомобильную аварию. Перефразируя название известного кинофильма, можно сказать: Совбез почти не виден. Мало того, этот некогда могущественный орган превратился в своеобразное «кладбище погибших кораблей». Секретарь Совета Рушайло - бывший министр внутренних дел, среди заместителей секретаря - бывший начальник налоговой полиции Салтаганов, бывший Генеральный прокурор Степанков, бывший директор ФАПСИ Шерстюк, и вот теперь к ним прибавился бывший председатель Госкомрыболовства Наздратенко. При сем Евгений Иванович стал не первым, а просто замом, восьмым по счету. Не знаю уж, как он будет блюсти экологическую безопасность и биоресурсы, но выхода на президента у него нет. Любая бумага, адресуемая председателю Совета безопасности Владимиру Путину, подписывается секретарем Совбеза Владимиром Рушайло. Так что, Евгений Иванович, идите с папочкой в кабинет к своему начальнику, доложите ему, смирив гордыню, подготовленные документы, и еще не известно, согласится он с ними или вернет на доработку. А командовать новый «бывший» сможет только небольшим аппаратом, который для него, наверное, создадут, своим шофером и секретаршей. И никакого тебе распределения квот, финансовых и материальных ресурсов, никакого прямого влияния на регионы, в том числе на Приморье, разве что через своих явных и тайных пособников.

Предвижу серьезные трудности в отношениях Евгения Ивановича со средствами массовой информации. За рекламу надо платить, а за рекламу второсортного товара - платить вдвойне. Не думаю, чтобы Евгений Иванович после длительного губернаторства и двухгодичного рыболовства был бедным человеком, но деньги, тем или иным способом попавшие в карман чиновника, становятся для него родными, кровными, выкладывать их за сотрясение эфира и печатную продукцию до слез обидно. Однако тут может пособить некий кандидат экономических наук, распоряжающийся муниципальной казной. Денег налогоплательщиков ему не жалко, доказательством чему служат ежедневные телевизионные дифирамбы и вторничные словоблудия, перемежаемые липовыми звонками в студию. Эти звонки, замечу кстати, представляют собой поразительнейшую загадку природы. Диву даешься, откуда радиослушатели, сгорающие от всенародной любви к главе администрации, узнают номер телефона студии, который никогда не объявляется. А по какому номеру, интересно, должны звонить те, кто хочет высказать упомянутому главе критические замечания?

Но вернемся к обсуждению изменившегося статуса Евгения Ивановича. Похоже, что других «бывших», которые нашли тихую пристань в Совете безопасности, вполне устраивает их нынешнее положение. Ответственность за любые просчеты возлагается не на Совбез, а на профильные министерства и ведомства. Зарплата в Совете не нищенская, кабинеты теплые, иномарки приличные, привилегиями Рушайло и его замы не обижены. Что еще надо человеку, чтобы без инфаркта доработать до пенсии, в несколько раз превышающей среднюю по России? Так, вероятно, рассуждают семеро заместителей из восьми. А восьмой, как мы уже говорили, - Евгений Иванович, и тот, кто знает его неуемный характер, не сомневается: никогда, вы слышите? - никогда! - приморский эксгуб не согласится с участью чиновника, не имеющего серьезного веса. Не та у него натура, чтобы спокойно, без конфликтов выполнять порученную работу. Его стихия - борьба, и сколько помню его на посту губернатора, он все время с кем-нибудь сражался. Возглавив же Госкомитет по рыболовству, Евгений Иванович схватился не только с несколькими министрами и новой администрацией Приморского края, но и со вторым человеком в государстве. Какие же основания полагать, что теперь он угомонится, превратится в ягненка, станет мирно сосуществовать с другими замами, не ввяжется с ними в бой и не вызовет в конце концов на ринг самого Рушайло? По моему глубокому убеждению, он прекрасно понимает, что, вынужденно согласившись с ролью высокопоставленного, но бесправного госслужащего, сделал шаг вверх по лестнице, ведущей вниз. И вы хотите, чтобы Наздратенко смирился с этой ролью? Наверное, вы его с кем-то путаете.

Недавно один приятель сказал мне: «После отстранения Наздратенко от должности председателя Госкомрыболовства ты прогнозировал дальнейший ход событий, но до такого поворота не додумался. Выходит, ошибся?» Это как сказать. Напомню свой прогноз. Да, я действительно не предполагал такого карьерного сальто-мортале. А кто бы мог предположить? Но я высказался в том духе, что Евгений Иванович скорей всего избежит перемещения в Магаданскую область, и это подтвердилось. Пусть заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников сколько угодно надувает щеки и грозит пальчиком в связи с коррупцией в системе Госкомрыболовства, до Евгения Ивановича ему теперь не достать. Предложенные же мною варианты выглядели так. В наименьшей степени - прохождение Наздратенко в Государственную думу; в большей - в губернаторы Камчатки или Приморского края. От этого прогноза не отказываюсь и сейчас, так как думаю, что гвоздь программы этого циркового представления еще впереди. И заблуждается тот, кто полагает, будто Евгений Иванович с его темпераментом и жаждой власти не найдет новых приключений на свою голову.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100