Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (532) от 22 мая 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Памятник Арсеньеву ставили 58 лет

Марина ЗАВАДСКАЯ

Памятник Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву, неутомимому исследователю Уссурийского края, был торжественно открыт 16 мая возле дома-музея Арсеньева во Владивостоке.

Присутствовали на открытии вице-губернатор Владимир Ведерников, мэр города Юрий Копылов, глава компании «Гамма-Лимитед» Виктор Владимиров, оказавший проекту меценатскую помощь, авторы проекта скульптор Николай Монтач и архитектор Виталий Вальтер и, конечно, директор объединенного музея имени Арсеньева Галина Алексюк.

На открытии звучали живая музыка и речи. Украшением торжества были дети из «Театра моды» ВГУЭС, одетые в национальные костюмы аборигенов Уссурийской тайги.

На открытие памятника во дворе дома по улице Арсеньева пришли художники, писатели, краеведы, члены географического общества, т.е. люди, которым не надо объяснять, кто таков был Арсеньев и каковы его заслуги перед Приморским краем.

А про обязательства края перед Арсеньевым напомнил собравшимся Виктор Обертас, профессор кафедры основ архитектуры ДВГПУ. «Да, праздник арсеньевский, но, откровенно говоря, со слезами на глазах. Я посчитал: прошло ровно 58 лет с тех пор, как приморский крайисполком издал постановление об увековечивании памяти Арсеньева путем постановки ему памятника. Для того, чтобы создать этот маленький бюст, потребовалась целая человеческая жизнь - почти 60 лет».

Не торопится наша Родина вознаграждать своих героев. По книгам Арсеньева в Приморье был снят фильм, вошедший в «золотой фонд» мирового кинематографа - но отнюдь не отечественного, поскольку снимал фильм японец Акира Курасава. Кстати, в конце тридцатых Арсеньев был объявлен японским шпионом. К счастью (если можно так выразиться), сам он к тому времени уже умер, но его жена и дочь были репрессированы.

И вот наконец во дворе дома, где жил исследователь, установлен ему памятник. «Мы восстанавливаем историческую справедливость», - сказала об этом событии Галина Алексюк. Это мнение директора музея, а вот у чиновников несколько странные представления о деятельности Арсеньева и его исторической роли. Владимир Ведерников, например, назвал Арсеньева одним из тех людей, которые немало сделали для того, чтобы «Приморский край стал таким, как он сегодня есть». Ох, не следовало бы вице-губернатору обвинять Арсеньева в современном состоянии Приморья и тем самым уходить от ответственности самому!

Что касается Юрия Копылова, то он в своей речи на открытии памятника Арсеньеву говорил в основном об открытии Триумфальной арки, состоявшемся в тот же день, но раньше. По словам главы администрации Владивостока, это «величайшее событие. До конца мы его еще не осознаем. Это державный символ!» Юрий Михайлович цитировал речь строителя арки Субботина, предложившего рассматривать ее (арку) как продолжение кремлевской стены. «Молодым еще мужиком, - вещал глава города, - Николай II был послан папашей Александром III, чтобы установить дипломатические отношения с Кореей, Японией и другими странами».

Обозвать будущего императора мужиком, а действующего - папашей? Для этого нужно бесстрашие Юрия Копылова!

«Что делал Арсеньев? - вопрошал слушателей глава Владивостока. - То же, что цесаревич, когда сюда приезжал: прирастить эти земли, изучить и освоить для Российской Империи».

В этом наш глава не совсем прав, а точнее - совсем не прав. «Прирастили» эти земли еще в середине XIX века, задолго до цесаревича и Арсеньева. А цесаревич, став царем, ввязался в войну с Японией, проиграл ее и потерял часть «приращенного». Например, Южный Сахалин отошел к Японии, да и Курилы... Не говоря уж о том, что Николай II ничего не изучал здесь и не осваивал.

В общем, для Дальнего Востока деятельность Николая II была по крайней мере на порядок менее полезна, чем деятельность Арсеньева. Зато визит цесаревича был триумфален! А поскольку многие чиновники тяготеют не к деятельности, а к триумфу, простим и Юрию Михайловичу эту слабость.

После открытия памятника всех пригласили в дом-музей, тоже только что открытый после ремонта.

Строго говоря, это не дом-музей, а просто музей. В нем есть экспонаты, фотографии, документы, но практически нет элементов быта, характерных для хозяина дома и времени, когда жил хозяин. В отличие, например, от дома-музея Чехова в Таганроге, где посетители могут увидеть и обеденный стол, и стулья в чехлах, и самовар, и множество других мелочей, не все из которых принадлежали семье Чехова, но все они создают атмосферу времени Чехова.

Кстати о Чехове. Вот что еще говорил в своей речи профессор Обертас: «В следующем году исполняется 100 лет со дня смерти Чехова. Многие из здесь присутствующих помнят, как торжественно закладывался памятник на Набережной, на высоком склоне сопки Тигровой, откуда Чехов любовался Амурским заливом. Но вот прошло с тех пор 15 лет - памятника нет, хотя над ним работал скульптор Монтач. Может быть, мы в следующем году всем миром и с помощью городской администрации бюст Чехову установим тоже?»

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.


Арсеньев Владимир Клавдиевич [29.8(10.9).1872, Петербург, - 4.9.1930, Владивосток],
исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель. В 1902-03 предпринял ряд экспедиций для топографического, географического и военно-статистического изучения отдельных районов Южного Приморья. В 1906-07, а затем в 1908-10 исследовал горы Сихотэ-Алиня. В 1912 опубликовал «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края» - первую комплексную сводку данных о природе и людях Уссурийского края. В 1918 совершил путешествие на Камчатку, в 1923 - на Командорские острова. В 1927 предпринял крупную экспедицию по маршруту Советская Гавань - Хабаровск. Во время этих экспедиций Арсеньев изучал быт, обычаи, промыслы, религиозные верования, фольклор удэгейцев, тазов, орочей, нанайцев и др. Вёл педагогическую работу в высших учебных заведениях, участвовал в создании музеев Дальнего Востока.

Как писатель Арсеньев создал новое краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Основные книги: «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923) и «В горах Сихотэ-Алиня» (отд. изд. 1937) проникнуты любовью к природе Дальнего Востока и дают поэтическое и в то же время научное изображение жизни тайги, рассказывают о её мужественных людях. По словам М. Горького, Арсеньеву «... удалось объединить в себе Брема и Фенимора Купера...»


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100