Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (529) от 1 мая 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Без гнева и пристрастия (о профессии журналиста)

Валерий КУЦЫЙ

Пусть простят меня коллеги, но я утверждаю: приморская пресса переживает далеко не лучшие времена. Это относится и к форме, и к содержанию материалов, предлагаемых читателю, телезрителю, радиослушателю.

Проблема мне кажется достойной обсуждения, тем более что положение дел с каждым годом не только не улучшается, но становится заметно хуже.

Однажды в популярной телепередаче трое известных журналистов - ведущий Андрей Калачинский и «ведомые» Валентина Воронова и Георгий Климов - обсуждали ситуацию в приморских СМИ. Со многим из того, что они говорили, я согласен, не могу лишь согласиться с утверждением, высказанным Г. Климовым, будто все появляющиеся в прессе публикации, равно положительные или критические, готовятся исключительно по заказам. Да, многие материалы, которые доверчиво проглатывает публика, действительно заказываются, причем столичные мэтры, особенно популярные телеведущие, продаются по ценам, вызывающим уважение даже у валютных проституток. Их с головой выдает профессиональное вдохновение, с которым делаются сюжеты в поддержку экс-губернатора Приморья, председателя Госкомрыболовства Евгения Наздратенко. Такое вдохновение дорогого стоит.

Впрочем, и во Владивостоке немало лиц обоего пола, подвизавшихся на поприще второй древнейшей профессии и всегда готовых принять позу «чего изволите?». Конечно, и мастерство у них пониже, и плата, вероятно, пожиже, но ведь стараются ребята, в этом им не откажешь. Хотя не могут же они не понимать, что представляет из себя владивостокский мэр Юрий Копылов, не могут не сознавать, какой ущерб наносится здоровью горожан уничтожением деревьев на улицах и вырубками в лесопарковой зоне ради строительства частных особняков, не могут не видеть, что глава администрации ведет себя как завоеватель, самодурствует, переделывает краевой центр в соответствии с собственными, на мой взгляд, весьма примитивными, представлениями о красоте и нормах градостроительства. Понимают? Несомненно.

Сознают? Безусловно. Видят? Наверняка. Но достаточно полистать газеты, с которыми Юрий Михайлович связан более чем дружескими отношениями, достаточно посмотреть телевизионные передачи на 3-м, 5-м, 8-м каналах, чтобы понять, кто здесь заказывает музыку.

Всё так, однако же хочу на правах давнего знакомца возразить Георгию Климову по поводу его тезиса о всеобщей «заказухе»: старина, ты не прав - есть у нас и непродажные СМИ, и неподкупные журналисты.

Я уверен, что «Арсеньевские вести» откажутся от любых денег, предложенных за прославление хама, властолюбца, казнокрада; я ни разу не имел повода усомниться, что Юрий Викторович Мокеев, который является для меня образцом порядочности, не говоря уж о журналистском мастерстве, несмотря ни на какие посулы, останется тверд в своих убеждениях, не пойдет на сделку с совестью. Поэтому я глубоко уважаю Юрия Викторовича, поэтому считаю честью для себя сотрудничать со скромной газетой, которой больше, чем какой-либо другой, достается на орехи от чересчур обидчивых чиновников, ангажированных прокуроров и судей.

С моей точки зрения, «Арсеньевские вести» - уникальная газета. Она не старается прислониться к властям ради подачек с барского стола, не становится содержанкой богатых инвесторов, она живет только за счет денег, которые платят читатели и приносит реклама.

Здесь я могу, нравится это кому-то или не нравится, в полной мере пользоваться такой великой общечеловеческой ценностью, как свобода слова. Точно так же ею могут воспользоваться другие читатели, за исключением лгунов, а также, разумеется, красно-коричневых экстремистов, провоцирующих социальную и национальную ненависть.

И еще мне нравится в «Арсеньевских вестях», что они всегда готовы в меру своих сил защитить униженного и оскорбленного, печатают критические отклики на свои публикации, но, в отличие от многих других изданий, не подглядывают через замочную скважину в спальни звезд эстрады, не смакуют сексуальные извращения, ни разу не помещали хорошо оплачиваемой рекламы так называемых «фирм досуга». И если большинство СМИ могло бы начертать на своих знаменах «Назовите вашу цену», то главный принцип «АВ» - писать правду, одну только правду и ничего кроме правды.

Я могу открыто говорить в этой газете и о пороках советской системы, которая завела страну в тупик, и о пробуксовке реформ, из-за чего так низок уровень жизни большей части населения, и о слабости власти, допустившей невероятно высокую криминализацию общества. Я не скрываю своего крайне отрицательного отношения к Наздратенко с Копыловым, которые, по моему мнению, убедительно доказали, что их на пушечный выстрел нельзя подпускать к руководящим должностям.

Не собираюсь скрывать и того, что у меня не вызывает симпатии краевое Законодательное собрание в его нынешнем составе. В свое время я предупреждал: бизнесмены, став депутатами, будут чересчур обременены заботами о собственном благополучии. Так оно, в сущности, и получилось.

А вот работа губернатора Дарькина, несмотря на все недостатки, мне нравится. Медленно, но верно, без хвастовства и псевдопатриотической риторики он вытаскивает экономику края из пропасти, куда она свалилась благодаря стараниям прежней администрации. Заметьте: говорю это по убеждению, а не по заказу, ибо с Дарькиным не знаком, ничего от него не получал и получить не рассчитываю.

Теперь о форме, в которую СМИ облекают свои материалы. Будучи дилетантом в теории журналистики, я бы условно разделил публикации работников нашего цеха на два вида: чисто информативные и публицистические, с анализом фактов, размышлениями, а порой даже с элементами литературы.

Первые состоят из сообщений: там-то и тогда-то случилось то-то. Всё. Выводы делайте сами. Главное здесь - краткость и точность сообщения, оперативность его выхода в свет. Нужны такие сообщения? Обязательно! Они дают возможность держать потребителей информации, то есть всех нас, в курсе событий - от мировых до происходящих в одном отдельно взятом городе или селе.

Только не подумайте, будто эта предельно бесстрастная, на первый взгляд, журналистика не несет никакой пропагандистской и агитационной нагрузки. Тут решающую роль играет подбор и дозировка информации. Можно, например, выдать в эфир или поместить в газете пять заметок о том, что в таком-то доме залатали крышу, в таком-то - отремонтировали подъезд, а где-то починили лифт и т.п., и впечатление создается самое благоприятное, хотя жилищно-коммунальное хозяйство лежит на боку, люди годами не могут получить услуги, за которые с них аккуратнейшим образом взимают плату.

Публицистике подобные маленькие хитрости не свойственны, она, за исключением редких случаев, не бывает нейтральной, автор либо не хочет, либо не может скрыть своих симпатий и антипатий, и все для того, чтобы сделать читателя, телезрителя, радиослушателя своим союзником.

Лично я, признаюсь, понимая всю первостепенную важность сугубо информативных материалов, не хотел бы ограничить себя этим хлебом журналистики. Его недостаточно человеку, желающему проникать вглубь явлений общественной жизни, постигать их в гармонии и противоречии. Но при этом нельзя забывать, что очерк, статья, эссе, фельетон - блюда изысканные, требующие рук умелых кулинаров.

Наверное, в этом лежит разгадка того неоспоримого факта, что на слуху у нас в основном имена столичных светил публицистики, а их приморские собратья по перу предпочитают жанры, требующие чисто репортерских качеств, т.е. легкости на подъем, храбрости, коммуникабельности и, я бы сказал, особого журналистского нахальства, но никак не связанных с достижением отточенности стиля, с упорной, многотрудной работой над словом.

Не примите мои высказывания за брюзжания старого ворчуна, но мне кажется, что в качественном отношении приморская журналистика в последние годы сильно сдала позиции. В чем-то Георгий Климов, конечно, прав, - многовато стало в наших рядах мальчиков и девочек «по вызову».

Но речь сейчас не об этом: профессиональная гордость - понятие особого рода и требует особого разговора. Речь идет о квалификации, отсутствие которой при нашей самой публичной из всех профессии скрыть невозможно; без нее ты - голый король, вышедший на улицу, полную народа.

Ну да, не каждому дано быть Власом Дорошевичем, ранним Максимом Горьким, Михаилом Кольцовым и, конечно же, Владимиром Гиляровским, сочетавшим неофициальное звание короля московских репортеров со славой блестящего публициста. Они - эталоны, и нелепо было бы настаивать, чтобы все мы могли подниматься до их высот. Но ведь существует же уровень, ниже которого опускаться нельзя!

Да, есть выходящие в крае газеты или региональные выпуски центральных газет, которые нестыдно взять в руки - «МК во Владивостоке», «Золотой Рог», «Дальневосточные ведомости», еще две-три, не более того.

Куда хуже обстоят дела у электронной прессы, особенно у телевидения. Где яркие, запоминающиеся передачи, за исключением, разумеется, тех, в которых участвует некий кандидат всех экономических наук сразу? Эти хоть как-то затрагивают телезрителей и радиослушателей, вызывая своей развязностью и глупостью у одних негодование, у других - приступы неудержимого хохота. Более заметных достижений в местном эфире, по-моему, не наблюдается.

Правда, есть еще «Окна», которые посвящены демонстрации на экране низменных страстишек и мелких душонок, только очень уж наивные люди могут поверить во всамделишность этих сценок, разыгрываемых неизвестными молодыми актерами. Выпуски же ПТР нагоняют на меня тоску своим однообразием, отсутствием интересных придумок и подлинной остроты. И может быть, даже хорошо, что эта компания занимает некоторый отрезок времени на моем любимом канале «Культура». Так удобнее сравнивать, и сравнение, по-моему, не в пользу ПТР.

Единственным светлым пятном на общем сером фоне представляются мне информационные программы и передача «Навстречу» «Восток-ТВ». С чем и поздравляю коллег.

Особенно удручает меня язык наших газет и телерадиоэфира. Просто поражаешься, насколько может быть убогой, лишенной эмоциональной окраски речь людей творческой профессии, насколько бедным может быть словарный запас обладателей дипломов, свидетельствующих о высшем журналистском образовании. Не знаю, чему их учат в бакшинском институте массовых коммуникаций, но только, по моему мнению, не использованию в работе великого наследия, оставленного нам Пушкиным, Гоголем, Салтыковым-Щедриным, А.Н. Островским... Где яркий образ, неожиданное сравнение, где сатирический выпад, разящий, словно укол мушкетерской шпаги?

Ничего этого нет, остались бледный канцелярит, протокольное изложение фактов да нелепые выражения типа «Иванов как бы пообедал» и «Степанов получил достаточно сильный удар дубиной по голове». Когда же доходит до сравнений и определений, авторы материала даже не пытаются найти что-нибудь свежее, оригинальное.

Наверное, Ильф и Петров перевернулись бы в гробу, услышав, как нынешняя журналистская поросль раз за разом любого мелкого жулика называет «новоявленным Остапом Бендером». Вот уж глупость так глупость! Ведь Остап хоть и плут, но неординарная личность; он поразительно обаятелен, вызывает симпатию своим умом, чувством юмора, щедростью, эрудицией.

Будь моя воля, я ввел бы в законодательном порядке наказание розгами за использование надоевших штампов в масс-медиа.

О многом еще хотелось бы сказать в этих заметках, но попытки объять необъятное никогда не имели успеха, и чувствую, что пришло время наступить на горло собственной песне. А в заключение попытаюсь с высоты прожитых лет сформулировать три совета своим менее опытным коллегам.

Совет первый: не думайте, что получив диплом и даже что-то такое сочинив, вы взяли Бога за бороду; учитесь анализировать ситуации, постоянно и бесконечно самосовершенствуйтесь, читая русскую классику, не ленитесь обращаться к словарям и справочникам.

Совет второй: не угодничайте ни перед кем; берегите свою репутацию, как бы ни был велик соблазн заслужить расположение начальства или обменять совесть на солидную сумму.

Совет третий: выполняйте свою работу без гнева и пристрастия, руководствуясь единственно чувством справедливости и правилом поступать как должно, а там будь что будет.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100