Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (529) от 1 мая 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Почему проект нефтепровода держат в секрете

Ирина ГРЕБНЁВА

24 апреля 2003 года в Институте развития прессы состоялся Круглый стол, организованный по инициативе ДВОРЦ ИСАР (Межрегиональная общественная организация Дальневосточный Ресурсный Центр «Инициативная сеть активистов региона»).

За круглым столом собрались ученые-экологи и специалисты по природным рессурсам для обсуждения экономических, социальных и экологических аспектов проекта строительства нефтепровода и нефтеналивного терминала в Приморском крае, а также для определения позиций всех заинтересованных сторон.

Из администрации края никто не явился, не смотря на официальные приглашения и неоднократные предварительные переговоры.

Судя по всему, государство вообще не желает допускать общественность к Государственной экспертизе проекта, хотя согласно Закону РФ об экологической экспертизе (1995-98 г) любые крупные промышленные проекты на стадии обоснования должны помимо государственной экспертизы проходить общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ). Комиссия ОЭЭ, зарегистрированная еще осенью 2002 года, до сих пор не получила документацию, необходимую для проведения экспертизы проекта. Если эти материалы не будут предоставлены в ближайшее время, организаторы экспертизы намерены обращаться в судебные инстанции, в правительство для того, чтобы повлиять на заказчика, в данном случае ОАО «Транснефть», для предоставления документации по проекту, согласно требованиям законодательства.

1. Экономические плюсы и минусы

Сегодняшняя заявленная стоимость нефтепровода Ангарск-Перевозная при длине 3900 км составляет $5.8 млрд. Для сравнения, стоимость Аляскинского нефтепровода длиной в 1400 км равняется - $22 млрд. Стоимость проекта выросла до этой суммы как раз в результате общественной экономической экспертизы.

Экономичность нашего нефтепровода будет достигнута, скорее всего, использованием «грязных» технологий, которые еще используются в третьих странах. Потом эти технологии обернутся для нас экологическими катастрофами, и наш нефтепровод станет ещё дороже, чем нефтепровод Аляски ...

Бухта Перевозная - это единственный вариант маршрута нефтепровода, который рассматривается властями на настоящий момент.

Самым идеальным вариантом могла бы стать бухта Чажма. Здесь глубокий форватер, удобный для подхода тяжелых нефтеналивных танкеров. Сюда можно привести нефтепровод, минуя ценные экологические заказники. Да и загажена уже эта бухта катастрофой 1996 года.

Но говорят, что бухту Чажму берегут для подводки газопровода. Оба провода в одной бухте нельзя иметь из соображений безопасности. В таком случае остается бухта Находки. Она имеет почти все преимущества бухты Чажмы.

По мнению доктора геолого-минералогических наук Б.И.Васильева: «Амурский залив и, в частности, бухта Перевозная - самое неподходящее место для нефтепровода». Нефтяная артерия пойдет по территориям уникальных заказников, будут уничтожены ценнейшие виды флоры и фауны. Директор голландской природоохранной организации Tigriss Foundation Михил Нетте обратил внимание участников круглого стола на то, что в случае строительства нефтепровода в б.Перевозной значительно усилится антропогенное влияние на место обитания уникального дальневосточного леопарда. Это животное включено в Международную Красную книгу со статусом вымирающего вида. В настоящее время популяция насчитывает всего 31 особь. Эта проблема международного значения.

Нефтеналивные танкеры не смогут там подойти близко к берегу - дно мелковато. А побережье в районе б.Перевозной - это зона сильнейшего прибоя. Свидетельством тому являются ржавеющие вдоль побережья севернее от б.Перевозной суда, выброшенные на берег сильной приливной волной.

Но самое главное неудобство - водные течения. Профессор Борис Владимирович Преображенский показал наглядно, какую серьезную угрозу строительство нефтеналивного терминала в б.Перевозная представляет для последней чистой рекреационной зоны Владивостока. Острова Рикорда, Рейнике, Попова окажутся в зоне загрязнения в случае нефтяного разлива, поскольку глубинные и поверхностные течения от бухты Перевозной идут поперек Амурского залива как раз в направлении островов.

В целях экономии средств власти стараются благополучно миновать стадию общественной экспертизы и не слышат все эти доводы, но ученые не сдаются. Принято решение направить обращение в администрацию Приморского края, в правительство РФ и заказчику проекта.

Ирина ГРЕБНЕВА.

Редакция благодарит Межрегиональную общественную организацию Дальневосточный Ресурсный Центр «Инициативная сеть активистов региона» за предоставленную информацию.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100