Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (517) от 6 февраля 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Любовь не терпит поражения

Маргарита ПАРХОМЕНКО

Он увидел это дерево в одном офисе. И ему показалось, что карликовое растение его позвало: подошел, всмотрелся в хрупкую красоту, взял осторожно его за стволик, приподнял и ахнул - под оголившимися корнями были загашены окурки.

Прелестная крошечная сосна была обречена на смерть. Она нуждалась в срочном лечении. Через неделю он осмелился отпросить ее домой и вернул к жизни.

Так с первого взгляда у несентиментального в общем человека Сергея Васильевича Поповича вспыхнула любовь к карликовым деревьям. Через два года он попал в Японию и пошел на рынок. Сказали, что там можно купить крошечных красавцев. Ему встретился японец, который продавал редкостную породу черных сосен. Выбор был роскошный. У Сергей Васильевича глаза разбежались - три часа он ходил, присматривался, любовался, решался, сомневался. Японцы отнеслись с почтением к его упорству. Окружили его, что-то советовали, что-то расхваливали, но из-за незнания языка он ничего не понимал. Наконец остановился на двух экземплярах совершенной с его точки зрения формы. Показал японцам - они одобрили выбор.

Во Владивостоке он стал повсюду искать пленившие его растения и находил их чаще всего в плачевном состоянии. Выхаживал как родных детей, и они восставали из пепла, как птица Феникс.

- Лечили как?

- Я их просто чувствовал. Можно сказать, всем сердцем. Кроме основных процедур, я с ними разговаривал, любовался ими. Они очень хорошо воспринимают энергетику человека. Японцы, которые в руки давали мне эти цветы, говорили: «Любуйтесь. Это для них как рукопожатие, как объятие».

Непреложная истина - любовь не терпит поражения. Вспомните философскую сказку Антуана де Сент-Экзюпери о тонких мирах. Мудрый Лис советует Маленькому Принцу «приручить» его. Ведь узнать можно только те вещи, которые приручаешь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями. И потому люди не имеют друзей. И если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи его. И тогда вся жизнь словно солнцем озарится.

У Маленького Принца была одна-единственная роза дороже всех. Каждый день он поливал ее, накрывал стеклянным колпаком, загораживал ширмой, оберегая от ветра. И Лис сказал Принцу, что его роза была дорога ему, потому что он отдавал ей все свои дни, то есть «приручил». Люди забыли эту истину., что каждый в ответе за всех, кого приручили. «Вот мой секрет, он очень прост, - молвил Лис, - зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидим».

Вот почему у Сергея Васильевича редкостная, уникальная коллекция «бонсай» в нашем городе, созданная его «зорким» сердцем.

Для нас это искусство в диковинку. А для китайцев и японцев выращивание карликовых деревьев - уже древняя традиция. А первой ласточкой был - какая мудрая закономерность! - великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699-759). Он выращивал в фарфоровых сосудах орхидеи. Чтобы подчеркунуть изящество и очарование цветка любви, он рассыпал вокруг стеблей белые камешки. Так что получается изысканный «пейзаж в горшках». А потом стали выращивать и карликовые деревья. Особый уход, состав и количество воды, специальная подрезка корней и формирование кроны позволяли мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце обретало облик взрослого дерева. Наш кустарь-одиночка Сергей Васильевич за десять лет вырастил много сосен, рододендронов, можжевельника. С декабря по март в своем доме он забывает о зиме. У него царит прекрасная бело-розовая весна.

- Люблю за ними ухаживать, поливать, создавать форму и горизонт. Можно сказать, стал художником и скульптором. По фантазии, в воображении создаю образ дерева и соответственно своему стилю задаю ему форму. Много читаю. Японцы подарили литературу, но главное, конечно, не в техническом описании, а увидеть, научиться видеть единственную форму для каждого растения и создавать ее в течение первого года роста, иначе деревце потеряет свой облик.

У Сергея Васильевича в его практике погибло два деревца. Он уезжал на несколько дней из дома, и домашние забыли полить сосенки.

- И что же?

- Был в трансе. Это было горе.

Сам Попович считает, что он пошел в первый класс. 10 лет - это только начальная стадия. У знакомого мастера в Японии семья уже 160 лет занимается этим прекрасным искусством из поколения в поколение. Уже много раз Сергей Васильевич ездил в Японию по приглашению, чтобы учиться и совершенствоваться теперь в самом любимом в его жизни деле, которое из легкого хобби превратилось в духовное призвание. Господь и учителя ему дал. Великий мастер Хаяш-сан охотно взял его в ученики и обучает бесплатно.

В Японии искусство «бонсай», занесенное из Китая, приобрело своеобразие и шарм страны Восходящего солнца: естественность и тонко выверенную гармонию. Японцы умеют вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым, находить согласие с природой, через малое видеть великое:

«С ветки на ветку
Тихо сбегают капли...
Дождик весенний!»

Увидев в Японии миниатюрные садики, которые свежо и оригинально сливаются с окружающей средой, Сергей Васильевич решил и этим искусством заняться. Уже три года подряд выезжал на стажировку в Японию. На 50, 100 квадратных метрах можно сотворить настоящий райский садик. И это не выставочное явление, это традиционное искусство создавать кусок дружественного зеленого пространства в каждом дворе, квартале, городе. Сергея Васильевича поражает такое трепетное отношение всей нации к окружающей среде. Куда нам до них!

В разговоре вспоминали оголенный забор Ботанического сада на 19 км, где были беспощадно уничтожены деревья, безжизненные пеньки вдоль расширенной трассы. А ведь можно было, проконсультировавшись, оставить сосны и ели на 2-3 метра над землей, и они бы жили еще и радовали нас. «Варварство, варварство», - тихо вздыхает Попович.

У Сергея Васильевича есть мечта - собрать и открыть в нашем городе постоянно действующую композицию из 200-300 деревьев, на которой бы показывали искусство «бонсай» на протяжении всего года. В Японии его поддержали, и проект обозначился сам собой: «Дерево древнее не в обхват».

Его единомышленником стал Акира Огава, депутат префектуры Тояма, председатель общества Япония-Россия. А как же мы, владивостокцы?

Маргарита ПАРХОМЕНКО.

На снимках: С.В. Попович; Рододендрон, 60 лет, 38 см, Япония, Киото.

Фото Галины СМАКОТА


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100