Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (513) от 9 января 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Депутаты есть, а денег нет

(без автора)

Доклад О. Липаева, председателя рабочей группы Законодательного собрания Приморского края по ситуации в Приморском продовольственном благотворительном фонде
16.12.2002 (в сокращении).

Уважаемые коллеги!

Приморский продовольственный благотворительный фонд (ППБФ) был создан по инициативе 15 юридических лиц и 10 физических лиц. Они выступили учредителями фонда, что зафиксировано в учредительном договоре и протоколе № 1 от 10.02.1995 г. общего собрания учредителей. Учредителями ППБФ стали и администрация края, и администрация г. Владивостока. 16 марта 1995 г. управление юстиции Приморского края фонд зарегистрировало, и он приступил к своей деятельности.

Для привлечения внимания к фонду его руководитель г-н И. Чернозатонский обратился к губернатору Приморского края с письмом, в котором писал: «ППБФ, учредителем которого является администрация края, в соответствии с Вашим указанием, 28 июля 1995 г. открывает в г.Владивостоке постоянно действующую выставку «Продовольствие Приморья...» и просил «дать рекомендации комитетам и управлениям администрации края по оказанию содействия фонду в постоянно действующей выставке». Губернатор Приморского края наложил на письме резолюцию: «Комитетам сельского хозяйства и пищевой промышленности. Прошу подключиться». В пресс-центры администраций Приморского края и Владивостока было направлено письмо с просьбой «обратить внимание всех заинтересованных лиц, что в крае образован ППБФ, главной задачей которого является закупка качественных продовольственных товаров для населения». Кроме того, на выставку персонально были приглашены руководители края и руководители ведущих предприятий края.

Таким образом, уже с первых дней своего существования продовольственный фонд получил активную поддержку краевой власти.

....Однако граждане, кошельки которых уже изрядно отощали от различных пирамид, к пропагандистской кампании в СМИ отнеслись настороженно. Поэтому в 1995 г. через кассу фонда прошло всего лишь 4 млн. 656,7 тыс. рублей (здесь и далее суммы приведены в деноминированном виде).

Чтобы развеять сомнение у населения в безопасности размещения денег в фонде и вызвать к нему доверие, губернатор края 28 августа 1996 г. подписал постановление № 473. В нем он дал высокую оценку деятельности фонда и рекомендовал: «комитетам, управлениям, главам администраций городов и районов поддержать деятельность фонда на местах, оказать практическую помощь в образовании филиалов, создании сети магазинов и предприятий фонда».

Обращение к приморцам на бланке ППБФ с товарным знаком от губернатора и с приведенным выше текстом постановления было разбросано по почтовым ящикам жителей Приморского края. По телевидению стали демонстрировать розыгрыши денежных призов среди вкладчиков фонда. Все это возымело действие на сознание приморцев. В 1996 г. в кассу фонда поступило уже в 12 раз больше денег - 49 млн. 879,9 тыс. рублей. А в следующем году фонду удалось привлечь такую же сумму уже всего лишь за 6 (!) месяцев (49 млн. 670 тыс. рублей). Такое быстрое пополнение счетов фонда (притом не только рублями, но и долларами) связано было с тем, что работниками фонда и пресс-центрами администрации Приморского края и Владивостока активно рекламировалось вышеназванное постановление главы исполнительной власти края. Одновременно появилась и обширная реклама благотворительных билетов, ставших якобы чуть ли не собственными деньгами Приморского края.

В это же время губернатор края в письме № 11-48 от 24.04.1997 г. призвал принять активное участие в розыгрыше по благотворительным билетам автомобилей. ...Газета «Владивосток» подтвердила, что владение билетами престижнее и надежнее, чем владение американскими долларами и назвала их «Приморскими деньгами», а газета «Конкурент» сообщила, что билетами уже выдается заработная плата сотрудникам различных организаций. ...Поэтому неудивительно, что после такой мощной пропагандистской компании «Приморские деньги» стали быстро раскупаться за настоящие рубли и валюту.

Вводила в заблуждение руководителей предприятий и граждан и администрация Владивостока. Первый заместитель тогдашнего руководителя города Владивостока в письме № 465 за 11.09.1995 г. директору Владивостокского молкомбината Стенькину А.С. заверял, «что учредителями и гарантами ППБФ являются Краевая и Городская администрации и ряд других солидных организаций». Администрация города Владивостока поручила ППБФ развернуть сеть оптово-розничной торговли для малоимущих слоев населения и просила оказать содействие фонду в работе путем отпуска на реализацию производимой продукции.

...Сколько миллионов наличных рублей не прошло через кассу фонда и укрыто от глаз налоговой инспекции - известно только руководству фонда. Таким же способом реализовалась бытовая техника.

....Подавляющее большинство этих (рекламных - прим.ред.)материалов готовилось в пресс-центре администрации Приморского края. В том числе и для телепрограммы «Власть». В навязчивой рекламе везде подчеркивалось, что учредителем и гарантом возврата сбережений граждан и защиты их от инфляции выступают администрации края и Владивостока. По телевидению и в газетах показывали благодарных администрации края и фонду людей, ставших участниками фонда, но умалчивалось, что фонд уже фактически банкрот и незаконно (без соответствующей лицензии) выполняет функции кредитной организации.

После краха фонда властные структуры через СМИ «отправили» вкладчиков читать пункт устава фонда, по которому учредители «не отвечают по обязательствам фонда».

Однако есть несколько причин, почему люди не могли ознакомиться с Уставом фонда. Главная из них - доверие к Власти. Вторая - доверие к профессионалам рыночных отношений. К таким, как директор НИИ инвестиций профессор В. Щербань, как профессор В. Лавров и другие, чьи статьи и рекомендации с подачи администрации регулярно публиковались во всех краевых СМИ. И третья из причин - Устав не был опубликован полностью.

Анализ проделанной властными структурами края пропагандистской работы приводит к выводу, что применялась тщательно проработанная методика зомбирования населения. Для приманки в фонд был использован эффект, не освещенный даже в социальной психологии - доходность в сочетании с «бесплатным» приглашением на получение продуктов. Кроме того, солидные гаранты (власти краевая и городская, с крупнейшими организациями края), благотворительность и помощь пострадавшим на финансовом рынке, якобы в исполнение соответствующих указов Президента РФ и, наконец, имена крупнейших ученых и практиков-финансистов, обосновавших выгодность вложения денег в фонд.

Методика зомбирования, при условии несовершенства законодательства, была применена уже при написании устава фонда, что свидетельствует о неплохих познаниях в социальной психологии, на которые, возможно, попались юристы из управления юстиции края, регистрировавшие фонд, журналисты и судьи, представители фискальных и правоохранительных органов.

Кроме того, полностью с учредительными документами удалось ознакомиться лишь после многочисленных запросов наших предыдущих коллег.

....Регистрирующий орган (опять же - при желании и надлежащем исполнении предписанного ему законом) мог обратить внимание (но не обратил), что руководство фонда, вопреки уставной деятельности, с первых дней существования последнего стало заключать договоры займа с населением (что признано судом), не имея на это лицензии (подтверждено ЦБ РФ и ФК ЦБ) и не обладая никаким обособленным имуществом (записано в акте ревизии КРУ).

...Больше всего поражает при этом метаморфоза цифр благотворительности. Представители власти называли затраты на эти цели в несколько миллионов рублей, а по акту ревизии их всего около 786 тыс. рублей и 1865 приглашений. Что подтвердил на собрании вкладчиков и один из учредителей фонда - председатель общества кришнаитов, за счет которых проводились разрекламированные «благотворительные обеды» для бездомных.

...Таким образом, изучив многочисленные документы, рабочая группа пришла к следующим выводам:

1.Власть, в лице администрации Приморского края и администрации г. Владивостока, принимала активное участие в пропагандистской кампании Приморского продовольственного благотворительного фонда.

2.Она же, по различным причинам добивалась приостановления исполнения решения, принятого арбитражным судом Приморского края в пользу вкладчиков Приморского продовольственного благотворительного фонда.

Рабочая группа предлагает:

1. Предусмотреть в краевом бюджете на 2003 г. для выплаты обманутым вкладчикам Приморского продовольственного благотворительного фонда средства в сумме 17 млн. 732 тыс. руб., для чего вернуться к процедуре рассмотрения бюджета Приморского края в третьем чтении в части раздела «Прочие расходы».

2. Данные средства предусмотреть в разделе «Прочие расходы» в строке «Администрация края - резервный фонд администрации края».

3. а) В приложении № 1 «Прочие расходы» после строки «Администрация края - резервный фонд Администрации края» добавить строку «в том числе: на выплату вкладчикам Приморского продовольственного благотворительного фонда 17 732».

б) В приложении № 3 в разделе «Учреждения: Администрация края» после строки «Резервные фонды исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации и резервные фонды органов местного самоуправления» добавить строку «в том числе на выплату вкладчикам Приморского продовольственного благотворительного фонда 17 732».

4. Механизм распределения денежных средств установить приложением № 13 к Закону Приморского края «О краевом бюджете на 2003 г.»


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100