Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 36 (495) от 5 сентября 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Образование успешного человека

Марина ЗАВАДСКАЯ

Оказывается, успех в жизни вообще напрямую не зависит от успеха в учебе. Эти четверки и пятерки ни счастья, ни успеха потом не приносят.

Этот учебный год, который начинается с понедельника, начинается в условиях реализации - во всяком случае, этап осмысления уже завершен - «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В октябре Государственная Дума должна принять закон о государственном стандарте общего среднего образования. То есть учебный год начинается под знаком этих двух очень важных и серьезных документов. И, конечно, правомерно спросить тех, кто непосредственно занимается организацией образования: что же существенно изменится и изменится ли вообще? И я решила поговорить о важных и серьезных вещах с Ириной Михайловной ЛОГВИНОВОЙ, молодой, красивой, умной женщиной, ректором ПИППКРО (Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования).

УСПЕХ В ЖИЗНИ НЕ ЗАВИСИТ ОТ УСПЕХА В УЧЕБЕ

- Я считаю, что прежде чем ответить на вопрос, что же должно измениться, мы должны ответить на более сложный вопрос: зачем мы это делаем? Что мы хотим получить? Что является целью нашего образования?

Дело в том, что очень часто мы все свои силы тратим, чтобы на каком-то определенном уровне все ученики знали математику, физику, историю. Мы сами решили, каким этот уровень должен быть. И тогда сам человек, его собственные ценности и цели в жизни оказываются не главными и вообще не значимыми. Потому что главным является, какую оценку он получит по этому предмету, как он сумеет освоить то, что ему в этой школе дают.

- Да, это происходит сплошь и рядом, многие и родители, и дети стремятся к пятеркам, буквально гоняются за ними, отказывая себе во многом ради этой цели. А после школы оказывается, что все это химеры, не имеющие к реальной жизни никакого отношения.

- Я как-то вдруг поняла... Наверно, не вдруг, а потому, что собственный сын в прошлом году закончил школу, потому что вокруг меня многое меняется в жизни людей, в карьере, особенно в последние годы. И я вдруг обнаружила, что успех в учебе и успех в жизни не всегда совпадают. И больше того: оказывается, успех в жизни вообще напрямую не зависит от успеха в учебе. Эти четверки и пятерки ни счастья, ни успеха потом не приносят. Вдруг оказывается, что тот, кто был в школе звездой, кто формальные знания понимал и принимал, - оказывается неуспешным. И вдруг оказывается, что тот, кто учился рядом с ним и в это время занимался другими вещами - активно общался, совершал какие-то поступки, за эти поступки нес наказание и тем набирал социальный опыт и адаптировался к общественной жизни, научился адекватно соизмерять себя с этим миром и понимать, где опасность, где успех, где неуспех, - этот человек оказался сегодня в этой жизни защищенным. Больше того: он оказался конкурентоспособным. И именно эти люди сегодня попадают во власть, попадают в первые эшелоны, которые определяют экономическую политику.

И я поняла, что модернизация и новое содержание образования не должны быть самоцелью. Что цель - одна, единая, вечная: человек. Если ориентироваться на эту цель, то в результате процесса образования должен образоваться успешный человек. Вот этот человек - цель: который понимает свои права, понимает свою ответственность, готов нести эту ответственность за свои поступки и за то, что происходит с окружающими, в конечно счете - ответственность и за страну, и за мир, и за сохранение мира, чистоту вокруг себя - в самом широком смысле.

ОПЫТ УСПЕХА - В ШКОЛУ!

- Но если цель - человек, то главным или, по крайней мере, очень важным в школе должно быть воспитание, а, на мой взгляд, из школы оно уж лет десять как ушло. И не только из школы! Даже детские сады сейчас называются дошкольными образовательными, а не воспитательными, учреждениями. Как же детям получить социальный опыт, на каких уроках?

- Значит, содержание образования должно измениться так, чтобы из того, что человек изучает, он приобретал этот самый опыт. Если это литература, то в голове должно остаться не в каком году родился писатель, кто у него были папа и мама и что он закончил - не биография, а другие знания: почему он стал успешным, в результате чего стал знаменитым, великим. Литература - это описание человеческих отношений, человеческого опыта, каждого конкретного героя. Кто-то побеждает, кто-то погибает, терпит полное фиаско. Проверять знание литературы по тестам - абсурд.

А вся история - сплошные кровавые битвы. Все страны исключительно только воюют друг с другом. И все историческое образование заключается в том, что надо запомнить, кто кого в каком году победил! И героем оказывается тот, кто победил, кто оказался сильнее.

А между тем, победив всех, Наполеон оказался очень несчастным человеком. И он потерпел поражение совсем другое, не на полях сражений... гораздо более глубокое. И опыт его ценен для человечества именно в его личной драме. Поэтому и история должна изучаться в этом ключе - с моей точки зрения.

Но и это еще не все!

САМЫЙ СТРАШНЫЙ ГРЕХ ШКОЛЫ

Самым страшным грехом современной школы, мне кажется, является состояние неуспеха, в котором находится большинство учеников. Дидактический синдром - так его называют сейчас педагоги и психологи. Это страх получить тройку, стать троечником. Или - смирившийся троечник, который знает, что ничего он больше не получит в этой жизни, и остается с этой внутренней оценкой на всю жизнь. Это самое страшное, что происходит в нашей школе. Потому что самоцелью оказывается: нужно знать предмет вот так!

А человека нужно хвалить, он без этого жить не может. Он должен знать, что его успех видят окружающие - так человек устроен.

- В средние века существовало поверье: если кошку не гладить, у нее спинной мозг высохнет.

- И если маленького человека не уважают, оскорбляют, постоянно напоминают о его неспособности к успеху - неважно, биология или математика, для него это его человеческий неуспех, - то его адекватного отношения с миром откуда ждать? Агрессивность, жестокость, черствость многих людей - это компенсация за то, что они недополучили еще в детском и юношеском возрасте. Их недолюбили, недохвалили, им недопомогли осознать собственную ценность, и потому они не ценят и окружающих.

Поэтому и модернизация, и новый стандарт образования - всё это должно быть ради того, чтобы человек, получивший аттестат об общем среднем образовании, уважал сам себя и уважал окружающий мир, был способен в этом мире жить, быть гражданином - тут может быть большое продолжение.

УЧИТЕЛЕЙ НАДО РЕАБИЛИТИРОВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ

Задача нашего института - помочь учителю именно так понять свою профессиональную деятельность.

- А Вы уверены, что учителя именно так поймут свою профессиональную деятельность?

- В некоторых случаях это попросту невозможно. Потому что от учителей десятилетия требовали другого. И работать в таком режиме, чтобы каждого понимать, видеть, чувствовать - просто собственного ресурса может не хватить. Поэтому в системе повышения квалификации главное - учителя реабилитировать и корректировать. Нужно помочь ему самому собственную ценность осознать, открыть это для него, что его любят, он сам себя любит, поэтому и других надо любить и уважать.

- А Вам не кажется, что учителю очень трудно будет поверить, что его любят и уважают? Ученики и родители - да, это часто бывает. А как быть с начальством?

- Вот вчера (29 августа) в Михайловском районе я услышала: провели тестирование по математике в школах. Мониторинг результатов обучения - на современном языке. И получилось, что в нескольких школах дети показали знания на двойку. И об этом говорили на конференции, что нужно глубже, дальше, сильнее... А я вот думала: боже мой! А как же теперь жить в этой деревне этой учительнице? Это ж она виновата во всем! А кто виноват, что ее поставили в позицию виноватой? Мы профессионально в этой ситуации разобрались вчера. Эти тесты ориентированы на самый современный уровень преподавания в начальной школе математики. Это программа развивающего обучения Занкова-Эльконина-Давыдова, это совсем другая система, направленная на развитие логического мышления. А в этой школе математика в начальных классах преподается в классической системе, по учебникам, которые целью ставят запоминание, усвоение. Их и тестировать нужно по другим тестам! Непрофессионализм тех, кто берет на себя смелость оценивать работу, создает ситуацию, в которой оказываются неуспешными, двоечниками все сразу ученики и сама учительница.

МАМЫ, ПАПЫ, ДЕТИ - ДРУГИХ ЛЮДЕЙ НЕТ!

Сфера образования - это сфера, где живые люди: учителя, ученики, родители. И вообще других людей не существует! Есть всякие политические деятели, бизнесмены и так далее. Но если эти социальные функции сбросить - останется мама или папа, ребенок, у всех у них есть воспоминания о школе или будут воспоминания о школе. И в конечном счете это самое главное - мамы, папы, дети. Ценнее ничего нет! И какие там отношения, в каком состоянии - успеха или неуспеха - находятся...

Ведь мы, учителя, умудряемся в состояние неуспеха повергнуть и родителей. Когда родители приходят на родительское собрание и боятся, что им сейчас будут говорить, что у них плохие дети - значит, они плохие родители. Нельзя так! Вот что надо поменять. И наверное, в этом цель этой самой модернизации образования.

Во всяком случае, мне бы хотелось, чтоб результатом стала именно эта перемена.

- Приятно было услышать, что цель образования - успешный человек. Но вот главный вопрос: а в «Концепции модернизации» она есть, эта цель? Она там записана? Или это Ваши размышления на тему?

- Да, я для себя это нашла: «Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». Когда мы занимались идейно-политическим воспитанием по понедельникам, эстетическим по вторникам, и обучение шло на уроке само по себе, а воспитание где-то там само по себе - несостоятельность такого подхода очевидна для всех. Воспитание, то есть созревание человека - это и есть цель обучения. «Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности».

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100