Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 31 (490) от 1 августа 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Хочу быть столбовою дворянкой

Марина ЗАВАДСКАЯ

Так на территории санатория или не на территории санатория находится Двенадцатая улица? А может, так: на территории, когда пишется цифрами (12-ая), и не на территории, когда пишется буквами (Двенадцатая)?

В "АВ" №20 была опубликована статья “Есть женщины в русских санаториях!” о борьбе, развернувшейся между Т.В. Ковальчук, директором санатория “Лазурный”, и “аборигенами”, жителями домов, находящихся на территории санатория “Лазурный”. Сегодня мы познакомим читателей с продолжением этой истории.

Почему же директор санатория называет жителей этих домов странным словом “аборигены”, больше подходящим к каким-нибудь индейцам или австралийцам эпохи Великих географических открытий? Мы про тех аборигенов в школе проходили: добираются предприимчивые колонизаторы до какой-нибудь Африки или Америки и видят: земли вокруг богатейшие, а по ним как раз аборигены, т.е. местные жители, и бродят. Что ж, колонизаторы тут же договариваются с вождями аборигенов: вы нам, дескать, ваши земли от этой реки до того озера, а мы вам вот эти красивые бусы, чтоб соседние вожди обзавидовались. Так земля навеки меняла хозяев.

Советская школа предприимчивых колонизаторов осуждала однозначно, а Татьяна Владимировна училась в советской школе. Поэтому, чтобы не быть осуждаемой, бус она не предлагает, а просто запрещает аборигенам пользоваться огородами, поскольку это “самовольный захват земель”, принадлежащих санаторию.

Но тут возникает ряд проблем.

С одной стороны, аборигены потому и аборигены, что они живут на этой земле гораздо дольше, чем Т.В. Ковальчук является директором санатория, а дом № 4-а по Двенадцатой улице построен в 1909 году, задолго до появления здесь не только директора санатория, но и самого санатория.

Так может, это не аборигены захватили земли санатория, а санаторий захватил земли аборигенов? Где договор, подтверждающий обмен земли на бусы?

С другой стороны - какие бусы? Какой договор? Побойтесь Бо... э-э-э... советскую власть! Это когда ж советская власть расплачивалась с аборигенами хотя бы бусами? На землях эвенков торчат нефтяные вышки, на землях казахов построен космодром, на землях удэгейцев вырубается тайга - и за всю эту потраву аборигены не получили ни копейки!

С третьей стороны - никто эти земли у аборигенов не покупал даже за бусы, и когда удэгейцы начинают бороться с порубщикми, потому что считают эту тайгу своей, возразить нечем. Ах, “объявлена” государственной собственностью? А собственность - не война, объявлять ее нечего. Где документ, удостоверяющий передачу этой земли государству за эквивалентное количество бус? Ах, нету...

Не думайте, что это все - абстрактные рассуждения, далекие от проблем санатория “Лазурный” и Двенадцатой улицы. Я просто поясняю ситуацию: в результате осуждения в недавнем прошлом “предприимчивых колонизаторов”, и колонизаторы, и аборигены в нашей стране оказались без всяких документов, в неясной ситуации, в которой путаются даже правоохранительные органы.

Вот, например, жители Двенадцатой улицы получили на свою жалобу ответ от 10.06.02 из прокуратуры Советского района. В первом абзаце документа читаем:

“В ходе проверки было установлено, что согласно государственного акта ПК-28 № 00248 земельный участок площадью 22,3 га по 12-ой улице был передан ЗАО “Приморские курорты” для размещения и функционирования санатория “Лазурный”.

В третьем абзаце читаем:

“Выездной проверкой установлено, что территория вокруг дома № 4 по ул. Двенадцатая огорожена, доступ на территорию санатория со стороны вышеуказанной улицы практически невозможен”.

Как говорится - не понял. Так на территории санатория или не на территории санатория находится Двенадцатая улица? А может, так: на территории, когда пишется цифрами (12-ая), и не на территории, когда пишется буквами (Двенадцатая)?

И эта двойственность, неопределенность сохраняется во всем.

Давайте взглянем на упомянутый в прокурорском письме забор. Когда я была на 12-ой (или Двенадцатой?) улице в конце апреля, там только ямы копали под забор. Сейчас, в конце июля, забор уже стоит, сверкая на солнце и при луне. Красивый забор, из серии “дорого, да любо”: один лист заборного материала стоит около 100 долларов. Действительно: бедный, бедный санаторий “Лазурный”...

Так вот этим забором дом № 4-а по Двенадцатой (или 12-ой?) улице огорожен с четырех сторон. Точнее, с трех сторон с хвостиком, поскольку в четвертой стороне вместо одного листа забора - старые металлические ворота, а в третьей стороне забором частично является сам дом. Забор к дому прибит, если кто не понял, к его торцам, так что стена дома с крыльцом, ведущим в квартиры первого этажа, вроде как бы является частью территории санатория, а остальной дом, где крылечки с торцов ведут к квартирам на втором этаже, - вроде как бы нет.

Зачем эти сложности, можете вы спросить, к чему эта двойственность... Ну как же! На первом этаже находятся квартиры директора санатория Т.В. Ковальчук и ее сына К.А. Ковальчук, а на втором этаже - квартиры аборигенов.

Впрочем, что это я все: аборигены, аборигены... Они санаторию вовсе не посторонние люди: это бывшие и нынешние сотрудники санатория! Со своими директор воюет, со своими! От своих отгораживается. Строит забор вместо того, чтобы крышу отремонтировать в доме, где у нее тоже есть квартира.

Хотя - подумаешь, квартира! Над директором-то не каплет: во-первых, ее квартира на первом, а не на втором этаже, во-вторых, она там не живет, потому что жить там невозможно, дом-то давно аварийный. А помогать другим? Нет уж. Кто людям помогает, тот тратит время зря. Лучше это время потратить на возведение забора.

А зачем он вообще нужен, этот забор? А сейчас узнаем.

Ну-ка быстро посмотрели в соседнюю статью! Есть там ссылка на постановление губернатора о том, чтоб разрешить строительство на территории санаториев домов “для обслуживающего персонала”? Есть... Тогда я не буду его цитировать, а процитирую письмо Управления архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора администрации Владивостока:

“...В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений” п. 4.17 (размещение жилой застройки для расселения обслуживающего персонала санаторно-курортных и оздоровительных учреждений следует предусматривать вне курортной зоны)... предписано ООО “Санаторий “Лазурный” произвести ограждение территории жилого массива от санатория”.

Ага, значит, по СНиПу нельзя... А почему ж крыльцо директора осталось на территории санатория? А это - не по СНиПу, а по постановлению губернатора. А почему Т.В. Ковальчук вообще получила эту квартиру - ведь однокомнатные квартиры были расселены, поскольку дом аварийный? А вот:

“Директор ООО Ковальчук Т.В. имеет на праве собственности кв. 5 по ул. Двенадцатой, 4а, разрешение на приватизацию данной квартиры получила на основании решения Совета директоров ЗАО “Приморские курорты”, т.к. проработала в должности директора санатория 20 лет”. Это из уже цитировавшегося письма прокурора Советского района.

Опять-таки двойственное впечатление производит эта цитата. Если директор санатория заработала квартиру за 20 лет работы, то почему Л.Г. Кийко за 40 лет (без нескольких месяцев) работы в санатории заработала только звание “захватчицы территории санатория”? А с другой стороны, это что ж: за 20 лет работы директор санатория заработала только комнату в аварийном доме?

Л.Г. Кийко живет в доме с 1943-го года, и уже тогда у каждого жильца был и огород, и прочее хозяйство: куры, свиньи... Свиней, говорит Лидия Григорьевна, уничтожили при Хрущеве, когда он хотел догнать Америку. Сейчас пытаются уничтожить огороды. Интересно, кого хочет догнать Т.В. Ковальчук?

Как это кого! Да ведь рядом, на Десятой улице, расположился так называемый “поселок бедняков”, симпатичные коттеджики - для “обслуживающего персонала”, разумеется.

Татьяна Владимировна тоже хочет коттеджик построить (по крайней мере, так говорят рабочие, копающие землю), войти в славное сообщество “бедняков”.

Ну и строила бы! Зачем эта предварительная война с “аборигенами”?

Как зачем... Не тот уровень! Одно дело - всякие губернаторы, вице-губернаторы и т.п., и совсем другое - всего лишь директор санатория. Что положено тушенке, не положено быку!

Директору санатория, чтобы стать “столбовою дворянкой”, надо сначала прописаться в нужном месте. Потом приватизировать это место. Потом его расчистить. И только потом уж - строиться.

Пока процесс дошел только до пункта “расчистить”, но идет успешно. Как электричка.

Впрочем, финал этого процесса пока открытый. А захотят ли истинные “дворяне” принять в свои ряды директора санатория? Тем более что санаторий этот (и ему подобные) интересует “дворян” не как место отдыха (Отдыхать в “Лазурном?” Да вы шутите!), а просто как удобная территория, с которой можно вытеснить санаторий...

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Рис. Михаила ЕРОФЕЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100