Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 31 (490) от 1 августа 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Мафия и море

Б. РЕЗНИК

(Продолжение. Начало в “АВ” №30)
Диденко: - Я попросил г-на Ласкаридиса перевести деньги за услуги группы людей, которые помогали разрешить проблемы с приказом № 170

КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ РЫБНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ

Не везет Госкомрыболовству, ох не везет... За четыре года и несколько месяцев, прошедших со времени, когда по предложению Путина там расформировали всю коллегию во главе с ее председателем Александром Родиным, в ведомстве - пятый руководитель. Правление почти каждого сопровождают неутихающие “квотовые войны” и связанные с ними злоупотребления. Редко, но случается, когда отправляют вчерашних рыбных властителей на тюремные нары.

В мае нынешнего года Мещанский межмуниципальный суд Москвы приговорил первого заместителя председателя Госкомрыболовства Михаила Дементьева к пяти годам лишения свободы. Почему-то одного, хотя старший помощник генерального прокурора России Тамара Пахоменко выносила постановление о возбуждении уголовного дела, где кроме Дементьева был второй фигурант - председатель Госкомрыболовства Юрий Синельник.

На самом деле, если судить по постановлению, как раз второй-то и являлся первым. Это Синельник дал разрешение на вылов 150 тонн крабов некой криминальной фирме “Фал” в счет квот ничего про то не ведающей администрации Магаданской области и даже до выхода правительственного постановления, утвердившего ОДУ (общие допустимые уловы).

Это Синельник выделил квоту на вылов крабов аж в 3000 тонн ЗАО “Соврыбфлотвосток”, которое не имеет ни одного судна-краболова. А Орловская транспортная экспедиционная компания не имеет не только судов, но и... водоема, из которого могла бы выловить 10 000 тонн минтая и 300 тонн терпуга по квотам, которыми одарил ее Синельник. Квоты не были освоены, государству причинен ущерб только по этому эпизоду на сумму 841 000 долларов!

С Синельником все ясно, а что Дементьев? Он распорядился вдвое урезать квоты на вылов краба ООО “Корякаквапром” и отдать их в ООО “Поллукс”. Больше про Дементьева в постановлении о возбуждении уголовного дела нет ни слова. Однако, он в тюрьме, а Синельник - на свободе. Какая в том интрига?

В Генеральной прокуратуре, в Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями МВД, в Следственном комитете МВД мне рассказывали, что в разгар следствия, когда Синельника крепко поприжали фактами его противоправной деятельности на посту рыбного министра, он вдруг заявил, что министр-то он не настоящий, а “засланец” - офицер действующего резерва внешней разведки. Прокуроры, оперы, следователи оторопели. Такого на их памяти еще не бывало, чтобы чекист, не сняв погоны и не распрощавшись со своим прежним ведомством, занимал высшие посты в государстве! И федеральные законы “О внешней разведке”, “О государственной безопасности” категорически запрещают подобное.

К моменту, когда Синельник объявил о своей принадлежности к спецслужбе, оперативно-следственная группа наработала около 70 томов уголовного дела, материалы которого изобличали председателя Госкомрыболовства в серьезных злоупотреблениях, преступлениях.

- Я была готова предъявить Синельнику обвинение по 286-й статье (именно по этой статье Дементьев осужден на 5 лет. - Б.Р.), - рассказывала мне следователь Следственного комитета при МВД РФ полковник юстиции Ольга Воробьева. - В деле много документально доказанных эпизодов противоправной деятельности Синельника, оно, несомненно, имело судебную перспективу.

Синельник угрожал следователю и по телефону, и в ее кабинете в присутствии членов оперативно-следственной бригады. Говорил, что через пару месяцев дело прикроют, а с ней он еще разберется...

Так и случилось. В начале нынешнего года дело Синельника было приказано передать в Главную военную прокуратуру, поскольку спецслужба подтвердила его принадлежность к ней. Главная военная прокуратура переправила все семьдесят томов в Московскую городскую военную прокуратуру, а там, не произведя ни одного следственного действия, дело прекратили за... отсутствием состава преступления.

Так свершилось очередное циничное попрание законности. Как член парламентской комиссии по борьбе с коррупцией, я намереваюсь получить внятные ответы: кто, каким образом, для каких целей внедрил Юрия Синельника, имеющего весьма путаную биографию, уже привлекавшегося по прежнему месту жительства в г. Калининграде к уголовной ответственности, на высокий пост председателя Госкомрыболовства? На чей мафиозный клан он работал? Кто приложил руку к тому, чтобы без всяких на то оснований прекратить его уголовное дело? Почему особый государственный институт, каковым является внешняя разведка, компрометирует себя наличием подобных сотрудников?

Дело Синельника, к неудовольствию его высоких покровителей, к числу которых - точно знаю - относятся бывший вице-премьер Николай Аксененко и бывший управляющий делами президента Павел Бородин, имеет одну особенность: оно вылезло наружу. Но только в моих досье множество документов, свидетельствующих о том, что другие руководители Госкомрыболовства делали и делают то же самое. В этом ведомстве непобедима практика келейного безудержного и неконтролируемого расточительства. Нельзя сказать, что она поощряется другими государственными институтами. Однако некоторые весьма влиятельные чиновники, работающие в них и крепко спаянные с рыбной мафией, “плотинно” стоят на охране незыблемости воровских схем функционирования отрасли. Что это за схемы?

Как Сиэтл стал рыбацкой столицей России

Однажды гуляли мы по Сиэтлу с сотрудником нашего генерального консульства. Завел он меня в очень богатый район, где в густой зелени утопали роскошные виллы.

- Здесь обустроились российские рыбаки, - объяснил дипломат. Алхазов, Шагнагаев, Никитенко и прочие. Можете представить, почем тут особняки, если по соседству живет самый богатый человек в мире Билл Гейтс... Так что Сиэтл - рыбацкая столица России, - пошутил мой товарищ.

Все знают, что “рыбные” деньги, как никакие другие, в огромном количестве уходят из России за рубеж. И преуспели в этом отнюдь не браконьеры. За последние годы построены различные экономические схемы функционирования рыбопромысловых компаний и промыслового флота. И они вполне соответствуют действующему российскому законодательству. Однако именно в них заранее и специально заложен ущербный для экономики страны легальный канал вывода “рыбного” капитала за пределы России. Пожалуй, на первенство здесь может претендовать превращенная в жульническую система бербоут-чартера.

Бербоут-чартер сам по себе безобиден. Это всего лишь аренда иностранного судна без экипажа на длительный срок - до десяти лет - с правом последующего выкупа. Как этим пользуются наши рыбопромышленники? Примерно так.

Некий российский гражданин (но это может быть и иностранная компания) регистрирует в оффшорной зоне, например в Гондурасе, фирму. Покупает там, а если иностранец - предоставляет российскому пользователю современное рыболовное судно. Затем прибывает, скажем, во Владивосток и создает там рыболовную фирму. Свое гондурасское судно сдает в аренду своей же владивостокской фирме на условиях бербоут-чартера с оговоркой, что менеджмент - ремонт, снабжение, поставку оборудования, смену экипажа, реализацию продукции - будут осуществлять дочерние предприятия гондурасской фирмы.

Далее все просто. Российский пользователь или же иностранная фирма, получив лицензию на промышленное рыболовство, квоты, разрешения на промысел в российской экономической зоне, запускают схему. Зарубежные “партнеры” - хозяева судов, владелец российской компании-арендатора за счет завышения технологических расходов (поставка топлива, судоремонт, снабжение и т.д.) и значительного занижения стоимости продукции, ее перелова получают колоссальные прибыли. При этом каких-либо выверенных расчетов с владельцами судов сделать как бы невозможно. Они твердят: выделяется мало квот. В самом деле мало. Это автоматически увеличивает срок аренды, то есть доступ к российским ресурсам. Результат: довольны, богаты, счастливы владельцы судов, в эйфории арендаторы (как знаем, часто это одни и те же лица). Внакладе только Россия - ограбленная, беззащитная, униженная...

“Работать на рыбе” в нашей стране (конечно же не простым рыбаком) - это значит, как они говорят, быть “упакованным” на всю оставшуюся жизнь. О чем речь, если бывший министр могучего союзного Минрыбхоза Николай Котляр, его заместитель Евгений Ширяев отлично себя чувствуют, став “колхозниками”, вернее, учредителями приморского колхоза “Восток-1”. “Работой на рыбе” дорожат, и всякая мало-мальски устойчивая фирмочка стремится заполучить “своих людей” во властных, правоохранительных структурах столицы.

Знакомый чиновник из контрольного ведомства рассказал такой случай.

Некий не самый крутой фирмач из Владивостока продал своей же гонконгской фирме старую плавбазу, но не исключил ее из реестра. Затем гонконгская фирма сдает эту плавбазу в аренду в Россию ее вчерашнему хозяину на условиях бербоут-чартера, она ходит, как и прежде, под российским флагом. Выявили это, признали сделку незаконной, формальной. Что тут началось! Бедного чиновника одолели звонками сначала однокашники, потом сослуживцы по прежнему месту работы, потом позвонили из аппарата правительства... Он сдался, когда помощник одного из аудиторов Счетной палаты от имени шефа передал пожелание “отнестись с пониманием”...

Схем лоббирования, обхода законов и правил существует великое множество. В этих делах непревзойденный мастер Евгений Наздратенко.

Два года назад иностранцев предупредили, что в нынешнем году для них будет приостановлен промысел минтая в исключительной экономической зоне России в Охотском море, а аукционы по продаже квот теперь проводятся только для российских участников. Казалось бы, кому, как не председателю Госкомрыболовства, быть главным радетелем за интересы родного государства, отечественных промысловиков? В апреле съездил Евгений Иванович в Сеул, а в мае пишет председателю правительства Михаилу Касьянову:

“...Острое недовольство не только рыбаков, но и широкой корейской общественности введенными в 2002 году российской стороной ограничениями все активнее используется корейской оппозицией в борьбе против своего правительства. Последствия социального недовольства и жесткой политической кампании в конкретных условиях сегодняшней Республики Корея могут оказаться непредсказуемыми, а главное - негативными для России...”

Вот такие демонические страсти-мордасти. Вот такая нежная, прямо-таки отеческая забота о бедной, доедающей последний рыбий хвост Республике Корея. И что же предлагает Наздратенко премьер-министру? “...Рассмотреть возможность выделения корейской стороне дополнительной квоты на вылов водных биоресурсов путем перевода квоты, выделенной на научно-исследовательские цели (в рамках одного процента ОДУ)”.

Напомню, недавно выступая в Думе, сам же Наздратенко кручинился: мало, дескать, выделяем квот на научные цели. Для Дальневосточного бассейна, например, не более двух процентов от общих допустимых уловов (ОДУ). И что? Один процент мы теперь должны отдать Корее. А ну, как и Северная Корея захочет, и Япония, и Китай и бог весть кто?.. Или крепить правительственные режимы своей рыбой мы должны только тех стран, куда нанес визит Наздратенко?

Зря Евгений Иванович так тяжко переживает за братскую республику Южная Корея, за ее экономическую стабильность. И в этом году южнокорейцы себя не обидели, урвали при прямом попустительстве Евгения Ивановича, как говорится, по полной программе дальневосточного минтая. По очень даже простой схеме.

Южнокорейская фирма “Шинву”, предупрежденная, что нынче ее не допустят на промысел минтая в российскую экономзону Охотского моря, заблаговременно подготовилась к этому. Она профинансировала приобретение четырех БАТМов - больших автономных траулеров-морозильщиков польской постройки - и передала их в управление созданной в Магадане Северовосточной морской компании, которую возглавил российский гражданин Ко Чен Гу. Эта компания, как и любая другая российская, участвовала в аукционах, а продукцию - минтай - в огромных количествах отправляла прямиком в Южную Корею.

Испанская рапсодия

Я вот думаю, это ж на каком уровне Наздратенко надо иметь “поддержку”, чтобы до самого что ни на есть предела сохранять командные посты - сначала губернаторский в Приморье, теперь вот председательский в Госкомрыболовстве при полном развале дела и всеобъемлющем глобальном жульничестве? Даже при том, что Наздратенко и на прежнем посту, и на теперешнем успел приложить руку к “афере века” - и ныне продолжающейся истории, совершенно невозможной ни в одной стране мира, кроме как в России.

Она начиналась в самом конце восьмидесятых, когда было задумано переустроить отечественный рыбопромысловый флот по новейшим мировым образцам. Таких судов на лучших мировых верфях заложили больше сотни. Создавали их на деньги (полтора миллиарда долларов), взятые впервые в долгосрочные кредиты под гарантии советского правительства.

ГОСУДАРСТВО БЕССИЛЬНО ПЕРЕД ПРЕСТУПНЫМИ КЛАНАМИ

Сразу скажу, все вновь построенные рыболовецкие суда постигла одинаковая участь, но то, что случилось, особенно отчетливо видно по ситуации вокруг 11 супертраулеров, построенных в Испании.

Осуществлением проекта руководило подразделение Минрыбхоза СССР “Рыбкомфлот”, предусмотрительно создавшее в оффшорных зонах дочерние компании “Берген” и “Болеро”. Строили “испанцев” под гарантии бывшего Минрыбхоза СССР, подтвержденные впоследствии уже российским Госкомрыболовством.

Новенькие супертраулеры на условиях долгосрочного лизинга получила Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота и передала их в свое структурное подразделение - ЗАО “Супер”. Поскольку владельцами судов значились компании “Берген” и “Болеро”, руководители “Супера” заключили с ними по каждому супертраулеру договоры бербоут-чартера. Проще сказать, приняли на себя ответственность по исполнению всех финансовых обязательств оффшорных компаний перед банками-кредиторами. Погашение кредитов должно было идти путем поступления вырученных от эксплуатации судов средств на счета, открытые “Рыбкомфлотом” в иностранных банках.

“Супер” получил в аренду “испанцев” 1 января 1997 года. О том, что происходило дальше, подробно описано в уголовном деле № 18/24423-01, возбужденном 16 октября 2001 года Управлением по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры по ст. 193 и ч. 2 ст. 291 УК РФ. “В связи с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере и дачей взятки должностным лицам Госкомрыболовства России”.

Из протокола допроса председателя Госкомрыболовства Е.И. Наздратенко:

“В 1999 году, когда я занимал должность губернатора Приморского края, ко мне обратился генеральный директор ОАО ХК “Дальморепродукт” Диденко с просьбой ходатайствовать перед правительством о передаче 11 супертраулеров испанской постройки с баланса ЗАО “Супер” на баланс возглавляемого им предприятия... Я согласился на предложения Диденко и подписал соответствующее ходатайство на имя вице-премьера правительства Щербака...”

Вспомним об особых отношениях Диденко с Наздратенко, о том, что некоронованный рыбацкий король был одним из мощных финансовых столпов, на которые опирался тогдашний губернатор. Почему бы ради него не отобрать у какой-то фирмы 11 испанских супертраулеров и не передать их другу? Друг в долгу не останется...

И письмо Наздратенко вице-премьеру, и последовавший за этим приказ № 170 от 29 июня 1999 года тогдашнего председателя Госкомрыболовства Николая Ермакова “О передаче судов из ЗАО “Супер” в ОАО ХК “Дальморепродукт” совершенно незаконны. Госкомрыболовство не имело права на издание приказа о перераспределении судов, так как не является хозяйствующим субъектом. Неужели никто из специалистов рыбного ведомства не узрел грубейших нарушений закона в связи с подготовкой приказа № 170 и не попытался убедить Ермакова в том, что он не имеет права вмешиваться в имущественные отношения акционерных компаний?

Такие люди были. Отказались визировать приказ как незаконный заместитель председателя Госкомрыболовства Александр Чистяков, начальник юридического отдела комитета Власов. Где они теперь? Догадаться нетрудно. Воровская система отторгает людей честных, знающих, толковых, компетентных. За то, чтобы вышел приказ, заплатили. Много. Об этом - позже. А пока проследим, как работали супертраулеры в компании “Дальморепродукт”.

Диденко сразу передал их в учрежденную им фирму “Дальморепродукт Троулерс” (ДМПТ), которая заключила арендные соглашения по каждому судну с компаниями “Берген” и “Болеро”.

Наздратенко, став к тому времени председателем Госкомрыболовства, лично опекал диденковских “испанцев”. Они имели хорошие квоты, а когда у трех судов закончился срок пользования российским флагом, он, не дожидаясь оформления многочисленных документов, своей телеграммой на полгода продлил этот срок.

Валюта текла рекой, но при этом арендные платежи за пользование судами “Дальморепродукт Троулерс” не платил вовсе, а “Дальморепродукт” весьма нерегулярно и по чуть-чуть. Рыбу оставляли за границей, как, впрочем, и валютную выручку за нее.

В декабре 2000 года терпение руководителей компаний “Берген” и “Болеро” лопнуло, потому как задолженность по арендным платежам “Дальморепродукта” и его “дочки” составила 313 миллионов долларов. Судовладельцы в одностороннем порядке расторгли договора бербоут-чартера и в соответствии с английским законодательством обратились в Высокий суд справедливости Лондона с исками. Лондонский суд признал требования истцов обоснованными, обязал ответчиков вернуть супертраулеры их владельцам, а также выплатить им задолженность по арендным платежам в полном объеме.

Юрий Диденко участвовал в работе Высокого суда справедливости, сделал там сенсационное признание, от которого в волчьем страхе содрогнулись обитатели кое-каких высоких московских кабинетов.

Тихая волна, рождающаяся в глубинах моря, порой несет за собой цунами.

Итак, Лондон, Высокий Суд Справедливости, процесс по искам компаний “Берген” и “Болеро” к фирмам “Дальморепродукт” и “Дальморепродукт Троулерс” о взыскании задолженности по арендным платежам за пользование одиннадцатью супертраулерами. Допрос ответчика - президента холдинговой компании “Дальморепродукт” Юрия Диденко.

“Судья Крессвел: - Вы говорите суду, что вам ничего не было известно о существовании гарантий Российской Федерации банкам, которые предоставили кредиты на строительство кораблей?

Диденко: - Да, я говорю суду это.

Судья Крессвел: - Г-н Диденко, я собираюсь высказать это настолько вежливо, насколько смогу, но это - просто ложь, не так ли?

Диденко: - Я не принимаю от вас это оскорбление.

Судья Крессвел: - Помните, что в октябре 1992 года вы просили г-на Ласкаридиса (греческий магнат-судовладелец, деловой партнер Диденко. - Б.Р.) выплатить авансом дивиденды из PTI (Pacific Trawlers Incorporated - совместная фирма Ласкаридиса и “Дальморепродукта”. - Б.Р.) в размере 1,65 млн. долларов США на конкретный счет в Сингапуре?

Диденко: - Это не так. Деньги были необходимы, чтобы оплатить услуги, предоставленные в связи с ускорением приказа председателя Госкомрыболовства. Это был организационный период. Я попросил, чтобы г-н Ласкаридис сделал это.

Судья Крессвел: - Вы просили авансом выплатить дивиденды из PTI, потому что у вас был бенефициарный интерес в PTI, так?

Диденко: - В то время я никогда не упоминал PTI. Это неправда. И разговор был очень простым. Я попросил его перевести деньги в счет услуг, которые были оказаны при подготовке приказа. Так и произошло.

Судья Крессвел: - Взгляните на документ F5/1255А, который указывает на платеж от 6 октября 1999 г. в сумме 1,65 миллиона долларов США, который вы попросили сделать г-на Ласкаридиса в качестве авансовых дивидендов в Юнайтед Овераз Банк на счет Синегал Петро ПТЕ Лимитед. Вы принимаете, что платеж был сделан, не так ли, на этот счет по вашему указанию?

Диденко: - Да, по моей просьбе к г-ну Ласкаридису. Я попросил г-на Ласкаридиса перевести деньги за услуги группы людей, которые помогали разрешить проблемы с приказом № 170 (выделено мною. - Б.Р.)”.

Давайте осмыслим чудовищность сказанного российским рыбным магнатом Юрием Диденко под присягой в Лондонском суде. Как о привычном, рутинном, совершенно обыденном и само собой разумеющемся он говорит о взятке “группе людей” из правительства, Госкомрыболовства, которые помогали ему “разрешить проблемы” с изданием незаконного приказа № 170. Эти люди известны поименно. Они давали указания, готовили, визировали заведомо противоправный документ, приведший к тому, что страна не получила в свой нищий бюджет сотни миллионов долларов. Вот она, коррупция в чистом, совершенно неприкрытом виде!

Диденко переводит на взятки миллионы долларов в то время, как работники его крупнейшей в стране рыболовецкой компании по 5 лет (!) не получают зарплату. Вся страна в мае нынешнего года по всем телеканалам смотрела рыбацкую бузу, когда отчаявшиеся получить свою зарплату работники “Дальморепродукта” перекрыли главную автотрассу Владивостока. Это тогда начальник ГИБДД города подполковник Александр Лысенко ударил кулаком в лицо трехлетнюю Катю - дочку рыбообработчицы Светланы Демидовой.

Из-за шторы роскошного кабинета не менее роскошного офиса наблюдал за происходящим богатейший человек Юрий Диденко, который задолжал своим “неграм” всего-то 50 миллионов рублей. Ровно столько, сколько приказал перевести в Сингапур на счета взяточников.

Положение рядовых рыбаков в воровском рыбном сообществе очень даже незавидное. Здесь развращают людей пиратской браконьерской работой, насаждают холопскую зависимость от боссов - “денежных мешков”, “больших карманов”. Часто “братки”-уголовники по их приказу работают над тем, чтобы насмерть запугать экипажи судов: стерпят, и никто не рыпнется. Безграничная, несокрушимая власть рыбной мафии направлена на то, чтобы работающих на нее простых людей - моряков, рыбаков, рыбообработчиков сковал страх, чтобы они почувствовали себя ничтожествами. Отчетливо видны устремления мафиози встать над государственными институтами, низвести до положения “мосек” правоохранительные органы.

Плач Ярославны

Думаете, сколько за последние годы при премьерах Е. Примакове, С. Степашине, В. Путине, М. Касьянове было дано поручений на их уровне “об урегулировании ситуации вокруг супертраулеров испанской постройки”?

Семьдесят шесть!

Какой результат? Нулевой.

Вот документальные свидетельства абсолютной беспомощности власти.

Из письма директора Федеральной службы налоговой полиции М. Фрадкова вице-премьеру В. Христенко: “В соответствии с поручением Правительства проведена проверка соблюдения налогового законодательства ОАО ХК “Дальморепродукт”. В ходе нее использовались полученные из Лондона материалы Высокого Суда Справедливости, содержащие показания президента компании “Дальморепродукт” Диденко Ю.Г. о взаиморасчетах с иностранными партнерами. В результате было установлено и документально подтверждено уклонение от уплаты налогов руководством указанной компании на сумму около 100 миллионов рублей...”

Спасибо, конечно, Высокому Лондонскому Суду. Но поинтересуемся у г-на Фрадкина, за что его приморские налоговые полицейские деньги получают? Это был их и только их прямой профессиональный долг - “установить, документально подтвердить уклонение от уплаты налогов”.

Из письма зам. начальника Административного департамента аппарата правительства А. Балыбердина премьер-министру М. Касьянову: “...Руководство компаний “Дальморепродукт” и “Дальморепродукт Троулерс” препятствуют исполнению решения Лондонского Суда. Так, зам. директора ДМПТ В. Радчуком изъяты судовые документы на 11 супертраулеров, находящихся в порту Пусан (Южная Корея), а три судна продолжают незаконно удерживаться компанией “Дальморепродукт” в порту Раджин (Северная Корея). Компания “Берген” продолжает нести убытки, платежи по Соглашению не поступают, сохраняется угроза потери для России заложенных судов”.

Из письма министра МВД Бориса Грызлова премьер-министру Михаилу Касьянову: “Установлены факты злостного невыполнения президентом ОАО ХК “Дальморепродукт” Диденко Ю.Г. указаний в отношении возврата в Россию трех супертраулеров испанской постройки, удерживаемых в порту Раджин КНДР. Злоупотребляя служебным положением, Диденко Ю.Г. с помощью капитана Владивостокского рыбного порта Шерстобитова В.С. по подложным документам оформил судовую роль капитану Зателепе Г.П. Последний, прибыв с командой в корейский порт, препятствует допуску на корабли законных владельцев”...

От себя добавлю, что не только законных владельцев не пускает Зателепа на корабли, построенные на российские деньги. Он очень далеко и конкретно послал прибывшего в Раджин Генерального консула посольства РФ в КНДР. А еще налево и направо распродает судовое оборудование, имущество. На это, кстати, жалуется в своем письме на имя министра экономразвития Г. Грефа первый заместитель Генерального прокурора России Ю. Бирюков...

Подумайте: жалуется!!! Высочайший прокурор!!!

Как же хочется по примеру скандально известного писателя Владимира Сорокина ненормативно высказаться об абсолютной профессиональной импотенции наших охранительных служб, когда дело касается ограбления государства или других громких уголовных дел! Боюсь. Тут же привлекут за неправильную лексику на радость “Идущим вместе”. Уж это-то у них отлажено.

Целый год Диденко насильственно удерживает не принадлежащие ему три российских корабля, которые он и без того сполна “выдоил” с максимальной для себя пользой. Восемь супертраулеров удалось вернуть под флаг России, они переданы рыбодобытчикам Приморского, Хабаровского краев по договорам бербоут-чартера. Было заключено Соглашение между Минфином России, Внешэкономбанком и компаниями “Берген-Рыбкомфлот”, в соответствии с которым владелец судов мог бы рассчитываться с федеральным бюджетом и обеспечить переход супертраулеров в течение четырех-пяти лет в собственность российских компаний. Были бы сохранены рабочие места для российских рыбаков. Кроме того, соглашение открывало вполне реальные перспективы значительно увеличить платежи в федеральный бюджет, если обеспечить каждый траулер квотами на вылов минтая в объеме не менее десяти тысяч тонн.

За это активно стали бороться руководители территорий, где расположены фирмы - теперешние арендаторы “испанских” судов. Их не менее активно поддержал полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе К. Пуликовский.

Увы, эти усилия наталкиваются на неприятие, открытое и скрытое противодействие со стороны председателя Госкомрыболовства Евгения Наздратенко. Совсем недавно он, что называется, “носил на руках” супертраулеры вместе с Юрием Диденко. Выделял сполна квоты, восхищался их производительностью и экологичностью. Забрали корабли у Диденко и разом по приказу Наздратенко компаниям - учредителям компаний-арендаторов этих траулеров незаконно и значительно срезали промышленные квоты.

Из письма полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе К. Пуликовского первому заместителю руководителя администрации президента Д. Медведеву: “...Вызывает недоумение позиция Госкомрыболовства России. Несмотря на прямые поручения председателя правительства М. Касьянова обеспечить скорейшее оформление судов на новых фрахтователей, регистрационные документы на суда и лицензии на промышленное рыболовство не оформлены. По этой причине новые фрахтователи не могут получить квоты на вылов минтая (ни приобрести через аукцион, ни получить промышленную квоту в своем регионе). Таким образом, суда пропускают самый продуктивный период промысла с января по март в Охотском море. В этих условиях при неблагоприятном развитии событий нельзя исключить того, что супертраулеры могут быть потеряны для Российской Федерации, так как являются предметом международного залога, а непогашенный долг остается за государством”.

Пуликовский не ограничился этим посланием. В конце декабря прошлого года во время встречи с президентом Путиным положил ему на стол документ, где есть такие строки: “...Считаю, что для улучшения ситуации необходимо ускорить выход судов на промысел, их ресурсное обеспечение, а также выработать скоординированную позицию по использованию этих судов.

Учитывая изложенное, полагаю целесообразным дать поручение:

- Правительству Российской Федерации предусмотреть отдельной строкой выделение в 2002 году промысловых квот на вылов минтая и других видов биоресурсов в Охотском и Беринговом морях для новых российских фрахтователей супертраулеров, что создаст условия погашения внешнего долга Российской Федерации;

- Полномочному представителю президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе осуществить контроль за эффективной эксплуатацией супертраулеров в российской экономической зоне и координацию действий по данному вопросу соответствующих глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях скорейшего погашения задолженности перед федеральным бюджетом.”

Президент наложил резолюцию: “М.М. Касьянову, К.Б. Пуликовскому. С предложениями согласен. Организуйте исполнение. В. Путин”.

Исполнено? Нет. Поручение президента даже не... зарегистрировали?! Вспомните признание самого Владимира Владимировича по поводу расформирования прежней коллегии Госкомрыболовства: “Я дважды готовил проект документа по этому поводу, отдавал в секретариат президента, и там его дважды теряли”.

Неужели жива прежняя практика в кабинетах, недалеко отстоящих от самого главного кабинета в стране?

Наздратенко, его аппарат сделали все возможное, чтобы сорвать работу супертраулеров в нынешнем году. Устраивали долгие бюрократические проволочки с выдачей разрешений на право плавания под флагом Российской Федерации, без объяснения причин изымали у экипажей судов рыболовные билеты, по надуманным обстоятельствам запрещали промысел... В результате четыре супертраулера компании “Востокрыбфлот”, например, из 36 дней нахождения в районе лова работали всего 9, понесли колоссальные убытки.

Как на это реагировал премьер-министр? 7 апреля в очередном письме на имя Путина пожаловался президенту, что Госкомрыболовства не выполняет поручений правительства, “... в результате суда не были допущены к аукциону по продаже квот на право добычи минтая в Охотском море”.

И никакого спроса.

Вообще, слово “ответственность”, по-моему, никак не приложимо к нашей нынешней власти. Высоковажные персоны, сойдясь в полукруг в зале заседаний правительства, великодушно прощают друг другу то, чего прощать нельзя. Образуется “полукруговая” порука. Водопад их показного энтузиазма, со старым, как нынешний гимн, мотивом: “Жить стало лучше, жить стало веселей” никак не совместим с печальными реалиями российской жизни.

И минтай может быть золотым

Мне довелось бывать на минтаевой путине в Охотском море на рыбопромысловом судне. Там есть правило: все свободные от вахты - начальники, гости - идут шкерить рыбу: обрубают головы, очищают от кишок. Этим нехитрым делом почти на 90% отечественных добывающих судов и завершается процесс, называемый рыбообработкой. Затем рыбу морозят, продают оптом в Китай, Республику Корея по цене примерно 900 долларов за тонну. В этих странах минтай поступает на береговые заводы по его обработке. Превратив в филе, продукцию уже по цене 1500-1600 долларов за тонну отправляют в США, Германию, Норвегию, где тоже построили заводы по переработке российского минтая. Там режут на кусочки, укладывают в коробочки. Цена такого деликатеса - примерно 2,5 тысячи долларов за тонну. Высококачественная, не сильно перемороженная продукция идет в страны Западной Европы, а некондиция, в основном из Германии, с заводов города Бременхафен, возвращается в Россию, ее продают в наших супермаркетах по цене, в 3-4 раза превышающей ту, за которую она была отдана российскими рыбаками. Таким образом на наших ресурсах зарабатывают все, кроме федерального бюджета.

Между тем только современные, высокопроизводительные суда из той сотни, что построены под гарантии правительства (в том числе и испанские супертраулеры), могут выпускать ту самую конечную дорогую продукцию после глубокой, комплексной, практически безотходной переработки рыбы. Скажем, супертраулер испанской постройки может в сутки выбрать более 400 тонн минтая и полностью, без отходов переработать эту массу рыбы. Готовая продукция: филе минтая, икра минтая (дороже лососевой икры на мировом рынке в два раза), кормовая мука, фарш сурими (ценнейший продукт для приготовления блюд морской кулинарии). Рентабельность этих судов на порядок выше, чем наших старых БМРТ и БАТМов, которые производят только минтай без головы и могут за сутки переработать его не более 40-50 тонн. Кстати, Евросоюз ввел ограничения на поставку в свои страны диффростированного (дважды и более замороженного) сырья, что может нанести нашей экономике серьезный урон. Что делать?

Мы все про “испанцев” да про “испанцев”, а ведь есть еще около сорока судов, построенных под гарантии правительства на верфях Германии и Норвегии. И по ним тоже не урегулированы отношения российских арендаторов и собственников судов, должны быть отработаны прозрачные схемы менеджмента, условия расчетов с федеральным бюджетом... Их бы максимально использовать, и не только в Охотском и Беринговом морях, где ресурсы изрядно подорваны. Еще несколько лет такой бесконтрольной, бездумной эксплуатации, и в этих морях уже нечего будет ловить. Пора бы вспомнить, что наш рыболовецкий флот весьма успешно вел промысел у берегов Африки, Австралии, Южной Америки и в других районах Мирового океана. Здесь России сызнова нужно создавать правовую базу: многие подписанные еще в советское время соглашения устарели, а у некоторых вообще закончился срок действия.

У нас в стране когда-то была совсем неплохая рыбоперерабатывающая промышленность. Теперь она практически вся развалена. Экономических стимулов ее развития нет. Предприятия, которые еще работают, испытывают острую нехватку сырья и в подавляющем большинстве не в состоянии выпускать продукцию мирового уровня.

Когда-то в Приморье, помню, активно работали по развитию аква- и марикультуры. У нас все загубили, зато Китай, используя российские научные наработки, выращивает в год до двадцати миллионов тонн рыбы и морепродуктов.

Наша Госдума пять лет не может принять закон “О рыболовстве”. Работа в правовом вакууме очень даже выгодна рыбной мафии. Мелкие рыбацкие фирмы, работающие под приглядом криминала и на криминал, плодятся, гибнут, опять плодятся в неисчислимом количестве. Несколько лет назад я был в командировке на островах Северных Курил. Они практически необитаемы, только в райцентре, в городе Северо-Курильске на Парамушире живут чуть больше двух тысяч островитян. Знаете, сколько там было зарегистрировано рыбодобывающих компаний? 335!

В каждой - одна, две, три старые рыбацкие посудины. Сколько берут они биоресурсов, не знает никто, потому как только у нас продукцию за рубеж отправляют не через порты, а непосредственно из районов промысла. Так что с уловом к родным берегам сейнеры, траулеры практически не возвращаются. Без улова, впрочем, тоже. Отвадил наших капитанов делать это чиновный люд - партнер, организатор и покровитель рыбной мафии.

Вот что рассказал мне недавно мурманский рыбацкий капитан:

- Приходим мы в родной порт, становимся на рейде, я радирую нашим властям: оформляйте приход. Что тут начинается! Вслед за портовыми чиновниками, пограничниками, таможенниками появляются: карантинная служба, пожарные, ветеринары, рыболовная инспекция... Каждый дергает лично капитана. Придираются, почти внаглую вымогают угощение, подарки, взятки. Не дай бог, обнаружат какое-то нарушение, предложат дело “замять”. И опять плати. Потом подтягиваются на борт бандиты, “братки”: давай делись, в натуре... Словом, решили мы эти проблемы просто: больше в Мурманск не заходим. Идем в норвежский порт Киркинес. Там снимаю команду, ребята домой в Мурманск едут на автобусе или летят самолетом - всего 480 километров. В Киркинесе ремонтируем судно, буксируемся...

Ситуация, как понимаете, весьма типичная. Валюта за судоремонт, снабжение, стоянку и т.п. остается за рубежом. Вздумай наш капитан, скажем, заменить дизель в родном Мурманском порту, кроме всех ремонтных работ он еще должен будет заплатить таможенную пошлину в 25 процентов от стоимости судна!

Воистину, глупость - это не отсутствие ума. Это такой ум.

А норвежское правительство недавно сняло все ограничения и сборы с российских судов в местах их традиционного захода.

...Говорят, победить коррупцию как явление нельзя, она существует во всем мире. Но мир, чем дальше, тем больше осознает, что Россия выходит на самые передовые рубежи по показателям коррумпированности. Если наше общество не окоротит мафию, в том числе и рыбную, мафия будет править страной. Что для этого нужно прежде всего? Убежден: политическая воля нашего президента.

Владимир Владимирович, для начала давайте хотя бы выполним сполна все, что наметили пять лет назад, - после той “известинской” публикации “Мафия и море”. А начинать, думаю, нужно опять с пункта № 1 - расформирования коллегии Госкомрыболовства во главе с ее председателем Евгением Наздратенко.

Обидно, если еще через пять лет вновь придется писать о мафии и море.

Борис РЕЗНИК

Дальморепродукт - фактически банкрот. Рыбообработчики и моряки требуют денег. Многие имеют на руках решение суда о выплатах зарплаты за полтора-два года, однако надежд получить расчет все меньше. “Хотим назад, в социализм”, - говорят работники, стоящие перед закрытой дверью службы судебных приставов. Здесь принимают по вторникам с 9 до 12. В помещение впускают по одному, и только там внутри на стенде висят образцы необходимых заявлений. За три часа пройдут 10-15 человек. А взыскателей - тысячи.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100