Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (476) от 25 апреля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Ошибочка вышла...

Валерий КУЦЫЙ

Одно из самых увлекательных занятий - подмечать чужие ошибки, происходящие либо по нечаянности, либо из заблуждений насчет того, что есть и чего нет на самом деле.

Причем случаться такие ошибки могут у кого угодно, будь он хоть семи пядей во лбу. Уж на что, казалось бы, классик из классиков Николай Васильевич Гоголь, но и он не избежал мелких “ляпчиков” в своем замечательном творчестве.

Возьмем хотя бы широко известную фразу Николая Васильевича: “Редкая птица долетит до середины Днепра”. Как человек, чья юность прошла на берегах этой великой реки, свидетельствую, что сие обидное для птиц утверждение не имеет ничего общего с действительностью. Днепр, конечно, заслуживает всяческого уважения, но я сам мальчишкой переплывал его и однажды чуть не угодил под какую-то баржу. Впрочем, Гоголь здесь наверняка не ошибался, а сознательно использовал гиперболу, чтобы сильнее воздействовать на воображение читателей.

Ошибку мой любимый писатель допустил в другом случае. В одном из эпизодов “Мертвых душ” Павел Иванович Чичиков сбрасывает шубу на медвежьем меху. Это может показаться странным, ибо действие бессмертной поэмы происходит летом, когда носить шубу может только большой оригинал.

Но если “ляпчики” встречаются даже у классиков, то что говорить о литераторах меньших масштабов! Многие читали или слышали прекрасное стихотворение Михаила Светлова “Гренада”. Какие там великолепные образы (здесь и дальше цитирую по памяти):

Красивое имя, высокая честь -
Гренадская волость в Испании есть.
Я хату покинул, пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Прощайте, родные, прощайте, семья,
Гренада, Гренада, Гренада моя!

Здорово, не правда ли? Но найдите в атласе мира Испанию, и вы убедитесь, что там нет Гренады, а есть Гранада. Так кто же ошибался - “мечтатель-хохол” или поэт? А может, в середине 20-х годов, когда Михаил Светлов написал свое знаменитое стихотворение, название этой испанской области звучало именно так - Гренада? Тут еще можно сомневаться, но вот у дорогого моему сердцу Владимира Высоцкого есть две песни, где ошибки абсолютно бесспорны.

Сперва хочу напомнить начало широко известной “Песни о сентиментальном боксере”:

Удар, удар, еще удар,
Опять удар... И вот
Борис Буткеев (Краснодар)
Проводит апперкот.

А немного погодя герой песни, от лица которого ведется рассказ, сообщает об этом самом Буткееве: “Но он пролез, он сибиряк, настырные они...” Тут Владимир Семенович явно перепутал центр Кубани - южный Краснодар с суровым сибирским Красноярском. Из другой песни того же автора мы узнаем:

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,
Вот и сейчас как холодом подуло.
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лег виском на дуло.

Все правильно, кроме одного: Маяковский виском на дуло не ложился - он выстрелил себе в сердце. Не мне поправлять Высоцкого, но видимо надо было написать: “И Маяковский грудью лег на дуло” или “И Маяковский в грудь направил дуло”.

А вот еще одна весьма любопытная ошибка. Известную песню о поручике Голицыне и корнете Оболенском я слышал в интерпретации разных исполнителей и обратил внимание на два варианта одной строчки. Первый из них выглядит так: “И всем офицерам надеть ордена!”; второй - “Корнет Оболенский, надеть ордена!” В обоих случаях приказание отдается в тот момент, когда часть приближается к границе, чтобы покинуть родину, то есть в конце Гражданской войны. Но если первый вариант возможен, то второго просто не могло быть.

Корнет - это младший офицерский чин в кавалерии. Отсюда вопрос: когда Оболенский успел так отличиться, что получил даже не один орден, а, судя по тексту песни, по меньшей мере два? Предположим, на I-й Мировой. Но со времени ее окончания прошло не менее четырех лет. И Оболенский наверняка был бы уже не корнетом, а кем-нибудь постарше.

А может быть, он заслужил свои награды в боях с красными? Это исключено. В Белой армии орденов не давали. Там считали, что нельзя награждать отличившихся в войне одной части народа против другой. Таким образом, Оболенский, возможно принадлежавший к знатному роду князей Оболенских, мог получить награду, только воюя на противоположной стороне. Там за боевые подвиги вручали ордена Красного Знамени.

Орден №1 получил Василий Блюхер, погибший потом в период сталинских репрессий. И еще надо заметить, что среди первых краснознаменцев (из песни слова не выкинешь) был Нестор Махно.

Ну конечно же, “ляпы” случались не только в литературе и песенном творчестве. Бывали ошибки и посерьезней. А некоторые из них решающим образом влияли на ход мировой истории. Мне кажется, самая большая из них - это ошибка Христофора Колумба, который думал, что добрался до Индии, а на самом деле открыл Новый Свет. А посмотрите, что происходило в России после Октябрьского переворота 1917 года. Строили страну, где “так вольно дышит человек”, а построили ГУЛАГ для тех, кто, по мнению властей, дышал слишком тихо или слишком громко. Затем взялись за сооружение величественного здания коммунизма, которое должно было быть в основном завершено к 1980 году. И коммунизм был построен в виде спецбуфетов, спецмагазинов, спецсанаториев и прочих “спец”. Остальная же часть населения, сплошь состоящая из друзей, товарищей и братьев, корчилась в тисках тотального дефицита, теснилась в очередях за мокрой колбасой по 2-20 и старалась достать по блату конфеты “Птичье молоко” и импортные кримпленовые штаны.

Поскольку блатных штанов на всех не хватало, а с прилавков магазинов со временем исчезли даже мыло и спички, решили вместо такого замечательного коммунизма построить еще более замечательный капитализм. И опять промахнулись. Теперь за колбасой не надо было стоять в очередях и любых конфет давали хоть сто коробок в одни руки, но куда-то исчезли деньги. То есть не то чтобы совсем исчезли - это коснулось граждан, которые составляли подавляющее большинство населения. У подавляющего же меньшинства деньги появились в таком количестве, о каком они раньше и мечтать не могли. Хорошо, если бы в число этих счастливчиков входили люди, зарабатывающие благосостояние собственным умом и трудом - умелые промышленники, коммерсанты, видные ученые, популярные артисты и т.д. Тогда все было бы ясно, и сакраментальный вопрос “откуда дровишки?” не звучал бы так остро. Но если губернаторы, мэры, прокуроры, милицейские начальники и прочая чиновничья знать покупают дорогие джипы и строят себе роскошные особняки, то хочется спросить: не ошибочка ли вышла, что так много народу гуляет на свободе?

Замечу, кстати, что воровали и брали взятки у нас всегда. Помнится немало громких дел эпохи развитого социализма - московское, краснодарское, узбекское и другие. Доводили их до конца редко, но все-таки иногда доводили. Сейчас коррумпированность чиновничества неизмеримо возросла, но сажают за нее (если вообще сажают) гораздо реже. Известный принцип “не важно, чтобы наказание было жестоким, важно, чтобы оно было неотвратимым” неузнаваемо трансформировался и звучит теперь так: “Не важно, чтобы наказание было неотвратимым, важно, чтобы его вообще не было”. В Приморье, по крайней мере, за все последние годы лишь один раз пытались привлечь к ответственности за взятки крупного чиновника - Виктора Черепкова. Да не получилось, выяснилось, что никаких взяток не было, дело от начала до конца сфабриковано. Если бы прокурором края был кто-то другой, а не Валерий Василенко, я бы сказал, что этот кто-то другой причастен к попытке расправиться с человеком, который не желал отдавать Владивосток на поток и разграбление. Но поскольку главным законником у нас является, к сожалению, все-таки господин Василенко, говорю по-иному: ошибочка вышла!

Ошибаются у нас все - от неодушевленного компьютера, который насчитывает несуществующие долги по коммунальным платежам, до президента и премьер-министра, бодро заявляющих, что пенсии достигли прожиточного минимума, а ситуация в России хоть немножко, но с каждым годом улучшается. Мало того, что она никогда не улучшается, так еще стала загадочной как Бермудский треугольник. Неурожай - плохо, большой урожай - совсем никуда не годится; инфляция - цены растут, рубль укрепляется - цены растут как бешенные. А уж когда говорится, что пенсии для нас практически сравнялись с прожиточным минимумом - значит, пенсионерам впору в гроб ложиться. Не слишком ли много “ляпов” на высоком государственном уровне?

Не могу не остановиться и на выборах во властные структуры разного уровня. Вот уж когда мы сами напоминаем заядлого двоечника, который умудряется в слове “еще” сделать четыре ошибки (пишет “исчё”). Один не идет голосовать из принципа, как тот обидчивый мальчик, который говорил: “Назло своей маме отрежу себе ухо”. Другой пойдет, но проголосует так, как рекомендуют Наздратенко и Копылов и - гуляй, Вася, жди четыре года, чтобы исправить свой промах. А тут еще через некоторое время неведомо откуда возникают неиспользованные бюллетени, которые полагалось уничтожить, но почему-то не уничтожили. Не уничтожили просто так, без злого умысла, по ошибке, что совершенно очевидно и избирательным комиссиям, и прокурорам. Да если бы случилось иначе, если бы кто-то всерьез занялся этим, я поверил бы, что можно на велосипеде самого себя переехать.

Заканчивая свое сочинение на вольную тему, хочу обратить внимание читателей на следующее обстоятельство. Мы не колумбы, которым дозволено было ненароком открывать новые континенты. Мы не стихотворцы, которые отважно допускают различные поэтические вольности, мы не губернаторы и не мэры, которым дозволено абсолютно все - от крупного воровства до мелкого хулиганства. Поэтому постарайтесь не ошибаться. И когда к вам с неумолимостью рока приближается инспектор ГИБДД, не торопитесь вытаскивать свои водительские права, тогда как надо вытащить из кармана всего лишь купюру определенного достоинства.

Валерий КУЦЫЙ

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.
В.К.

Рис. Михаила Ерофеева


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100