Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (469) от 7 марта 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

По канату - с ветерком

Валерий КУЦЫЙ

В Приморье я прожил почти полвека, во Владивостоке - более сорока лет. За эти годы успел и полюбить, и разлюбить его.

Помню наш краевой центр опрятным, уютным, зеленым, с морем, в котором можно было купаться без опасения подхватить какую-нибудь заразу. Потом началось бурное строительство, безусловно, очень нужное людям, но проводившееся, как и многое другое в нашей стране, безмозгло, без оглядки даже в ближайшее будущее. Тогдашним руководителям края и города не приходила в голову простая мысль, что водозабор во Владивостоке многократно возрастет, потому что многие жители, которым раньше хватало пары ведер воды, набранных из-под уличной колонки, теперь получают благоустроенные квартиры с кранами, ваннамми, сливными бачками. И если вовремя не позаботиться о новых водоисточниках и коммуникациях, то в этих условиях любые мало-мальски засушливое лето и бесснежная зима будут оборачиваться для населения сущим бедствием.

То же самое и с очистными сооружениями. И жилье, и промышленные предприятия вводились в строй без них, по так называемой временной схеме, а приемные комиссии довольствовались туманными обещаниями с течением времени устранить недоделки. Никто их, конечно, и не думал устранять, и постепенно наши прекрасные бухты, куда сбрасывались сотни тысяч тонн нечистот и промышленных отходов, превратились в помойные ямы. Зато гордо звучали победные рапорты, и начальство получало высокие награды.

Да, город строился, но впечатление такое, будто строился он не для людей, а именно для этих рапортов и этих наград. Последствия такого подхода особенно болезненно ощущаются сейчас, по прошествии десятков лет, когда мы столкнулись с новыми трудностями. И чтобы решать и полученные в наследство, и нынешние проблемы, как, например, транспортную, городу нужен умный, энергичный, безупречно честный руководитель. А мы имеем того, кого имеем - Юрия Михайловича Копылова.

В предыдущем своем материале я говорил, что уже дважды побывал в Хабаровском филиале федоровского центра “Микрохирургия глаза”. Разнообразием наблюдений похвастать не могу: не до того было, да и зрение такое, что много не увидишь. Но с кем бы я ни говорил, все хвалили Хабаровск за чистоту, за ухоженность, за реконструированный центр, который выглядит не хуже, чем в любом европейском городе.

А вот то, что я ощутил на себе. От железнодорожного вокзала до клиники ехать нужно трамваем пятого маршрута минут сорок. Поезд прибывает в Хабаровск в 8.35 утра, уезжали же мы с женой из клиники в 18 часов. А так как побывали в Хабаровске, повторяю, дважды, то совершили четыре трамвайные поездки в самый что ни на есть час пик. И ни разу мы не видели толп людей на остановках, ни разу нам не пришлось ждать больше двух-трех минут. Не было давки ни при посадке, ни при выходе, ни в самих вагонах. Аккуратные и снаружи и внутри, теплые и уютные, они отличаются от наших так же, как барские особняки на станции Санаторной от панельных домов, где живет чернь.

В трамвае продаются билеты, но для нас, пенсионеров, проезд бесплатный и, замечу, без всяких проездных билетов. Причем никто не требует предъявить документы. Лишь один раз кондуктор спросила: “Вы по удостоверению?”, и удовлетворилась нашим “да”. Таков хабаровский трамвай. О перебоях в подаче воды, электроэнергии, отопления не говорю - из бесед с хабаровчанами я узнал, что этих проблем у них не существует.

Первое, с чем мы столкнулись по возвращении во Владивосток, была толпа людей на Привокзальной площади, ожидавшая трамвай, который почему-то задерживался. Наконец он подошел - грязный, несчастный, похожий на беспризорника, ночующего в подвалах. Народ брал его приступом, как Суворов Измаил.

Затем я узнал, что по Светланской трамвай так и не ходит. Как позже мне стало известно, прекращенное здесь с помощью наглого вранья трамвайное движение Юрий Михайлович обещал восстановить лишь частично - хоть и платно, но только по субботам и воскресеньям. Меня это нисколько не удивило. Для такого поворота событий я вижу две причины.

Во-первых, сам градоначальник трамваем не пользуется - в его распоряжении весь автопарк Серого дома. Во-вторых, кому-то очень даже выгодно (кому именно - нетрудно догадаться), чтобы пассажиры платили не за пользование муниципальным транспортом, а отдавали свои денежки владельцам коммерческих автобусов и маршрутных такси. Сколько потом этому “кому-то” отстегивается от прибыли, достоверных сведений не имею.

Еще одно “радостное” известие: грядет новое повышение тарифов на коммунальные услуги. Во Владивостоке оно произойдет, как обычно, без улучшения качества самих услуг. Например, если у меня в ванной комнате не грел змеевик, он так и останется холодным, несмотря на все мои обращения в ЖЭУ. Зато денег за отопление с меня будут брать больше.

А какова позиция Юрия Михайловича? Ведущая его вторничных выступлений Татьяна Богатикова задает явно подготовленный вопрос:

“А что будет, например, с руководителем муниципального образования, который ну не захочет поднимать в соответствии с решением правительства цены на жилье, на коммунальные услуги и просто попытается удержать их на прежнем уровне?”

На что Юрий Михайлович дает компетентное разъяснение:

“На это существуют уголовные статьи российских всех законов, когда невыполнение решения правительства преследуется в уголовном плане, и это правильно, между прочим. Что, если каждый у нас будет чудить на свой лад и манер и принимать свои оригинальные всякие решения, то не будет управляемости страны, не будет вертикали власти, не будет влияния всех тех властных структур, которые сегодня у нас идут с центра, из Москвы. Это абсолютно правильная ситуация.

То есть если я, глава администрации города Владивостока, окажусь таким вот изобретательным, и не повышая, не дублируя, скажем так, своими постановлениями постановления правительства, указы президента, а на их основе издаются местные законодательные акты Думой края, губернатором края. Если я этого делать не буду, значит, я не должен работать на этой должности.

Вот и все... Это обязаловка. Это все очень просто. Положено в стране так - оно должно быть так. А вот это правильно или неправильно - вот об этом нужно порассуждать. Я считаю, что это неправильно. Поскольку сегодня ситуация складывается так, что до беспредела вытягивать деньги из кармана людей и прижимать по всем параметрам, так сказать, вот о которых я говорил тарифах, нормах и так далее, - это неправильная политика”.

Интересная мысль. Оказывается, Юрий Михайлович не согласен с политикой повышения тарифов, но как дисциплинированный администратор будет неуклонно проводить ее в жизнь. Не играет роли, что его незаконные постановления неоднократно отменялись и по представлениям прокуратуры, и по определениям суда. И никто его ни к уголовной ответственности не привлек, ни от должности мэра не отрешил.

А тут он вдруг осознал: не то что закон, даже постановление правительства нарушать нельзя. И действительно ведь нельзя. С этим трудно не согласиться.

Только вот вопрос: кто мешает нашему городскому голове, ничего не нарушая, установить надбавки к пенсиям, как это сделал мэр Москвы Лужков, доплачивать малоимущим, как в свое время Виктор Черепков?

Кто мешает установить такой порядок, при котором получение жилищных субсидий не превращалось бы в издевательство над старыми, больными людьми, над инвалидами и ветеранами? Не знаете, кто мешает? А я знаю! Юрию Михайловичу мешают депутаты, которые настолько обнаглели, что желают знать, куда идут деньги налогоплательщиков. Мириться с такими поползновениями градоначальник не намерен. Вот его доподлинные слова:

“Я думаю, суды поправят те органы, в данном случае нашу владивостокскую Думу, которая вот так вот, в собственной эйфории захлебываясь, откровенно говоря, не думает о горожанах, о городе Владивостоке, а думает каждый о своей персоне. Мне, например, за них просто стыдно, а им не стыдно. Мне за них стыдно, чтобы вот так ничего не было в городе, и вдруг образовалось опять какое-то непонятное пятно, которое доставляет только раздражение всем живущим в городе. Больше ничего.

Но, я думаю, поправим. Не надо на это время терять и рассуждать об этом. Вот, к примеру, мы “канатку” открыли и строительство, начали строительство. Сегодня те же депутаты, как говорят средства массовой информации, задают вопрос, откуда ж деньги? А как же она будет построена? За какие, извините, гроши и так далее.

А никто из них не задал вопрос, а как же сделать так, чтобы найти хотя бы рублик или как-то организовать жизнь в городе Владивостоке, чтобы эти деньги появлялись в городе Владивостоке на те или иные проблемы. Ни один голос не раздался, а как же нам достроить все те жилые дома в 71-м, 64-м и прочих, назову Черняховского, Нейбута, Ладыгина, Стрелковую и так далее, вот это микрорайон Луговой, где стоят недостроенные две школы, четыре магазина, не достроены двенадцать жилых домов, не достроено огромное одиннадцатиэтажное здание поликлиники. Где взять деньги, чтобы достроить и чтобы люди жили в этом микрорайоне нормально, чтобы пользовались услугами и так далее?

Ни у одного, ни у одного, повторяю, человека, который называет себя депутатом, даже мысли не мелькнуло о том, что надо искать эти деньги, привлекать сюда на территорию города Владивостока деньги и так далее. А вот покопаться, порыться, создать какие-то неприятные коллапсы. Я им говорю все время и говорю, но если не хватает грамотёшки, давайте я вас подучу за бюджетные деньги. У господина Болтянского есть курсы, где учат экономике управления, азам экономики. К сожалению, ни одного экономиста по образованию депутатов у нас в городской Думе нет. Ни одного. Методом “тыка” работают: три “п” - “пол, палец, потолок”, и тогда это получается ситуация такая, какая она получается”.

Да, с депутатами Юрию Михайловичу явно не повезло. Не тех народ избрал, которых ему хотелось бы. И любопытство излишнее, понимаешь, проявляют, и с грамотёшкой у них слабовато, не то, что у самого мэра. Но раз уж они такие “редиски”, возьму на себя смелость дать видному экономисту Копылову несколько полезных советов. В частности, по поводу того, где раздобыть деньги для разных полезных дел.

Прежде всего, Юрий Михайлович, надо, чтобы прекратилось разворовывание и разбазаривание муниципального имущества. Его продажа и сдача в аренду по серьезным ценам может изрядно пополнить городскую казну.

Не мешало бы отказаться от приобретения роскошного жилья для своих соратников и соратниц за счет налогоплательщиков, от шикарных джипов, которых у мэрии уже, кажется, больше, чем блох у дворняги. От многочисленных загранкомандировок, пышных торжеств, от крупных расходов на содержание и подмазывание средств массовой информации. Городские деньги идут не только на то, о чем всем известно, например, на выпуск бесплатной газеты “Приморские вести”. Жители города, сами того не ведая, оплачивают каждое выступление Юрия Михайловича на телевидении и радио.

А обратите внимание на состав редколлегии газеты “Владивосток”, который публикуется на предпоследней странице. Как туда попала приятная во всех отношениях пресс-секретарь градоначальника Татьяна Богатикова? Что эта дама, высшим творческим достижением которой является вторничное поддакивание Юрию Михайловичу, может подсказать настоящему журналисту? А руководитель комитета городской администрации по управлению муниципальным имуществом Юрий Успангалиев? Ему-то для какой надобности отвели место в редколлегии? Никогда не поверю, что за всем этим не стоят самые что ни на есть меркантильные интересы.

Ну и наконец, пресловутая канатная дорога, по которой с ветерком - не в переносном, а в прямом смысле - должны перебираться владивостокцы через бухту Золотой Рог. Сразу и не скажешь, о чем главным образом свидетельствует этот прожект, уже начавший осуществляться вопреки общественному мнению. То ли о том, что нет более трудной задачи, чем остановить целеустремленного дурака, то ли о том, что за этим прожектом стоит вовсе не дурак, а очень ловкий деляга, готовый урвать у города солидную сумму.

Не случайно же многое, относящееся к этой дороге, скрыто за завесой лжи и умолчания. Выступая на телевидении, Юрий Михайлович сказал, что канатка стоит всего десять миллионов долларов, тогда как паром стоит четырнадцать. А в радиовыступлении он снизил стоимость парома до двенадцати миллионов. У меня есть аудиозапись обоих выступлений, и подмывает спросить, когда же градоначальник врал - в первый или во второй раз?

К тому же говорливый мэр обходит стороной весьма важные вопросы. К примеру, кто будет владельцем дороги? Если город, то во что обойдется ее эксплуатация? Надо думать, в немалую копеечку, ведь речь идет о безопасности людей. Где будут приобретаться запчасти? Сколько дней в году дорога не сможет работать из-за сильного ветра? Как выручать пассажиров, застрявших на высоте семидесяти пяти метров из-за перебоев подачи электроэнергии?

Словом, вопросов множество, и среди них тот, который больше всего выводит из себя Юрия Михайловича: из каких все-таки средств будет финансироваться строительство, сколько истрачено уже на проектно-изыскательские работы и поездки чиновников за опытом на горные курорты в Австрийские Альпы? Информацию обо всем этом согласно Конституции вправе получить любой гражданин.

Однако даже городская Дума не в силах проникнуть в тайны копыловского двора. Мэр просто-напросто третирует депутатов, и они вынуждены предпринимать попытки получить нужные им сведения с помощью городской прокуратуры. Любопытно, увенчаются эти попытки успехом или на Юрия Михайловича и впрямь нет никакой управы?

Не могу не высказать своего мнения о том, почему при фонтанирующем водопроводе, протекающих крышах, неремонтируемых подъездах и множестве других бед, приоритет отдается все-таки этой канатной дороге и уже планируется строительство еще одной. За разгадкой, мне кажется, далеко ходить не надо. Покупая трамвай, троллейбус, паром, много себе в карман не положишь. Цена их известна - они стоят столько, сколько стоят.

А вот канатную дорогу нигде в мире в качестве одного из видов городского транспорта не строили. Так что стоимость ее сооружения никто не знает. И здесь открывается простор для самых разнообразных комбинаций. Ничто не помешает, скажем, заплатить строительной фирме за выполненные работы два миллиона вместо одного, и излишне уплаченное разделить с этой фирмой пополам.

Не стану утверждать, что как раз так намерен поступать Юрий Михайлович. Но боюсь, предела его фантазии не знает никто. Может быть, дайте ему волю, и он заставит нас не только ездить - ходить по канату. И тогда поперек какой-нибудь улицы появится одна из серий столь любимых Юрием Михайловичем растяжек: “Владивосток - единственный на Земле город канатоходцев”. Не позволим же этим нахальным депутатам создавать помехи городскому голове вместо того, чтобы подсказать ему, где раздобыть деньги для достижения столь благородной цели.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.
В.К.

<< вернуться в список статей

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100