Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (461) от 10 января 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Чтобы не вякали

Ирина ГРЕБНЕВА

13 января - День Российской печати

Продлят ли срок для СМИ?
Все предыдущие годы мы встречали этот день радостно: несмотря на все гонения и преследования здесь, в Приморском крае, мы чувствовали за своими плечами надёжный и могучий закон о СМИ, подкреплённый Указом Президента о поддержке средств массовой информации. Эти два крыла нас довольно часто выносили из самых затруднительных ситуаций, и эти два закона были в числе немногих, которые власть всё же вынуждена была исполнять.

К 2002 году мы подошли с довольно деформированным законом о СМИ и совершенно аннулированным Указом Президента о поддержке СМИ по причине окончания его срока действия.

Что теперь? Средства массовой информации и без того еле-еле сводящие свои бюджеты, и относимые всеми зарубежными экономистами и нашими коллегами более к общественным организациям, нежели к коммерческим, теперь приравнены к пивной точке или табачной фабрике. И это очень правильно с точки зрения власти: чем больше проблем у СМИ, тем меньше будут “вякать”. А не будут возмущаться СМИ - негде будет протестовать и всем остальным. Куда же им ткнуться-то со своими протестами?

Впрочем, далеко не все средства массовой информации будут задыхаться от экономических проблем. Ведь есть ещё и государственные СМИ, которые кормятся из бюджета. В сущности, их-то как раз и будут вынуждены кормить независимые, отдавая с себя последнее в налоговые органы. Именно так и связаны экономическая и политическая составляющие в деятельности газет: исполняешь волю власти - получи из бюджета! Не исполняешь - отдай в бюджет!

Но, пожалуй, самая ужасная из всех перемен в жизни СМИ - сдвиг отношения к средствам массовой информации на правительственном уровне. Смена власти на НТВ со всеми вытекающими отсюда последствиями и теперь новая попытка сделать то же самое на ТВ-6 уже не оставляют сомнения в политическом преследовании одной из лучших команд профессиональных тележурналистов. Каждый раз, когда я выражаю своё возмущение по этому поводу, находятся люди, которые говорят: “А вы знаете, сколько они получают за свою работу?”

Как ни странно, меня этот вопрос совершенно не волнует. Да и не хочу я шариться по чужим карманам. Именно чужим, ибо эти карманы никак не связаны с бюджетом. Меня больше всего волнует то, что самые интересные новости и наиболее острые оценки действительности уйдут с экрана моего телевизора. Да, я не всегда согласна с ними, но они утоляют мой информационный голод, без них я усохну.

Но разве это край для давления на журналистов? Есть ещё и суд, тюрьма, пуля, бомба. Их тоже пускают в ход. Это для таких непонятливых, непослушных, непримиримых, как Григорий Пасько, Дмитрий Холодов, Владислав Листьев, Дмитрий Завадский и многие, многие другие. Особенно гротескно это выражено у лучшего друга России Александра Лукашенко, в Белоруссии, где более двух тысяч людей ежегодно исчезает бесследно, а власти призывают не поднимать по этому поводу шум. “Мы будем знать правду”, - говорят жёны пропавших и садятся с портретами своих дорогих и близких прямо на центральной площади Минска. Ради кого протягивает руку дружбы Владимир Путин Александру Лукашенко? Вряд ли это нравится нам, россиянам, и вряд ли это по вкусу тем белорусам, что сидят на площади.

Скорее всего, этот жест дружбы приятен самим правителям. Что касается СМИ, то методы воздействия на журналистов и их работодателей всё больше приближаются к белорусским стандартам. Быть может, Владимир Путин предпринимает подобные шаги, чтобы бороться с мафией, с чёрным пиаром, с ненавистными монополистами? Так ведь дорога в ад как раз и вымощена благими намерениями.

Ирина ГРЕБНЕВА.

На снимках:
Д. Завадский; На центральной площади Минска.
Фото из бюллетеня Общественного объединения “Правозащитный центр “Вясна”.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100