Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 59 (459) от 27 декабря 2001  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Хеппи-эндов не бывает?

Марина ЗАВАДСКАЯ

Конечно, на праздники хотелось бы чего-нибудь хорошего, с благополучным концом; но, во-первых, Новый Год и тем более Рождество еще не наступили, а во-вторых, где ж тогда будет правда жизни?

Основоположник ленинизма посмотрел однажды в театре рождественскую историю (по Диккенсу) со счастливым концом и остался страшно недоволен, несмотря на талантливую постановку и великолепную игру. Впереди маячила революция, и основоположник точно знал: хэппи-энда не будет.

Герой истории, которую я собираюсь рассказать, не ищет счастливой развязки, он ищет всего лишь восстановления справедливости. Потому что хэппи-энд в этой истории... Но давайте по порядку.

Знакомьтесь: А.И. Михайлов, житель села Ивановка, когда-то кандидат в мастера спорта по боксу, потом - самый молодой (в районе) директор, не так давно - фермер, глава крестьянско-фермерского хозяйства “Май”. С таким стартом сейчас, к 50-ти годам, этот человек должен был стать... Кем? Богатым человеком? Уважаемым? Крепко стоящим на ногах? Хозяином жизни?

Должен был. Но... Хозяйство разорено, дом сожжен, а сам он - подследственный инвалид.

Почему так случилось? Может, это просто “судьба играет человеком”?

Судьба! Это издали кажется - судьба. А вблизи судьба обычно имеет конкретные фамилии, складывается из конкретных событий.

Вот мы и поговорим о некоторых конкретных событиях и назовем некоторые конкретные фамилии.

ПАРАЛИЧ СОВЕСТИ

В августе 1996 года в КФХ “Май” созрел урожай овощей. Корейцы, работавшие в КФХ, повезли овощи на продажу - за три километра от Ивановки. Поскольку по-русски они говорили не слишком хорошо, они попросили Александра Ивановича отпустить с ними его 10-летнего сына Андрея. А. Михайлов в свою очередь попросил корейцев не уезжать с трассы до 17 часов, когда он будет возвращаться из Уссурийска и заберет ребенка.

Торговля шла бойко, и задолго до срока овощи были проданы. Корейцы не стали дожидаться хозяина. Они отдали вырученные деньги мальчику и... отправили его одного пешком домой в Ивановку.

Вот интересно. А со своим собственным ребенком любой из этих корейцев тоже поступил бы точно так же?

Перед мостом через Лефу Андрея встретили 17-летние парни (Соломатин и Жуков) и ограбили, т.е. избили и отняли деньги.

Конечно, услышав рассказ мальчишки, отец подал заявление в Ивановское отделение Михайловского РОВД. Но, как оказалось, сумма, указанная в заявлении (293500 руб.), не соответствовала реальной сумме похищенного (2960000 руб., т.е. в 10 раз больше). Следователь назначил очную ставку между Андреем и грабителями - через 3 месяца после ограбления. Конечно, следователь проигнорировал желание отца присутствовать при этом. И обвинил мальчика в том, что он врет, указывая слишком большую сумму. А почему бы не накричать на ребенка? Он не взрослый, он не ответит тем же и жалобу прокурору не настрочит. И вообще дети много врут - это все знают.

Когда А. Михайлов услышал из коридора, как в кабинете следователь кричит на его сына, он возмутился. Но кто ж ему позволит безнаказанно критиковать милицию! Немедленно из разных кабинетов явились трое и сами на него покричали.

Это случилось в пятницу. Поэтому за то, что произошло в понедельник, милиция ответственность нести не хочет.

А в понедельник Андрей не вернулся из школы. Его нашли на школьном чердаке повешенным. Или повесившимся.

Кто ж за такое захочет отвечать! Для этого как минимум нужна совесть. Поэтому вот окончательное решение М.В. Белобородова, прокурора Михайловского района: “По факту смерти Михайлова Андрея вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с установлением факта самоубийства. Оснований для отмены данного решения не усматривается. Также отсутствуют данные о причастности кого-либо из сотрудников милиции к указанному факту”.

Вот после “указанного факта” Александр Михайлов и стал инвалидом: почти год он лежал парализованный.

ФАНТОМНОЕ ЗАМЫКАНИЕ

Что касается дома, то он сгорел 9 марта 1998г. Как водится, было проведено следствие и установлено, “что возгорание произошло в результате короткого замыкания электропровода на месте скруток”. Бывает, конечно, и даже очень часто. Помните, несколько лет назад у Наздратенко дача сгорела? Старый дом, короткое замыкание...

В случае пожара в доме Михайлова ситуация примерно такая же. За исключением необъяснимого природного феномена: короткое замыкание (т.е. начало пожара) произошло на веранде, где электропроводки никогда не было. Ну, о “фантомных болях” в несуществующей конечности мы слышали; но вот о фантомном коротком замыкании в несуществующих проводах, да еще с таким существенным результатом, до сих пор слышать не приходилось.

Ну и к качеству следствия возникают вопросы. “Из свидетельских показаний установлено, что дом очень старый”. А между тем даже я, далекий от юриспруденции человек, знаю, что возраст дома устанавливается не из свидетельских показаний, а по документам Бюро технической инвентаризации.

И хотя А. Михайлов утверждает, что “есть подозреваемые в поджоге, есть свидетель, подтверждающий поджог”, постановление следствия было другое: “В возбуждении уголовного дела по данному пожару отказать”.

“ЧЕРНОЕ - БЕЛЫМ, БЕЛОЕ - ЧЕРНЫМ...”

В мае этого же, 1998 года произошло совсем уж загадочное событие. То есть событие-то на первый взгляд ничуть не загадочное и даже вполне ординарное, но вот как оно оценивается разными сторонами...

На территории Михайловского молокозавода на А. Михайлова было совершено нападение. Вахтер Сорокопуд П.Г. и компрессорщик Палигаш Е. избили его, забрали бумажник с деньгами и документами, а для сокрытия преступления погрузили Михайлова в его же микроавтобус, вывезли с территории молокозавода и инсценировали ДТП. В результате этого неприятного происшествия Александр Иванович больше года провел на больничной койке, потому что ушиб головного мозга и травма позвоночника - дело нешуточное.

На следующий день в больницу к А. Михайлову явились сотрудники Михайловского РОВД С. Тарасевич и И.П. Сорокопуд. Как вы догадались, последний из перечисленных вовсе не однофамилец вахтера-грабителя, а находится с ним в родственных отношениях. В очень близких родственных отношениях. Это его сын. А компрессорщик Палигаш - сын директора молокозавода. А что тут странного? Все мы чьи-то дети.

Конечно, Сорокопуд И.П. не хотел, чтобы Сорокопуд П.Г. фигурировал в деле в качестве грабителя-обвиняемого: как-то несолидно для папы милиционера. И сын-милиционер сделал все, чтобы “перевернуть” дело.

Долго ли умеючи! И мгновенно А.И. Михайлов из потерпевшего превратился в обвиняемого: это он затеял драку на молокозаводе, в результате которой Е. Палигаш попал в больницу. Ну и что, что врачи и пациенты утверждают, что никакого Е. Палигаша тут не лежало? “- Дело сделано, - сказал слепой”, - так писал в свое время Стивенсон в “Острове сокровищ”.

Итак, уголовное дело против А.И. Михайлова было возбуждено и доведено до победного конца.

КРАЙ НАШЕНСКИЙ

Конечно, А. Михайлов стал писать жалобы в краевое УВД, в краевую прокуратуру. Конечно, они вернулись туда же: в Михайловский РОВД. Жалоба в генеральную прокуратуру дала тот же результат: нулевой. Впрочем, нет: в результате разбирательства по одной из жалоб участковому инспектору В.В. Прокофьеву было объявлено замечание за халатное рассмотрение дела. Это называется “привлечен к дисциплинарной ответственности”.

Михайлов обратился с письмом к Президенту: все-таки гарант Конституции... Ответ пришел, что письмо получено, дело на контроле, затребовано, потребовано, то-сё...

Каков результат? Было по-новому, еще раз возбуждено уголовное дело против А. Михайлова. И краевая прокуратура подтвердила правильность такого хода: “Прокуратурой края признано законным и обоснованным возбуждение указанного уголовного дела, а также решение о прекращении уголовного дела в части совершения гр-ми Сорокопуд П.Г. и Палигаш Е.И. угона и повреждения Вашего микроавтобуса за отсутствием состава преступления в действиях последних”.

А чего вы хотели? До бога высоко, до президента далеко... а край - нашенский! Кто важнее участковому Прокофьеву: далекий президент или коллега по работе? А коллеге по работе - собственный папа или все так же далекий президент? А... В общем, понятно.

Так что хэппи-энд в этой истории весьма проблематичен. И даже если справедливость будет восстановлена, будет ли это счастливым концом? Сможет ли это отменить смерть ребенка? Сможет ли это вернуть утраченное здоровье?

Ничего этого не будет.

Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото Вадима Чумакова.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100