Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (1008) от 10 июля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

В городе саммита найден схрон оружия

Анастасия ПОПОВА

Вадим, копая за гаражом, обнаружил ведро. Первая мысль была: клад. Тут же в голове пронеслось: «А вдруг, как эхо 90-х, там зарыли бриллианты или валюту»… Но, когда он открыл ведро и пощупал, что за вещи там находились, тут же в страхе побежал курить. Ибо нащупал обрез и лимонки.

Вадим купил железный гараж по объявлению на «Фарпосте». Гараж находится в Советском районе Владивостока. Долго шли дожди, а 25 июня наступил солнечный день, и он всё же выбрался в гараж.

– Задняя стенка сильно сырела, решил расчистить землю за гаражом, – вспоминает Вадим.

Был выходной, Вадим приготовился к долгой работе, купил кофе, начал копать. Попадалось много бытового мусора – банки, бутылки. Показалось ведро. Вадим подумал: «Какой чёрт сюда ещё ведро зарыл?»

– Помечтал, думаю: «Может, что-то там хорошее найду, золото, бриллианты». Хотел оттянуть приятный момент, – говорит Вадим.

Когда открыл ведро, увидел несколько чёрных пакетов. Потрогал через целлофан – что-то овальное, объёмное, ребристое…

– До меня доходит: гранаты. У меня ноги возле ведра мягчеют... На ощупь десять гранат. Если ахнет… У одной дальность поражения 100-110 метров. А если их десять? Воронка будет, – говорит Вадим.

Он отошёл за соседний гараж, взял сигаретку. Сигарета в одно дыхание ушла. Потом вернулся. Пощупал, запалов нет. Запалы хранились отдельно.

– Я подумал, что, конечно, сдавать надо. Я не пацан 15-летний, чтобы это хранить, придумывать метод эксплуатации – на рыбалку, или еще что-то… – вспоминает Вадим.

Зашез на сайт краевого УВД, смотрит, чуть ли ни расценки выплыли. Какое оружие и за сколько можно сдать за вознаграждение.

– Приехал в дежурную часть. Захожу, дежурному говорю, что хочу сдать оружие. Он говорит: «Пишите, я приму». Я отвечаю: «Вы меня не поняли, я нашёл схрон с оружием, а не один пистолетик».

Стали собираться криминалисты. Начальник криминалистов спрашивает: «Они у вас с собой?»

– Как они могут быть с собой? Не обвяжу же я их вокруг себя! – смеётся Вадим.

Криминалисты отправились на место. Вадим открыл гараж, достал ведёрко. Начали смотреть. Криминалисты, хоть и люди опытные, всё равно побаивались, но Вадим сказал: они без запала. Открыли. Вытащили обрез, лимонок 15 штук, запалов 16.

– Я сам охотник, и могу сказать, такой обрез не для охоты, а для самообороны. Из него толком не прицелишься. Но сохранился неплохо. Обрез был с капроновым шнурком, можно сделать самострел. К нему – два патрона. Я на досуге думал, сколько схрону лет… Ствол бросили. Но не консервировали. Или тот, кто его зарыл, собирался на днях прийти, или ему срочно надо было закопать, – говорит Вадим.

По его прикидке, схрону может быть лет 5. Если хранилось плохо, то зарыто было недавно. А если хорошо и пять лет могло пролежать.

– Я думаю, у УВД давно таких находок не было. Такое количество гранат. Всё нашли и сдали. Была акция – сдай оружие. Причём не только ты сдаёшь, но даже если указываешь, у кого на руках есть оружие, тебе полагалось вознаграждение, – говорит Вадим.

Он отметил, что было много офицерского состава – майоры, подполковники, по его прикидкам четыре подразделения приезжало. Все писали. Обычно записи ведёт только один человек, а тут – все приехавшие. Вадим снимал действие на любительскую камеру.

– Меня отвлекали от того, чтобы снимать. То подпиши что-нибудь, оно и понятно, раздражает, – говорит Вадим.

Вадим настоял, чтобы вызвали сапёров. Говорит: «Ладно, ведро нашёл, а если схрон заминировали?» Но сапёры приехали, говорят: «Зачем нас вызывали?» Гараж железный, дальзаводской, а мино-искатель срабатывает на железо, другого оборудования нет.

– И что? А если схрон заминирован, кто должен мины искать? Полиция? Так это не в их компетенции. Или я с ломиком? – смеётся Вадим.

Из МЧС приезжали. Специалисты МЧС говорят: «Нас-то чего вызывали?» Как выяснилось, всё, что они могут сделать – это обнести схрон ленточками да флажками. Но больше всего его возмутило, что ему не дали денежное вознаграждение за то, что он, по сути, нашёл и обезвредил схрон с оружием.

– В 11:30 я зашёл в гараж, в два подал в полицию заявление, уехал оттуда без пяти восемь вечера. Я написал заявление, указал, как я нашёл, указал, что схрон мог представлять опасность для саммита АТЭС – гараж находится в 600 метрах до гостевой трассы. Прихожу в УВД, спрашиваю, полагается ли мне вознаграждение. Все отвечают: «Не знаем».

Мы обращались в пресс-службу УВД, нам подтвердили: вознаграждения Вадиму не положено. Он исполнил свой гражданский долг и за это может рассчитывать только на благодарность. Программа, в соответствии с которой гражданину полагалась компенсация, действовала до 2010 года.

А что говорит законодательство?

Ст. 233 ГК РФ:

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях…

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада…

Закон «Об оружии»:

Ст. 22. Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.

Другими словами, с одной стороны, оружие вполне можно включить в понятие «клад», поскольку является ценной вещью, а не какой-нибудь консервной банкой. Но закон «Об оружии» требует сдать найденное оружие. Однако в законе «Об оружии» не прописано, что сдавать гражданин должен оружие бесплатно. Там про денежное вознаграждение или отсутствие такового – вообще ни слова. А в ГК прописано, сколько гражданин должен получить. В нашем случае, поскольку, скорее всего, собственником земли Вадим не является – то 50 на 50. Половину стоимости найденного – Вадиму, половину, – если земля под гаражом городская, – городу, если краевая – краю, учитывая, что УВД – федеральная структура.

И чисто с моральной точки зрения – это правильно. Хорошо, что схрон нашёл Вадим, а не 15-летний пацан. Пацан бы мог пойти пугать обрезом своих товарищей, зная, что ему всё равно не заплатят. А знал бы пацан, что ему за нахождение клада полагаются хорошие деньги, пошёл бы отдавать оружие и получать их.

И, конечно, можно было бы предложить Вадиму через суд требовать 50% от стоимости найденного. Но я бы остереглась так делать – повесят ещё незаконное хранение или что-нибудь в этом духе.

Ну что ж… Наши государственные мужи – дураки. Не понимают они, что, возможно, оружие было припасено для саммита, учитывая примерное время схрона. И, по-хорошему, надо бы человека наградить за сознательность, ибо он, возможно, предотвратил теракт. А отмахиваться, как от мухи, тем более, ГК велит государству платить кладоискателям…

Кто ж с такой постановкой вопроса понесёт найденное в УВД?

Анастасия ПОПОВА,
фото Вадима.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100