Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (1001) от 22 мая 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Кабанов: Коррупция — самый доходный бизнес

Lenta.ru, фото: честный гаишник «Наша Раша», канал ТНТ

ЧТО ПРИНЕСЛИ РОССИИ 20 ЛЕТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ?
В начале апреля 1992 года президент Борис Ельцин подписал указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Этот документ дал старт борьбе со злоупотреблениями в современной России.

Как изменилась коррупция за прошедшие 20 лет? Помогли ли многочисленные правительственные меры снижению ее уровня? На эти и другие вопросы читателей «Ленты.ру» ответил член правления центра антикоррупционных исследований Transparency International Russia, председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов.

Антон:

1. Скажите пожалуйста, каковы всё-таки глубинные первопричины коррупции в России?

2. Если людей, берущих взятки, ещё как-то можно понять (ну хотя бы банально хотят лишних денег), то как понять тех, кто эти взятки даёт?

Кабанов:

1. Коррупция в России не просто криминальное явление. Это самый доходный бизнес (300 миллиардов долларов в год), основа идеологии большинства чиновников. Основная причина в зеркальности власти, ее безотчетности и беззаконности перед гражданином и обществом. Кроме этого в России отсутствует понятие «репутация», то есть, соответственно, нет репутационных рисков. А это в свою очередь результат отсутствия реальной политической конкуренции, то есть возможности гражданина или общности людей влиять на политические и социальные процессы. Конечно, высшая коррупция отличается от низовой. Мотивация для миллиардеров и чиновников - институциональная алчность, а государственная служба - работа в корпорации. Для врача, учителя и любого низового чиновника мотивацией является пример начальника, ворующего миллионы, низкая социальная защищенность, реальное понимание системности и всеобщности явления. Российская коррупция отличается от западной: на западе коррупцию инициирует гражданин с целью получения более комфортных условий, а у нас - бюрократия, создавая избыточные функции, административные барьеры. Делается это специально и осознано.

2. По поводу водителя-нарушителя: в большинстве случаев первопричина нарушения заложена в качестве и развитии дорог, а это тоже результат коррупции. По основной части наших дорог невозможно передвигаться без нарушений (объезжая ямы, заторы и так далее). Взяткодатели - в большей части люди искусственно, не по своей инициативе ставшие такими. Коррупция для России не просто зло, это фактор риска развития страны и ее деградации.

Подполковник Немо:

Не кажется ли Вам, что объективной причиной существования (процветания) коррупции является вся российская нормативно-правовая база?

Кабанов:

Коррупция - это бизнес, высокоорганизованный и самый доходный, системный и межведомственный. Из сего закономерно вытекает, что он расширяется через лоббирование своих интересов. Государственные функции - основа административного ресурса. Админресурс - орудие производства. Госфункции формируются правовой базой. Отсюда выводы: несмотря на реальное понимание угроз со стороны коррупции Медведевым и Путиным, изменить ситуацию крайне сложно. Клептократия (коррумпированная бюрократия) сформировалась фактически в класс. А вот организованной, системной силы, конструктивно противостоящей ей, в обществе нет. Да и у большинства нет такого желания. Большинство считает, что это невозможно изменить или что менять должна сама власть.

Илья:

Как Вы полагаете, не является ли одной из причин существования коррупции пресловутая жесткая «вертикаль власти»?

Кабанов:

Естественно, безотчетность перед обществом (независимо от него), заинтересованность лишь в «оценке» со стороны вышестоящего начальника является одной из основных причин коррупции.

Под ником «???»:

Иногда слышно по телеку что вот врач взял взятку или учитель или милиционер... Улучшит ли ситуацию, помимо ужесточения ответственности, поднятие зарплат до достойного уровня?

Кабанов:

Для решения проблемы низовой коррупции крайн. Но на других коррупционных уровнях управления эта мера теряет смысл. На сегодняшний момент, определенные чиновники даже на региональном уровне могут в короткие сроки стать долларовыми миллиардерами.

Под ником «чЁтко!»:

А почему возможна коррупция? Правильно я понимаю, что взятку дают за какие-либо преференции и т.д. А если различнвми регламентами предусмотреть отсутствие преференций?

Кабанов:

Конечно, понятно, прозрачные законы и четко прописанные регламенты значительно снижают коррупционные риски. Именно поэтому принимаются другие нормы, выгодные для коррупционеров. Именно поэтому механизм антикоррупционных экспертиз, законодательных и подзаконных актов не заработал.

Very paradoxical:

не возникает впечатления, что бороться с коррупцией мы стали больше, но коррупция - растет? В чем парадокс?

Кабанов:

Реальной борьбы с коррупцией нет. Коррупция растет не снизу.

Василий:

1. Кирилл, расскажите пожалуйста, когда, на ваш взгляд, коррупция была больше - в 90-х или в 2000-х?

2. И еще вопрос. Сейчас мы часто читаем, что «возбуждено дело по факту коррупции». Как часто эти дела заканчиваются приговором и реальным сроком?

Кабанов:

1. На сегодняшний день коррупции больше с позиции оценки финансового объема. Она систематизировалась и подменяла в определенной части систему госуправления.

2. Уголовное право в отношении коррупционных действий ориентировано на взятку (получение/дача), хотя список значительно шире, включая конфликт интересов (на этом построен весь бизнес родственников чиновников). Использование кратных штрафов, судя по малочисленным практикам, на сегодняшний день, может сформировать юридическую лазейку для ухода от реально жестокой ответственности: штраф вместо реального срока назначается судом, у осужденного практически нет имущества, органы прокуратуры не обжалуют решение суда о штрафе. Все.

По существующей статистике свыше 80 процентов осужденных - это представители низовой коррупции: врачи, учителя - мелкие взяткодатели. В этой статистике практически нет крупных глав регионов, крупных руководителей министерств и ведомств, федеральных структур, судей, сотрудников спецслужб. Конечно, мы за ужесточение законодательства. Более того, я считаю, что члены семьи коррупционеров знают о преступной деятельности и пользуются их благами, в этом случае к ним могут быть применены ограничения хотя бы по заниманию постов на госслужбе и в компаниях с государственным участием. Теперь по конфискации и аресту незаконного имущества за рубежом. Для этого необходим правовой механизм, а именно: ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Введение понятия незаконного обогащения. Именно поэтому по этой статье уже 6 лет идет мощнейшее противодействие.

Economic:

Скажите, а средства, которые крутятся в коррупционных средствах, какого порядка? Влияют ли они на состояние экономики, на инфляцию?

Кабанов:

Только откаты в госзакупках формируют 1 триллион рублей в карманы коррупционеров, а есть еще управления федеральной, региональной, муниципальной собственностью, распределение природных ресурсов и бюджетов различных условий. При этом необходимо понимать, что оплачиваем это мы, каждый из нас. В каждом товаре (включая хлеб, молоко и так далее и тому подобное) и платеже (ЖКХ, пенсионные средства) заложено благосостояние конкретных чиновников, их многомиллионные счета и недвижимость, машины, цацки, образование детей. Естественно, такой уровень теневой экономики напрямую влияет на общие тенденции. Но наибольшая угроза в том, что более 70 процентов от этих средств уходит из страны. Не развиваются реальные секторы экономики, нет долгосрочных инвестиций.

Гриша:

Можно ли создать специальное подразделение, наделив его большими полномочиями, которое занималось бы исключительно расследованием преступлений антикоррупционной направленности?

Кабанов:

В странах с самым низким уровнем коррупции нет специальных подразделений по борьбе с ней. Создание подобных структур в нашей стране создаст угрозу появления самой коррумпированной службы.

Данил:

Кирилл скажите, как вы думаете, против коррупции помогли бы радикальные меры, типо показательного расстрела ряда самых отъявленных взяточников?

Кабанов:

Расстрелами и другими репрессиями при коррумпированной правоохранительной и судебной системе это не решить. Более того, репрессии будут использоваться коррупционерами для решения своих задач.

wanna ask:

Существует ли в России правовой институт провокации взятки? Т.е. когда агенты налоговой делали бы вид, что дают взятку, и если кто-то клюнет - сразу на руках доказательная база, сразу дело в суд?

Кабанов:

Фактически оперативный эксперимент в законе об ОРД заявлен, но механизм правоприменения прописан крайне плохо, это создает возможности для правонарушений. На сегодня большинство дел в отношении врачей, учителей - просто результат провокации для отчетности.

Андрей Андреевич:

Есть ли какие-то наблюдения, исследования, которые могли бы хотя бы косвенно подтвердить заинтересованность высшего политического руководства (премьера и президента) в сохранении текущего положения с коррупцией для решения своих политических задач?

Кабанов:

Коррупция - зачастую плата за лояльность, некий атавизм феодальной системы. При этом она же в конечном счете уничтожает всю систему в силу институциональной алчности, помноженной на потерю управляемости.

ambidextrous universe:

Есть мнение, что эффективная борьба с коррупцией невозможна в существующем в РФ правовом поле. Может, заграница нам поможет?

Кабанов:

По западному влиянию и «Списку Магнитского». Политических демаршей много, но практических действий за ними не следует. Российские коррупционеры закачивают в западную экономику (в виде вкладов, налогов с имущества) сотни миллиардов долларов в год. Когда вопрос стоит о выборе между общественными ценностями и поддержкой подверженной кризису финансовой системы, понятно, что выбирают.

Андрей:

Замешан ли Путин в коррупции?

Кабанов:

В результате системы управления, сформированной с 2000 года, коррупция стала ее фактической основой, практически идеологией. Всегда, когда власть формируется в закрытом, кулуарном режиме по принципам личной мотивации, близости и преданности, риск подверженности ее коррупции многократно возрастает. Нарушаются механизмы регенерации и развития элиты, экономического (рыночного) и политического развития, что в случае бездействия в итоге может привести к краху с тяжелейшими последствиями.

Именно поэтому я возлагаю эту ответственность и на В.В. Путина. При этом хочу напомнить массовый психоз: пришел начальник, за нас все сделает, и нам будет хорошо. Общество должно научиться (через механизмы объединения) отстаивать свои интересы и работать везде и со всеми, если возможен позитивный вариант. Борьба с оргпреступностью ведется разными методами, и союзники могут быть разными. Но еще раз обращаю внимание: только общество может реально сформировать заказ на борьбу с коррупцией.

Lenta.ru, фото: честный гаишник «Наша Раша», канал ТНТ


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100