фото

Когда тебе за шестьдесят, и ты никогда не был в Санкт-Петербурге, а в Москве только проездом-пролетом, то сам Бог велел посетить эти места, коли случилась оказия в виде дешевого авиабилета из Владивостока до Москвы всего за пятнадцать тысяч рублей туда и обратно. Всего за одну месячную пенсию. Решаюсь, ведь за последние пять лет фактически не покидал свой родной город.

 Наше путешествие началось 19 мая. Я лечу вместе с женой, которая в тех краях бывает ежегодно. Это облегчает мне задачу. Из Владивостока, от железнодорожного вокзала в аэропорт Кневичи, нас меньше чем за час, доставил аэроэкспресс. И в самом аэропорту ни с регистрацией, ни с посадкой, ни с вылетом проблем не возникло.

Перелет до Москвы длился долго и нудно. Немножко скрасил скучный полет сосед справа, москвич, возвращающийся в столицу из командировки. Мужчина лет пятидесяти, слегка важный. Ведь он житель главного города России, а я провинциал с далекой восточной окраины. Он то и начал меня посвящать в тонкости столичной жизни.

И первое, что я пытаюсь выяснить у московского аборигена, это тонкости проезда в метро. Как там не заблудиться, как ориентироваться, какие там могут подстерегать неприятности? Информацию сосед предоставляет в огромном количестве. Надо покупать билет на одну поездку в метро, и неограниченное число поездок в наземном транспорте. Такие билеты стоят дешевле.  

Второй важный для приезжих вопрос, это посещение Красной Площади, Кремля, Арбата и всего московского исторического центра. Лучше выйти на станции метро «Площадь Революции» или на станции «Охотный ряд». Это самый центр Москвы, и там уже на месте решать куда идти, что смотреть.

И тут выясняется, что москвич не был ни в «Оружейной палате», ни в «Алмазном фонде», ни на территории Кремля. И никаких тонкостей посещения этих мест не знает. Объясняет все это огромной загруженностью на работе, постоянными командировками по стране. Мол, это все откладывается на потом, думаешь, что это никуда не денется.

И я интересуюсь у соседа, а коренной ли он москвич? Отвечает, что нет, и сразу замыкается в себе, включает компьютер, отгораживаясь им от меня. Вывод простой, хочешь обидеть москвича, спроси, как давно он живет в столице?

А если откровенно, то мое отношение к коренным москвичам, с которыми приходилось пересекаться, как к самым крутым иностранцам.  По ходу моей морской работы я часто бывал в США. Эмигранты из СССР, показывая, какие они уже коренные американцы, говорили на нашем родном языке с акцентом. И постоянно переспрашивали, как это будет по-русски. Мы открыто смеялись, а они обижались.

Люди должны понимать, что не место красит человека, а как раз наоборот. Так, до конца полета мы с москвичом больше не общались. Пришлось тоже включить планшет и скрасить скукотищу полета просмотром фильма-боевика.

Что я заметил за короткий период пребывания в Москве? Многие москвичи, с которыми я общался, с придыханием и важностью в голосе сообщали, что они могут позвонить в мэрию легко и просто. И сообщить о каких-то нарушениях, о каком-то беспорядке на улицах города. И в мэрии на это отреагируют немедленно. Получалось, что они сопричастны к руководству городом.

Меня немного смущала их уверенность в этом. И я просто не решался опровергнуть их эти святые убеждения. Как и не могу представить, что в том же Нью-Йорке гражданин позвонит в мэрию и сообщит, что на такой улице урны нет, а люди окурки бросают на асфальт. Там есть кому за этим следить, и есть люди, которые эту работу выполняют.

Как я понимаю, но вполне могу ошибаться, это очень хороший маневр власти, чтобы отвлекать простых москвичей от главного. Возможно, от бизнеса чиновников, в котором те осваивают громадные деньги в свою пользу. Думаю, что эти самые чиновники ну никак не отреагируют на сообщения горожан, что в городе каждый год меняют плитку и бордюры на улицах. И это при том, что асфальт куда практичней плитки в российском климате с его снегопадами, морозами и оттепелями в середине зимы.

Может, я просто «сгущаю краски», видя негатив там, где его нет. Но та же тихо и неотвратимо продвигаемая реновация, которая ну совсем не на пользу основной массе жителей Москвы, говорит об обратном. А по большому счету, как не крути, москвичи счастливчики, в сравнении с нами, с остальными россиянами.       

Посадку в Москве встречаем с радостью. Утомительный полет, наконец-то, закончился. Проходим в зал для получения багажа, где сразу поражает обилие народа. Одновременно прилетели три рейса. Получили свои сумки. Следующий шаг, как быстро и без проблем добраться до города. Выбираем самый простой, на аэроэкспрессе Внуково – Киевский вокзал. Стоит это пятьсот рублей с человека, но по любому дешевле, чем на такси.

И первое правило: не паниковать, не лезть ни к кому с расспросами. Большинство пассажиров такие же, как и вы, и толком ничего не знают. До отхода поезда всего десять минут, а следующий через час. И как назло, милая девушка кассир довольно долго оформляет билеты, и при этом сообщает нам, какие неадекватные, практически ничего не соображающие пассажиры попадаются. Она из Сибири, но чувствует себя в столице комфортно.

Жена ее поторапливает, до отхода поезда осталось всего три минуты, а мы не знаем, где на него посадка и куда нам бежать. Поток пассажиров на аэроэкспресс уже схлынул, все уже давно в поезде. Недовольная замечанием кассирша показывает неопределенным жестом куда-то в конец зала. Мы и женщина с ребенком несемся в указанную сторону.

Спускаемся на этаж ниже, где оказываемся у эскалатора, перегороженного турникетом. Полминуты уходит на то, чтобы сообразить, как преодолеть это препятствие. На самом деле надо приложить билет штрих-кодом к окошечку на панели турникета, чтобы тот открылся. Выскакиваем на перрон за тридцать секунд до отправления поезда.

В электричке полно свободных мест, но пассажиры расположились сами и заняли багажом свободные рядом места. Нарастает раздражение, вылившееся на вальяжно развалившегося в кресле парня. Одно место свободно, а на втором его сумка.

Мне нужен поступок, который заставит выйти из состояния совдеповского колхозника, перепуганного столичной суетой. Так что закидываю одну сумку на багажную полку, а вторую спокойно ставлю на сумку москвича. Парень извиняется, извиняюсь и я. Все сумки убраны туда, где им и положено быть. Мы с женой удобно располагаемся в креслах, электропоезд несет нас в центр Москвы.

Тридцать минут в пути, и мы снова в гуще пассажиро-потока. И я снова в роли провинциала, не понимающего, куда идти, куда ехать. И снова простой совет: остановитесь, успокойтесь, оглядитесь. Все на самом деле просто и понятно. Все сделано для удобства пассажиров.

Мне проще, я с женой, которая в Москве частый гость. Она покупает билеты за 35 рублей при стоимости в 55. На один билет положена одна поездка в метро и неограниченное число поездок на наземном транспорте, но в течение определенного времени. Кажется, порядка двух часов. А еще лучше купить месячный проездной билет на все виды общественного транспорта, если вы планируете пробыть в столице такой отрезок времени. Во-первых, это выгодно. Во-вторых, к кассам метро постоянные очереди. Москвичи много времени тратят на дорогу, а оно, как говорится, деньги.

Билеты у нас на руках, идем к турникету. Главное, не надо спешить. Приложили билет туда, куда прикладывают все. Выждали секунду, зажегся зеленый свет на панели турникета, он открылся, проходим к эскалатору, на котором спускаемся под землю.

Никогда не думал, что московское метро расположено на такой большой глубине. Не хочется думать о плохом, но вдруг задымление или что-то в этом роде. Ну, допустим, свет погаснет, и встанет этот самый эскалатор. Рядом находящиеся люди спокойны, значит, такого быть просто не может. Внизу у каждого эскалатора дежурят сотрудники метро.

Спустились на перрон, и тут всплыл мой первый прокол. Информационная табличка находится высоко, буквы на ней довольно мелкие, стоять и изучать ее просто нет времени. И, главное, ты мешаешь потоку движущихся пассажиров, оказываешься у них на пути. Моих очков для дали все это рассмотреть быстро на ходу не хватает. Если у вас проблемы со зрением, запаситесь хорошими очками, это будет не лишним.

Мы сели в поезд метро на Киевском вокзале и должны были доехать до своей остановки «Баррикадная» по главному внутреннему кольцу. Все так и получилось, но только мы поехали в обратную строну. В результате потеряли тридцать минут времени. И приехали на свою станцию с другой стороны. На «Баррикадной» перешли с коричневой линии на сиреневую. Для удобства пассажиров, для лучшей ориентации, каждая линия метро имеет свой цвет.

Уже через пятнадцать минут были на станции «Полежаевская», от которой до квартиры наших знакомых четыре остановки на троллейбусе. В троллейбусах и автобусах вход только через переднюю дверь. На входе такой же турникет, как и в метро.

Первый этап путешествия прошел благополучно, мы добрались до места. Встреча с друзьями, ужин и прогулка по микрорайону, который расположен на берегу Москва-реки. Первое, что поражает, это чистая речная вода. Здесь купаются. А чуть выше по течению расположено место отдыха москвичей «Серебряный бор». Это громадный парк с пляжем, в котором совсем не чувствуется присутствие огромного города.

Берег, на котором мы стоим, еще не оборудован. Можно сказать, обычный уголок живой природы на фоне московских небоскребов. Самый настоящий лес в первозданном виде и полной красе. На зеленой траве, кстати, совсем не вытоптанной, расположились две большие компании с шашлыками и горячительным. Сегодня пятница, конец рабочей недели.

С нами они поздоровались очень доброжелательно. Что само по себе удивительно для меня, жителя далекой окраины страны. По личному опыту знаю, что у нас в Приморье большие компании, распивающие спиртное на природе, желательно обходить стороной.

Когда эти люди ушли, а мы гуляли больше двух часов, за ними не осталось ни клочка бумаги, ни пустых консервных банок-бутылок, ни окурков. И вообще, никакого мусора. Похоже, что москвичи на порядок, а то и на два, культурнее нас, жителей всей остальной России.

И еще, что меня поразило и обрадовало, так это не очень плотная застройка Москвы в районе станции метро «Полежаевская» и «Серебряного бора». Но, к сожалению, все это может быть в самое ближайшее время устранено. То тут, то там, выглядывают из-за крыш домов  строительные краны. Так называемая, реновация набирает постепенно обороты. Начинается снос пятиэтажек и возведение на их месте громадных жилых монстров.

Небольшой, но очень характерный штрих. Вагоны метро не пустуют до самого позднего вечера. Забиты больше, чем на половину даже в часы далекие от утреннего и вечернего столпотворения.

День второй, 20 мая, суббота. Начинаем знакомиться с достопримечательностями столицы. И, конечно, наш путь на Красную площадь. Вот только день для этого не очень удачный, суббота. И хотя туристический бум еще не начался, и по самой площади можно пройти, не толкаясь, но очереди в «Оружейную палату», «Алмазный фонд» и в «Мавзолей» громадные. Очень много экскурсий школьников младших классов, у которых фактически начались летние каникулы.

Знающие люди объяснили, что завтра, в воскресенье, такого столпотворения не будет, и где-то после трех часов дня можно будет попасть без проблем во все главные исторические места. И чтобы не терять драгоценное время на стояние в очередях, направляемся на «Старый Арбат», в знаменитое культовое место как Москвы, так и России.

Нет, наверное, такого человека в нашей стране, который не слышал бы песен Окуджавы, воспевающих Арбат. Этот центр культурной жизни находится совсем рядом. Не стесняйтесь спрашивать, как и куда пройти. Не бойтесь показаться приезжими провинциалами. Москвичи 21 века в основной своей массе люди доброжелательные. На просьбу, как пройти на «Старый Арбат», нам объяснили – показали подробно и без раздражения.

А этот самый «Арбат» улица, как улица, стиснутая монументальными домами старой постройки. Прошли, посмотрели, ничего особенного. Разве что больше магазинов культурно- сувенирного направления да и наличие свободных художников.

Но где их сейчас нет, этих самых магазинов и свободных художников? У нас во Владивостоке художников на «Набережной» не меньше.

Виктор БОНДАРЧУК.

Продолжение следует.