Арсеньевские вести - газета Приморского края Книги от издательского дома Водолей
 № 52 (1032) от 25 декабря 2012  

Обложка АрхивКонтакты Поиск
Почтовый индекс по России: 15543Online подписка на Арсеньевские вести
ЭКОНОМИКА

Народные промыслы

Ксения Кириллова.

Нынешний премьер, Дмитрий Анатольевич Медведев, в бытностью свою президентом, как-то сказал, что народные промыслы – это наше лицо, наша история, наша идентификация.

Уезжая за рубеж или принимая гостей здесь, мы стараемся привезти или достать для них истинно русский сувенир.

Что первым приходит на ум? Правильно, в большинстве случаев – матрешка. Это самая загадочная кукла, ставшая национальным лицом России. В этом году, кстати, ей исполнилось 113 лет. Но только в последнее десятилетие разрез ее глаз все больше напоминает восточный. На сувенирных развалах всех городов мира можно встретить русскую матрешку в китайском исполнении.

Каким образом она появилась на свет, до сих пор точно не известно. Самая распространенная версия – фигурку божества Фукурума, (по другим данным – Дарума), ставшую прообразом матрешки, привезли из Японии в подмосковную усадьбу купцов Мамонтовых – Абрамцево.

Зато место ее рождения известно точно – Москва, Леонтьевский переулок, д. 7, где до революции находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы Мамонтова. Имя мастера, подарившего миру матрешку, тоже известно – токарь Звездочкин.

Несмотря на то, что родилась матрешка в столице, праздник в ее честь проходит на Северо-Западе. По словам отца-основателя новой традиции генерального директора Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ Артвита, заслуженного работника культуры РФ Виталия Васильева, его начало приурочено ко дню святой преподобной Матроны Константинопольской, 22 ноября, а окончание приходится на другой праздник – День матери.

И практически каждый год окончание «Матрениной недели» отмечают в деревне Верхние Мандроги Подпорожского района Ленинградской области – пожалуй, единственном месте, где стараются масштабно сохранить народное ремесло. Но об этом дальше.


Дело не государственной важности

Как рассказал корреспонденту «АВ» председатель правления ассоциации «Народные художественных промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области», заслуженный работник культуры РФ Вадим Савченко, народные промыслы в Ленинградской области «умерли» уже много лет назад. Развалили их весьма просто. Почти в каждом из районов был свой, местный промысел.

Когда-то именно Ленинградская область славилась керамическими изделиями, изготовленными на заводах Фока, кингисеппской вышивкой, киришскими кружевами, волховской росписью (сейчас, кстати, восстановленной в Российском лицее традиционной культуры), выборгским, волосовским, любанским ткачеством, оятской ручной керамикой. Но все промыслы были тесно связаны с художниками и тогда еще работавшими специализированными магазинами в Санкт-Петербурге. Была отлажена схема доставки, товарооборота и т.д.

Когда в середине 90-х годов прошлого века область стала самостоятельным субъектом, «умные головы» регионального масштаба решили, что каждый район сможет сам зарабатывать на местном сувенире и приносить доход в местный бюджет. По словам Вадима Савченко, через три года не осталось ничего от индустрии областных народных промыслов. Последним пал завод оятской керамики. В 2004 году его сожгли, а директора и вовсе убили.

А ведь именно Петербург когда-то был первым центром популяризации и распространения народного художественного ремесла. В 1905 году в Таврическом дворце была организована первая всероссийская кустарная выставка. Вторая прошла в 1913 году в Ботаническом саду.

К слову, тогда на территории имперской столицы работало восемь тысяч кружевниц и вышивальщиц. На обе выставки мастеров из всех уголков везли на деньги царского правительства. «Ну где же нам сейчас взять такого инвестора», – развел руками нынешний хозяин северной столицы Георгий Сергеевич Полтавченко на предложение Вадима Парфеньевича Савченко.

Вадим Парфеньевич уже привык к таким ответам, а потому уже много лет на деньги ассоциации самостоятельно участвует в самых престижных международных выставках. Например, в Мюнхене каждый год проходит выставка «Дом и ремесло». Дважды немецкое правительство бесплатно предоставляло площади для работы ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

В 2000 году местные газеты Ниццы писали, что впервые на международную выставку, представляющую страну, люди приехали за свой счет. То же самое произошло в 2003 году во французском Дижоне. Французская пресса тогда отмечала, что впервые за 70 лет вход в русский павильон вынуждена была регулировать жандармерия. Вадим Парфеньевич воспоминает, что последних посетителей приходилось буквально выгонять в 12 часов ночи.

В июле 2012 году ассоциация самостоятельно приняла участие в Международном парусном фестивале. Вадим Парфеньевич объясняет, что, по неписаным правилам, каждое такое международное действо должно обеспечиваться сувенирной продукцией страны-участницы. Другие государства в состав такой делегации включают специального человека, отвечающего за художественно-эстетическое представление страны.

«Русскую деревню» на этом фестивале Вадим Савченко делал за свой счет, а французы опять помогали – снова бесплатно предоставили место. Стыдно за страну, национальный культурный код, за отсутствие патриотизма. Но если бы это касалось только Петербурга и области.


Недвижимость – наше все

В новой России национальная идентификация в промышленном выражении, по всей видимости, оказалась такой же невостребованной, как и в двух субъектах.

Уже на федеральном уровне не так давно, видимо, в целях экономии бюджета, попытались сделать то же самое, что проделали в Ленинградской области, – передать народные промыслы в ведение субъектов.

Ведь субсидии, выделяемые на поддержку художественных промыслов из госбюджета, доходят до 400 млн рублей. Это 80% потребности отрасли, выделяемые на 15 направлений и 250 предприятий: Хохлому и Гжель, ростовскую финифть и оренбургские пуховые платки, вологодское кружево и каслинское литье, Федоскино и Палех, Городец и Холуй, Торжок и Златоуст и т.д.

Реально федеральные субсидии на компенсацию затрат на энергоносители и выставочно-ярмарочную деятельность получают около 15 организаций. И как-то при этом забывается, что общий объем произведенной продукции народных художественных промыслов по результатам 2011 года составил 4,7 миллиарда рублей. Ну мелочь, право, по сравнению с нефтянкой или доходами от продажи леса, о национальном достоянии вообще можно промолчать.

Да что там говорить, когда само здание Центра народных промыслов России в Москве, в Леонтьевском переулке, 7, где организован музей матрешки и хранится оригинал той самой, первой куклы, уже много лет пытается отобрать ведомство, отвечающее за имущественный комплекс. И дела ему нет, до того, что жизнь и развитие народных промыслов в администрации президента курирует Совет по культуре и искусству, в Совете Федерации – Комитет по культуре, в Государственной Думе – Комитет по культуре, в Правительстве Российской Федерации – Департамент культуры.

Культура культурой, а денежки за здание – врозь.

На заседании Госсовета 26 декабря 2011 года председатель правительства Владимир Владимирович Путин рекомендовал отклонить предложение о передаче промыслов на региональный уровень.

Помогло, но мало. По словам Геннадия Александровича Дрожжина, председателя правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», члена Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, «не сдвинулась с мертвой точки работа по созданию инфраструктуры рынка в стране. Потеряли Гусь-Хрустальннеский завод (его банкротят), в год 300-летнего юбилея М.В. Ломоносова практически потеряли Холмогорский промысел, в тяжелейшем положении находятся объединение «Гжель», Богородская фабрика и многие другие промыслы».

Учредитель ООО «Златоустовская гравюра на стали» Валерий Александрович Томея сетует на то, что старейшее и известнейшее в стране предприятие прошло четыре процедуры банкротства. Мастера разбежались, а в Златоусте на фабрике создалось 70 предприятий.

Одной из нерешенных проблем, которые наносят экономический урон отрасли (да вообще-то и престижу страны) является вопрос о бренде, защите изделий от подделок и контрафакта. Например, «гжель» официально сейчас делает семь предприятий, «палех» – пять. А сколько тех, кто пользуется известной маркой?


Залакированный «шиш»

Почти 15 лет назад был ликвидирован НИИХП – институт, который координировал работу по совершенствованию стиля, ассортименту, повышению художественного уровня изделий. В результате не только у известной матрешки появился восточный разрез глаз.

Экс-депутат Петербургского парламента от ЛДПР Елена Владимировна Бабич как-то в одном из престижных городских отелей обнаружила в сувенирной лавке якобы палехскую шкатулку, которая при ближайшем рассмотрении оказалась деревянной коробочкой с наклеенной открыткой, залакированной сверху. Вот ЭТО увозят в качестве национального сувенира из Петербурга иностранцы.

Не говоря уже о том, что неизвестно чем торгуют в магазинах русских сувениров во всех концах Старого и Нового Света. Этот вопрос, мягко говоря, мало волнует власть предержащих. Даром, что основным куратором народных промыслов выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

По словам, председателя совета директоров ЗАО «Народные художественные промыслы» Семена Матвеевича Линовича, «на нас, например, выходила одна из крупнейших сетей Европы El Cortes, 150 магазинов. У них есть опыт продаж национальных изделий. Месяц они торгуют изделиями Мексики, Италии и так далее.

И, к сожалению, они констатировали факт: пока мы не достигнем необходимого уровня ассортимента и количества внутри страны, у нас никаких шансов нет для таких масштабных проектов за рубежом. Выходил магазин Herouz, крупнейший и самый популярный магазин Европы – и такая же ситуация».

И это при том, что еще 25 лет назад художественная промышленность России и Советского Союза была мировым лидером. Ни одна страна не имела такой системно выстроенной художественной промышленности, которая создавалась более 100 лет. Только Москва и Московская область еще в конце XIX века давали 55% оборота художественных изделий.


Там, где живет идея

Споры, разговоры, предложения и даже законопроекты по вопросу спасения индустрии народных промыслов ведутся очень давно. Выставки, ярмарки, фестивали, с успехом проходящие в Нижнем Новгороде, Казани, Кирове, Туле, Рязани, Перми, Башкирии, Вологде, Татарстане вносят значительный вклад в работу по популяризации нашей народной культуры.

В «Экспоцентре» столицы ежегодно работает международная выставка «Ладья». Справедливости ради стоит сказать, что этот проект вызывает неоднозначные оценки специалистов. Одни утверждают, что выставка – одна из лучших в Европе, другие, в основном искусствоведы, смотрят скептически, поскольку, по мнению некоторых, она мало чем отличается от базара, где запросто можно приобрести китч и подделку, но с трудом найти произведение народного искусства.

Организация туристических центров, в том числе и на базе 30 музеев, созданных в местах традиционных промыслов, – дело будущего.

Пока одни рассуждают, другие делают. В Подпорожском районе Ленинградской области уже 19 лет работает, и весьма успешно, проект деревни ремесел «Верхние Мандроги».

Это, пожалуй, единственный в области центр, где популяризируют и сохраняют разнообразные виды росписей и резьбы по дереву, поделки из камня, ювелирные украшения, ткацкое, кузнечное и гончарное дело, плетение из бересты, роспись по ткани, кружевоплетение и другие народные промыслы Северо-Запада России.

Во время войны 1941-1945 годов деревня Верхние Мандроги, возникшая на территории межозерья между Ладожским и Онежским озерами – части Волго-Балтийского водного пути – и состоявшая из 29 дворов, сгорела. В 1993 году территория на берегу реки Свирь возродилась в новом качестве. Теперь это комплекс, включающий более полусотни построек (как стилизованных, так и истинных, собранных по деревням Северо-Западного региона), несколько музеев (например, музей водки, притом что на территории введен строжайший сухой закон), ремесленные мастерские. Территория деревни – 49 га (земля находится в аренде). Здесь уже четыре года подряд традиционно заканчивается петербургская «Матренина неделя».

Это исключительно частный проект, успешный и дорогой. Он находится в собственности двух частных предпринимателей, близких к царскосельскому ресторатору и меценату Сергею Эдидовичу Гутцайту, и одного общества с ограниченной ответственностью.

По оценке одной из петербургских деловых газет, в 2006 году, оборот Верхних Мандрог составлял около $10-12 млн. в год. Не мудрено, он рассчитан на состоятельных клиентов. Здесь, например, любил проводить время бывший совладелец салонов связи «Евросеть» Евгений Чичваркин, ныне отдыхающий в Лондоне.

В сезон с мая по октябрь деревня принимает в сутки до 5 теплоходов, курсирующих до Валаама и обратно с тремя сотнями человек на борту. Гости проводят здесь от 2 до 4 часов. Но здесь можно забронировать и номер в гостинице, и отдохнуть в любое время.

Создатели проекта каждый год придумывают что-то новенькое. То затеют фестиваль ледяной скульптуры, то на следующий год собираются открыть новый «живой музей» русской свадьбы.

Реализуют здесь и уникальную программу «Погружение в ХIХ век». Смысл в том, что на несколько дней «погруженцев» полностью отрешают от благ цивилизации. Отбирают мобильники, селят в настоящий деревенский дом без отопления, электричества, телевизора и душевой кабины. Чтобы согреться, мужчина сам колет дрова, чтобы поесть, женщина печет хлеб в настоящей русской печи, готовит щи и кашу. Никакого кофе – только чай из самовара, а чай надо приготовить самим. А хотите помыться – пожалуйте в баньку.

Какова бы ни была экономическая составляющая, главным остается одно – в деревне в туристический сезон работает до 70 мастеров, владеющих тем или иным народным искусством. Зимой их остается до 10 человек. Здесь гостям дают мастер-классы, как можно самому расписать матрешку и обучают детей премудростям народного ремесла. Для художников с семьями и сотрудников обслуживающих инфраструктуру деревни есть общежитие, школа и детский сад.

Деревня вызывает довольно странное, смешанное ощущение: кича в виде китайских крокодилов на крыше, теремов из русской сказки, словно сошедших с гравюр Васнецова или набросков Рериха, и истинного музея под открытым небом.

Настоящие ткацкие станки XIX века и вышка мобильной связи. В одних номерах подлинные кровати с ручной росписью по металлу, в других – стилизация.

Несмотря на почти двадцатилетнюю историю нового времени у Верхних Мандрог до сих пор нет своего символа – истинного сувенира именно этого места. По словам художника-керамиста Татьяны Каримовой, практически каждый мастер ищет образ этого места, пока неудачно. Но, впрочем, критиковать может каждый, а вот сохранять традиции, пусть и виде такого микса…..

В недрах Интернета удалось откопать только еще один подобный проект – центр «Этномир», в Калужской области. Он возник гораздо позже, в 2005 году. И он тоже частный. Ни одного государственного проекта в области популяризации, сохранения и развития народных промыслов, несмотря на все правильные слова так и не создано.

Помните, несколько лет назад мы искали национальную объединяющую идею. Так и не нашли. Уже лет двадцать нам постоянно твердят о необходимости патриотического воспитания, имея в виду почему-то исключительно военно-патриотическое. А почему не вот в такой форме?

Ребенок, сделавший своими руками горшок на гончарном круге, вряд ли будет ломать скамейки и выворачивать урны. Девочка, умеющая вышивать или плести кружева, наверное, не станет выходить на трассу и предлагать себя дальнобойщикам.

Кстати, в голодные 90-е годы с десяток моих знакомых женщин не пошли по миру только потому, что бабушки и мамы учили их плести кружевные салфетки, вязать и вышивать. Конечно, их изделия вряд ли можно назвать народными промыслами.

Пусть государственная поддержка народных промыслов не отвечает концепции национальной идеи, но может, этот процесс можно приспособить к задаче воспитания патриотизма?

Ксения Кириллова.

При подготовке материала использовались данные из стенограммы XXVII конференции ассоциации «Народные художественные промыслы России».


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Обсудить статью. (Обсуждений: 2)
Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100